Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звук З- З”. Буква З»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

сергеева татьяна анатольевна

 Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi._zvuk_z_z.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

в подготовительной группе

«Звук З- З”.  Буква З»

Цель: познакомить детей со звуками [З], [З’], буквой З.

Задачи:

Образовательные:

  • Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости;
  • Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза».

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух;
  • Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему миру.

Материалы и оборудование: 2 бумажных комарика, письмо, мяч, флажки (кружки) красного, синего, зеленого цвета, кружки для составления буквы, картинки (роза, зонт, корзина, зебра, замок, арбуз, кукуруза).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход ОД:

Воспитатель: Мы приветствуем друг друга,

                         В этом месте, в этот час,

                         И, держась за руки дружно,

Вместе:           Все получится у нас.

(воспитатель показывает детям шарик, на котором прикреплены два комарики-один побольше, другой -поменьше)

В-ль: как же попали в группу эти комарики? Очень странно. Ребята, какое сейчас время года? Что в это время делают насекомые? (выслушать ответы детей) Посмотрите, у комарика записка. Наверно, это для нас. (читает)

«Ребята, мы не успели найти себе убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить её, а то без неё мы не сможем найти свой домик и своих друзей»

- Ребята, кто знает песенку комара? (З-з-з-з-з)

- А какую песенку будет петь маленький комарик? (зь-зь-зь-зь)

В-ль: посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, ЗАМОК, ЗАБОР, арбуз, кукуруза. 

Какой звук мы слышим в каждом слове?

В-ль: правильно это звук З, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети: «Улыбаются».

В-ль: А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

В-ль: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети: Холодный.

В-ль: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

Д/И «Поймай комара»

В-ль: Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова, в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОР – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА – БЫК – КОЗА – РОЗА.

Молодцы вы замечательно справились с заданием.

В-ль: сейчас ребята, давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. (произнести поочередно звуки)

 В-ль: Звук [З] – какой он?

Дети: согласный, твердый.

В-ль: Какой фишкой мы его обозначим?

Дети: Его мы будем обозначать фишкой синего цвета.

В-ль: Звук [З’] –какой он?

Дети: согласный, мягкий. Его мы обозначим фишкой зеленого цвета.

Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

-  Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

- Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру Д/И «Не ошибись.»

 Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ –  БИЗОН – МЕДУЗА – ЗИМА – ЗОЛОТО и др.

В-ль: Молодцы!  А теперь отгадайте загадку?

Как прекрасна королева –

королева всех цветов!

Но на стебле справа, слева –

ну, везде полно шипов!

Наклонять цветок не буду –

полюбуюсь им отсюда!

(роза) (на доску повесить картинку розы)

В-ль: с помощью фишек сделайте звуковой анализ слова роза. Постарайтесь работать самостоятельно. (по окончании работы предложить детям провести взаимопроверку- работа в парах)

В-ль: давайте немного отдохнём и проведём физминутку.

 Физминутка :

За-за-за –в саду бегает коза.    Показывает рожки, бежит на месте.

Зу-зу-зу –в саду видели козу.   Смотрит вдаль по сторонам.

Зы-зы-зы –у козы усы.             Изображает усы с помощью рук

Знакомство с буквой «З»

В-ль: посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»). Повторение правила: звуки мы поизносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

На что она похожа?

«З» - смешная завитушка.

«З» - закручена как стружка.

-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з,]. Она состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов. Перед вами на столах лежат кружочки. Выложите букву З на столе с помощью их.

- Наши пальчики устали, мы немного отдохнём.

 Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).

И открыли!     (Расцепить пальцы).

В-ль: приглашаю вас поиграть в игру «Определи место». Правила таковы: я бросаю мяч по очереди и называю слово, в котором есть звук З, вам нужно определить место звука в слове – в начале, середине или в конце и бросить мяч обратно. ( зерно, зелень, корзина, зелёный, Ваза, роза, база, Лиза, обуза, блуза, лезгинка, польза, береза, закон, завод, лазить, забава, резинка, забор, загадка, мазать, заболеть).

В-ль: ребята, давайте выучим скороговорку со звуками з и зь.                                        

Зелень у Зины зимует в корзине,
Зелень в корзине в земле.

Зелень зелёная радует Зину,

 Зелень у Зины в тепле.

В-ль: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились благодаря комарикам? А с какой буквой? Как вы думаете, мы помогли комарикам? Молодцы, комарики тоже вас благодарят за помощь и прощаются с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [з], [з’], буква З,з»

Познакомить детей с буквой З,з; учить читать прямые и обратные слоги с данной буквой; формировать навык сознательного чтения; закрепить умение работать над рассказом; учить отвечать на вопросы педагог...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звук [Ё] и буква Ё»

Познакомить детей с новым звукоми буквой; учить определять позицию звука в словах; учить распознавать графическое изображение буквы; учить соотносить звук и букву; учить читать сло...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе "Звуки [Т], [Т’], буква Т"

Познакомить детей со звуками [Т], [Т’], научить узнавать букву Т зрительно; учить читать слоги и слова с этой буквой. Способствовать умению давать характеристику звуков [Т], [Т’]. Закрепит...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К»

Познакомить детей с новыми звуками и буквой К; учить читать с этой буквой слоги и слова. Учить определять позицию звука в слове.  Закреплять умение делить слова на слоги.  Развивать фонемати...

Конспект занятия по обучению чтению в подготовительной группе «Звуки [Н], [ Н’], буква Н.»

Познакомить с новыми звуками Н Н, с буквой Н. Учить определять позицию звуков в словах (в начале слова, середине и в конце). Учить определять твердость и мягкость звуков. Учить читать слоги, слова с б...

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе " Звук [ Д], Буква Д"

С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами - учатся читать и писать.  Звуки мы слыши...