Конспект занятия для старшей группы по развитию речи и культуре речевого общения. «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анна Евгениевна Трунова

Задачи:

Активизировать в речи детей имена существительные (названия планет, космос, звездочет, метеориты, комета, телескоп).

Совершенствовать умение произносить звуки [л], [л'], [з], [з'], [р], [к], [д] в словах и фразовой речи, дифференцировать мягкие - твёрдые согласные.

Закреплять у детей навыки правильного звукопроизношения; умение определять место звука в словах и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Упражнять в умении согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Упражнять в чётком проговаривании слов, регулируя темп речи и силу голоса.

Упражнять в составлении сюжетного рассказа, опираясь на схему- модель.

Развивать интонационную выразительность речи, слуховое восприятие, речевое творчество детей.

Развивать мышление, внимание, память, воображение.

Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств личности

(доброта, умение сопереживать).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старшей группы по развитию речи и культуре речевого общения.

«КОСМИЧЕСКОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ».

Задачи:

Активизировать в речи детей имена существительные (названия планет, космос, звездочет, метеориты, комета, телескоп).

Совершенствовать умение произносить звуки [л], [л'], [з], [з'], [р], [к], [д] в словах и фразовой речи, дифференцировать мягкие - твёрдые согласные.

Закреплять у детей навыки правильного звукопроизношения; умение определять место звука в словах и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Упражнять в умении согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

Упражнять в чётком проговаривании слов, регулируя темп речи и силу голоса.

Упражнять в составлении сюжетного рассказа, опираясь на схему- модель.

Развивать интонационную выразительность речи, слуховое восприятие, речевое творчество детей.

Развивать мышление, внимание, память, воображение.

Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств личности

(доброта, умение сопереживать).

Материал:

Декорация звёздного неба, макет космической ракеты, элементы костюма космонавта, конверт, схема-модель письма, карточки с картинками на определение места звука в слове (дидактическая игра «Ракета»), карточки с предметными картинками для определения твердости (мягкости) звука (дидактическая игра «Твердый – мягкий»), предметные картинки с изображением продуктов (дидактическая игра « Подбери продукт на заданный звук»), карточки с предметными картинками названия, которых похожи по звучанию (дидактическая игра «Рифмовки»), силуэты звёзд с зажимами, магнитофон, фонарик.

Предварительная работа: беседа «Воздушный транспорт», рассматривание иллюстраций энциклопедии « Космическая азбука», дидактические игры на развитие фонематического слуха, слухового восприятия, разучивание скороговорок и чистоговорок.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам заказное письмо? (показывает).

В. - Интересно, а кто его нам прислал?

(Дети рассматривают конверт, высказывают свои предположения).

В. - Да, наверное, это письмо пришло из космоса. Давайте посмотрим, что там внутри и всё узнаем.

(Воспитатель открывает конверт, вынимает схему – модель письма, дети рассматривают).

В. - Какое необычное письмо. Наверное, это послание от жителей другой планеты, давайте попробуем расшифровать его.

(Дети высказывают свои предположения о рисунке, воспитатель обобщает).

В. - Вот мы и догадались, что это жители «Доброй планеты» просят нас о помощи. Космические пираты забрали звёзды около этой планеты и рассыпали их возле других планет. Теперь на «Доброй планете» темно и неуютно. Поможем, вернуть звёзды? Тогда отправляемся в волшебное космическое путешествие.

В. - А на чём можно полететь в космос?

(Ответы детей).

- Давайте сегодня мы полетим на ракете - в космос навстречу приключениям.

В. - А космос огромный как…(высказывания детей - как море, как небо…), холодный как…, тихий как…, красивый как…, опасный как…, волшебный как…

В. - Молодцы! Сколько интересных сравнений вы знаете о космосе.

- А сейчас приготовимся к полёту.

(Дети надевают элементы костюма космонавта)

Окрашен космос в тёмный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И солнце и луна,

Вы готовы?

Дети: Да!

В. - Занимайте свои места в ракете. Я буду капитаном, а вы моими помощниками - космонавтами. Наша ракета готова к старту.

- Перед вами бортовые компьютеры. Они помогут нам запустить реактивный двигатель. Внимание, запускаем по слову «старт». Покажите на своём компьютере, где находится звук «с» - в начале, в середине или в конце слова. Молодцы, у всех получилось, взлетаем!

(звучит музыка, дети делают пальчиковую гимнастику «Летит ракета»).

- Летит в космической дали (ладони сложены треугольником)

Стальная ракета (движения рук влево - вправо)

Вокруг земли (изобразить пальцами шар)

И хоть малы её окошки (большим и указательным пальцем сделать круг)

Всё видно в них как на ладошке: (правую ладонь приставить к голове)

Степной простор, (гладим одной ладонью другую)

Морской прибой (волнообразные движения руками)

А может быть и нас с тобой (двумя руками притронуться к груди).

В. - Вот мы и прилетели на первую планету - «Планету Незнаек»

(Воспитатель направляет луч фонарика на первую планету).

- Выходим из ракеты. Жители этой планеты всё делают неправильно, они в словах меняют один звук на другой, и поэтому ничего не понятно. Давайте поможем им подобрать слова подходящие по смыслу.

Водитель вовсе не простак -
Налил бензина полный МАК.

В. - А как правильно нужно сказать? Какой звук нужно заменить?

Дети: - Не мак, а бак, звук М на звук Б.

Сяду с книжкой на кровать, 
Поскорей начну ЧИХАТЬ (ЧИТАТЬ).

Лает из ДУДКИ (БУДКИ) собака. 
Видно, она забияка

Поцарапалась Алёнка! 
Дайте ВАЗУ (ВАТУ) и зелёнку!

РАКЕТЫ (ПАКЕТЫ) с молоком нёс Рома: 
- Скорей бы уж дойти до дома!

На почту очень я спешу -
КОНЦЕРТ (КОНВЕРТ) для писем попрошу.

В. - Молодцы, вы назвали нужные слова, и теперь на этой планете всё будет правильно.

- В благодарность жители дарят нам чистоговорку: да-да-да, горит… Какая-то незаконченная чистоговорка. Давайте мы придумаем её окончание

(Дети придумывают свои варианты).

- А теперь эту чистоговорку произнесет Арина от имени какого-нибудь животного или птицы, а мы будем отгадывать, кого она задумала.

(Ребёнок произносит чистоговорку низким, грубым голосом «как медведь» и т.д.)

- А как эту чистоговорку могут произнести жители этой планеты?

(Варианты детей).

- Жители «Планеты Незнаек» дарят нам звезды, которые забрали космические пираты, и мы продолжаем наш полёт.

В. - Садитесь в ракету. Внимание, запускаем двигатель по слову «полёт». Покажите на своём компьютере место звука «л’». Молодцы, взлетаем! (звучит музыка).

В. - А летим мы на планету «Умней-ка», жители которой всё знают и умеют. Вот мы и прилетели. Выходим из ракеты.

- Жители планеты хотят узнать, какие вы сообразительные и находчивые. Они оставили для вас задание: нужно определить первый звук в названии каждой картинки. Если звук согласный, то нужно определить какой он - твёрдый или мягкий. Если вы выделили звук, но не знаете каким цветом его обозначить - потрогайте пальчиком цветные квадраты - они вам помогут.

(Дети выполняют задание).

В. - Все вы справились с заданием - жители этой планеты тоже дарят нам звёзды для «Доброй планеты».

- Нужно лететь дальше, неизвестно что нас ждёт нас на пути- какие препятствия нам нужно преодолеть. А какими должны быть космонавты?

Дети. - Сильными и смелыми.

В. - А помогает им в этом космическая зарядка. Давайте и мы с вами сделаем такую зарядку.

(Дети выполняют движения и произносят соответствующий текст).

На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»),

Он планетам вёл учёт: (указательным пальцем «считают»),

Меркурий - раз (описать круг руками),

Венера - два (хлопок),

Три - Земля, четыре - Марс (присесть),

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн (наклон вправо - влево),

Семь - Уран, восемь - Нептун (руки вперёд, на пояс),

Девять - дальше всех Плутон (прыжок)

Тайною окутан он. (руками обвести круг).

В.- Мы так долго летели и немножко проголодались. Нужно подкрепиться, а то у нас совсем не будет сил. Девочки возьмите те тюбики с продуктами, в названии которых есть звук «Р» , а мальчики - звук «К». А потом девочки проверят своих подружек, мальчики - своих друзей.

(Дети выбирают).

В.- Подкрепились, летим дальше, занимайте места в ракете. Включаем автопилот и давайте немного отдохнём - закройте глазки и прислушайтесь, что можно услышать в космосе?

(Звучит музыка).

- Так что же вы услышали, ребята?

(Ответы детей)

- Молодцы, вот, сколько интересного вы услышали: и шум падающих звёзд, и пролетающих метеоритов ...

- А впереди нас встречает «Планета Друзей».

В. -Ребята на этой планете живёт много друзей. Но они поссорились, давайте их помирим.Нужно на ваших карточках соеденить между собой слова похожие по звучанию.

(Дети выполняют задание).

В. -А чтобы жители этой планеты больше никогда не ссорились, мы придумаем про них стихотворение.

(Дети сочиняют стихотворение-рифмовку на оределённые слова).

- Жителям планеты очень понравились стихи и они дарят нам звёзды для «Доброй планеты».

В. - А теперь мы отправляемся в полёт дальше. Садитесь в ракету. Но что-то ракета не взлетает. И тут нас ждёт испытание - нужно вспомнить знакомые вам скороговорки. (Воспитатель показывает рисунок, дети произносят соответствующую скороговорку).

А эту скороговорку мы будем произносить по-разному: тихо - громко, быстро - медленно:

Зажглась зелёная звезда

Запустят звездолёт туда!

В. - Ну вот, все системы у ракеты работают, летим дальше. А впереди совсем темно, наверное, мы приближаемся к «Доброй планете». Выходим из ракеты. Давайте возьмем наши звёздочки и вернем их «Доброй Планете» (Дети прикрепляют звезды возле планеты).

- Как сразу стало красиво и уютно!

В. - Молодцы, ребята. Мы помогли «Доброй планете». Ну, а нам нужно возвращаться на нашу планету Земля.

- Садитесь в ракету - полетели, а пока летим, давайте попрощаемся с космосом и его частичками- до свидания звезда, до свидания планета.

(Звучит музыка).

В. - Вот мы и прилетели на Землю. Выходим из ракеты. Космическое путешествие закончилось.

- Дети Вам понравилось наше путешествие?

- А что больше всего Вам понравилось?

(Ответы детей).

- А как вы думаете, правильно мы сделали, что помогли планете?

- А всегда ли нужно помогать тому, кто нуждается в помощи?

(Ответы детей).

В. - Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...