ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена использованию инновационной технологии "Сторителлинг" для развития связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds22.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КУБИКОВ ИСТОРИЙ»

                                 

  К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития относится формирование у них связной монологической речи. Данные дети испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) стороны речи. У них отмечаются трудности прoграммирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерен нарушение связности, пoследовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немoтивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи и др.

     Важность работы над развитием связной речи детей с ЗПР  побудила нас искать новые, более продуктивные методы, подходы к решению этой проблемы. Нас заинтересовал новая интерактивная технология «Сторителлинг», которая раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребенка. Особенно данная технология способствует эффективному  развитию связной речи у детей с ОВЗ.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй. Сторителлинг для дошкольников  – это интересная, увлекательная игра, состоящая из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают детей в мир фантазий и приключений.   А для педагогов -  возможность для развития и обогащения связной речи.

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, мы решили  использовать «Кубики историй» как одну из форм сторителлинга.  Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили сделать свои «Кубики историй» с яркими предметными и сюжетными картинами и адаптировать для детей с ЗПР.

Прежде чем начать пользоваться с «кубиками историй», мы познакомили детей с кубиками и  с  правилами  игры: вступление должно быть короткое (жили-были.., однажды…,когда-то давным-давно…., в некотором царстве, в некотором государстве.. и т.д.), обязательно наличие какого-нибудь интересного для детей  героя, развитие событий с героем, кульминация (решение проблемы), заключение (короткая, одним предложением «мораль» рассказа). Для усвоения данных правил, мы использовали прием «я составлю, а вы посмотрите, послушайте и запоминайте». Для тех детей, кто не понял смысл правил, мы провели индивидуальную работу.

В младшем дошкольном возрасте мы  активно использовали кубики

для обогащения словарного запаса детей,  формирования грамматического строя языка,  для обучения составлению фразы из 2-4 слов. В основном использовались кубики, содержащие картинки только одной категории  и тематические кубики.

На начальном этапе составления рассказов с помощью «кубиков историй» мы сами принимали активное участие, т.к. детям сложно было  придумывать развитие событий, даже с опорой на кубики. Поэтому мы упростили задачу: первый кубик бросает ребёнок, а следующий — воспитатель, и т. д., затем раскладываются кубики и совместно придумывают сюжет рассказа. В данном случае есть возможность направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Уже после нескольких игр дети сами начали составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Им было интересно и весело.

 Для закрепления темы «Дикие животные», например, нами использовались  кубики с картинами диких животных, средой их обитания, жилищами, детенышами. Дети высыпают «кубики историй», ставят их в ряд и рассказывают, что у него получилось. У каждого ребенка получается свой увлекательный, интересный рассказ.

Для составления короткого рассказа мы использовали кубики с картинками из одной категории (не менее 4-6 штук), так чтобы на выпавших гранях дети увидели один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Из «волшебного мешочка» высыпаем кубики, дети раскладывают кубики для выступления, педагог помогает выбрать подходящие слова основной части и конца, при необходимости задает наводящие вопросы, чтобы связать картины в одну сюжетную линию. Сначала дети составляю рассказ из   3 кубиков (персонаж, место действия, предмет), затем задание усложняется - составляется рассказ уже из 6 кубиков (волшебник, персонаж, волшебный предмет, место действия, действие).

На более продвинутом этапе, когда дети уже познакомились с правилами игры, накопили некоторый опыт составления рассказов по «кубикам историй», мы начали использовать разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий.

Часто, для активизации составления рассказа, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка в этот процесс, мы придумывали различные методы, как, например, элементы мозгового шторма. Например, воспитатель рассказывает детям: «К нам в гости пришел Лунтик. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он плачет, как вы думаете, почему? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал плакать?», т.е. создает основу, своими вопросами он побуждает детей  создавать свою историю. Дети с удовольствием рассказывают свою версию предположений, выбрав и разложив логически свои кубики.

Часто мы создаем для детей интересную проблемную ситуацию, подсказав начало или конец рассказа. Дети самостоятельно при помощи «кубиков истории» создают свой рассказ, при этом эмоционально пережив действия героев.

В процессе развития связной речи детей с ЗПР  можно составить сторителлинг с реальной ситуацией, с повествованием, сказочным и фантастическим сюжетом.

Успех во многом зависит от мастерства педагога, его артистизма, в умении импровизировать, от умения увлечь детей, вызвать желание играть и, играя, развивать связную речь.

         Например,  ребенок высыпает 6 кубиков с иэображениями из волшебного мешка: 1) 2 глаза,2 ноги, 3 глаза, большие уши; 2) костюм фиолетового цвета, большие синие ботинки; 3) инопланетянин с мамой и папой; 4) инопланетянин играет, собирать робота, читает; 5)инопланетянин кушает кашу; 6)ребенок и инопланетянин держатся за руки.

Дети самостоятельно составляют рассказ про инопланетянина.

Получается, примерно, такой рассказ: Моего космического друга зовут Тилли. У него есть голова и туловище, 2 руки и 2 ноги. Но зато у него целых три глаза, а еще большие уши. Он носит космический костюм фиолетового цвета и большие синие ботинки. Живет Тилли на планете Марс со своими родителями: мамой Тинки и папой Вилли. Тилли со своими друзьями очень любит играть в разные космические игры, собирать роботов, читать интересные книжки. Еще Тилли очень любит покушать. Любит  он космическую овсяную кашу. Я хочу подружится с ним.

 Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

Мониторинг, проводившийся в старшей группе детей  с ЗПР, показал эффективность использования игровой технологии «Сторителлинг». Прогрессирующий рост уровня развития связной речи детей наглядно иллюстрирует это.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Давыдова Ольга. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. - №4 Апрель - 2017.

2. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16.

3. https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/68_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»...

Использование технологии моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.

На результативность работы по развитию связной речи старших дошкольников средствами моделирования влияют следующие педагогические условия:1. Разработка и реализация системы игр и упражнений с использо...

Использование инновационной технологии моделирования в развитии связной речи "Мнемотехника"

В статье  рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования.Овладение приемами работы с мнемотехникой значительно сокращает время об...

Методическая разработка «Развитие связной речи у дошкольников с ТНР посредством инновационных технологий»

Методическая разработка по теме "Развитие связной речи у дошкольников с ОНР через использование инновационных технологий"....

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Ребенок – дошк...

Метод «Сторителлинг» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Метод «Сторителлинг» для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь - высшая фор...