Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой
статья по развитию речи

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для педагогов21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.  Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями. 

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

В.А.Сухомлинский сказал, что «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

 Работа по развитию речи включает в себя: 

 - Работу над звуковой культурой речи 

- Формирование грамматических навыков 

- Расширение словарного запаса слов (лексика)

- Развитие речевого творчества 

- Развитие связной речи 

 Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. 

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.  Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

 Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.  Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.  Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.  Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.  Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.  В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: 

  •  в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, 
  •  в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; 
  •  народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. 
  •  Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.

Блиц-опрос для воспитателей

  • Какими навыками и умениями должен обладать педагог, знакомя детей с литературными произведениями?

Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературному персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос.

  • Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?

Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения о героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой.

  • Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением?

 В каких случаях такая работа необходима?

 До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения.

  • Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?

Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову.

Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с художественным произведением?

Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью.

  • Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?

Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения.

  • Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?

Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи.

Творческое задание для педагогов.

Цель: выявить и уточнить интересные приемы в работе по развитию речи дошкольников при ознакомлении с произведением В. Бианки “ Как муравьишка домой спешил”

Воспитателям предлагается прочитать  сказку «Как муравьишка домой спешил» и представить, с учетом поставленных задач, игры и упражнения для развития речи детей.

«Назови ласково» муравей, гусеница, жук, бабочка и т.д.

«Один – много» употребление единственного и множественного числа сущ. Муравей – муравьи, клоп – клопы, гусеница – гусеницы.

«Кого не стало» - употребление сущ. в Р.п.  в ед. ч. и мн.ч.– развитие зрительного восприятия (картинки) Не стало жука,  жуков, муравья, муравьев и т.п.

«Кто как передвигается? (глаголы) бабочка – порхает, гусеница – ползает, муха – летает, кузнечик – прыгает и подбор сущ. к действию – Кто это? – Порхает, перелетает, пьёт нектар?

«Кто как передвигается» - составление сложных предложений с союзом А (картинки)

Муравей ползает, а бабочка…..

Гусеница ползает, а кузнечик….

Бабочка порхает, а червяк…..

«Насекомые – великаны» - употребление слов с увеличенным оттенком по образцу: это не паук, а паучище; это не жук, а жучище, это не муравей, а муравьище

«Объясни словечко» - землемер,  сенокосец, водомерка, листовертка

«Сколько насекомых на цветке» - согласование числит. с сущ.

от 2 до 5 На цветке 2 черных муравья, 5 муравьёв

« Назови ласково» - части тела насекомых – голова, крыло, лапа, жало, спина, ус, хобот

«Назови короткое слово» – жук, гусеница

«Какое слово не подходит» - гусеница, гусеница, лиственница, гусеница

Развитие грамматического строя речи (картинки)

В лесу растет   береза

Муравей забрался на    березу

Муравей упал с      березы

Жук с муравьем подлетел к    березе

Муравейник находился под     березой.

Предложные конструкции ( на наглядной основе) игра «Прятки»  - выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением -На, в, около, между, рядом, под, слева от, справа от).

«Четвертый лишний»  бабочка, комар, червяк, муха

Подбери рифму

Кузнечик –  огуречик, комарик-фонарик, муха-цокотуха,

Пересказ текста по опорным картинкам.

Составь свой рассказ (индивидуальный набор картинок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»

Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие  художественной литературы»...

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой....

Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями.

Наш детский сад с января 2021г. вошел в состав экспериментальных садов по монолингвальному развитию речевой среды на бурятском языке. Работа ДОУ построена на базе основной образовательной программы &l...

Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле

В авторской разработке представлен системный подход по  развитию диалогической речи  у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...