"Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

Анна Вячеславовна Корецкая

Все дошкольное детство ребенок играет и качество игр зависит от взрослых, находящихся рядом. Театр в детском саду открывает широкие возможности даже тем, кто не говорит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи через театрально-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

" Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в                 результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков (А. П. Ершова)

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становится молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится « сложным»  собеседником; ему трудно быть понятым  другими. Вдобавок ко всему привычка "общаться с телевизором (компьютером)", лишают возможности приобрести полезный речевой опыт.

Игра, игровое общение специально разработанное может привлечь, но чем заменить телевизор?! Театральным зрелищем. в котором сегодня "зритель, а завтра  активный участник театральной деятельности.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Развитие речи –  это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребёнка. В рамках решения задач по развитию речи у детей на пятом году жизни мы рассматриваем следующие:

 • Активизировать познавательный интерес детей.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства

• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс, основой которого является комплексно-тематическое планирование.    Для более полного использования потенциала театрализованных игр была специально создана развивающая среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-развивающая среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы старались учитывать:

  • индивидуальные социально-типологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

В нашей группе постепенно появились:

•книжная полка (книга в красочном издании, портрет автора)

•театральный столик с набором атрибутов для постановки сказки по теме)

•наборы сказок в разных исполнениях (деревянный, перчаточный, пальчиковый)

•набор «волшебных предметов» (шляпы, палочки, накидки)

•набор «универсальных» вещей (платки, ободки, крылья)

А также, гардероб с костюмами, атрибутами, масками, набор деревянных палочек для сопровождения постановок, музыкальные инструменты.

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях.

В целях развития связной речи мы применяем следующие направления театрально-игровой деятельности:

 Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • Игры-драматизации;
  • Упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • парные  коммуникативные игры  (И.Г. Галянт)
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки (логоритмика) ;
  • Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы
  • Театральные этюды;
  • Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Хочется особое внимание обратить на поэтапную работу с выбранным художественным произведением (сказка, небольшой рассказ):

•яркое, эмоциональное  «рассказывание» педагогом

•обсуждение игровых диалогов (словарная работа, эмоциональная характеристика героев,  их поступков, заучивание повторов)

•проигрывание детьми, выбранным видом театра, в самостоятельной деятельности отдельных сюжетов.

Сказочные герои  далее участвуют в играх, помогая детям выстраивать собственные монологические высказывания, на основе усвоенные на литературных примерах. В теме недели "Этикет" мы играли  в театрализованную игру "Добрый теремок".

Для этого мы раздали  детям карточки маски разных животных, птиц и насекомых. В этой игре два человека выходят в центр круга и поднимают навстречу друг другу руки, чтобы получился теремок. Третий ребенок становится за ними. Это хозяин теремка. Затем педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто ему достался на карточке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть. 

В теме недели "Азбука безопасности" мы предложили поиграть следующим образом. Поделить детей на группы по четыре человека. В каждой группе один ребенок — Маша, а остальные три человека — медведи. Попросите детей подумать, как Маша и медведи поступят в следующих ситуациях:

•Маша заблудилась в лесу; • маленького медвежонка искусали пчелы;

•в доме медведей случился пожар; •старшего медведя поймали охотники;

 •средний медведь залез на высокое дерево, и под ним обломилась ветка.

Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша и медведи поступят в том или ином случае.

А в теме недели "Миром правит доброта", " В гостях у сказки" можно сыграть в театрализованную игру "Ключик желаний" Дети встают в круг. Педагог обходит детей  и незаметно вкладывает в руки одного из них  волшебный ключик исполнения желаний. Этот ребенок становится Буратино. Затем педагог говорит: «Ключик, ключик, покажись, перед нами появись!»

Буратино выбегает на середину круга и рассказывает о каком-либо своем сокровенном желании.

Был составлен календарно - тематический план с использованием театральной деятельности, подобраны   речевые игры, разработаны консультации для родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности. Исследования связной речи детей в конце года показало значительное повышение качество связной речи, в диалогической речи наблюдаются элементы связности, реплики детей носят развернутый характер и особенно это проявляется в ситуациях специального общения воспитателя с детьми на хорошо известном материале. Порадовали дети ,направленные на ПМПК . которым мы помогли преодолеть некие барьеры в общении. Мы не заменили телевизор, мы дали некую альтернативу, способ взаимодействовать друг с другом и решать незаметно серьезные речевые  задачи. В конце года также наблюдалось влияние театральной деятельности на         игровую.(усложнение сюжета, игра парами, тройками, умение разрешать несложные конфликты, переключаться с одного партнера на другого. умение договариваться о ходе  и начале игры).

 Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Педагогический проект «Развитие связной речи с помощью интерактивных технологий у детей старшего дошкольного возраста»

В современном обществе трудности, связанные с процессом развития связной речи являются главной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формиров...

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...

Сценарий организованно-образовательной интегрированной деятельности по развитию связной речи, с элементами игрового стретчинга, для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел».

laquo;Интерактивное путешествие на поляну заколдованных пчел» Лексическая тема: «Насекомые».Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством пересказа авторского рассказа ...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...

Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.Способствовать развитию познавательной активности детей. Задачи:1....