"Фразовый конструктор" в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по развитию речи (младшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Коррекционная работа с детьми с ЗРР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazovyy_konstruktor.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Фразовый  конструктор»  в логопедической работе с  детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Детей с тяжёлыми нарушениями речи с каждым годом становится всё больше  и такие дети, конечно, имеют серьёзные проблемы в общении, что  не  может не отражаться на их гармоничном развитии. Спонтанное речевое развитие ребёнка с ТНР протекает замедленно, вследствие чего различные звенья речевой  системы долгое время остаются не сформированными. Трудности в овладении словарным запасом, грамматическим строем речи, умением строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении препятствуют осуществлению полноценной коммуникации. Одним из важнейших этапов коррекционной логопедической работы является формирование у ребёнка фразовой речи, что является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребёнка. В связи с этим необходимы специфические средства и методы, позволяющие детям с ТНР овладеть предложением как единицей речи. Одним из таких методов является наглядное моделирование.

 «Фразовый конструктор» - это наглядная, визуальная опора для высказывания. С его помощью ребёнок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов. Таким образом, у детей дошкольного возраста идет не заучивание слов и предложений, а направленное формирование языковой способности. Это пособие является прекрасной опорой для ребенка с задержкой речи. Оно идеально подходит для работы с детьми, имеющими как сенсорную алалию, так и моторную алалию, ОНР, ЗПРР, ЗРР. Ребенок запоминает последовательность слов, формирует  умение строить фразу благодаря многократному повторению. Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений. Так как «Фразовый конструктор» выполнен на липучках - это служит дополнительным стимулом для занятия, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Дети обожают взаимодействовать с пособием, отрывать и приклеивать картинки с липучками. Занятия с использованием этого пособия перестают быть скучными, дети полностью вовлечены в деятельность по конструированию фраз. Визуализация предложений помогает воспроизводить предложения даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний, что поможет в дальнейшем социализации воспитанников.

Использование «Фразового конструктора»  направлено на решение следующих задач:

  • Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
  • Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  • Формирование связности и четкости высказывания;
  • Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
  • Работа над пониманием сказанного.

Решение этих задач требует планомерной  и систематической работы, направленной на постепенное расширение объема и усложнения структуры и содержания предложения.  

Перед началом использования «Фразового конструктора» необходимо проводить подготовительную работу. Сначала учим детей соотносить слова с  предметами. Совершая действия с этими предметами учим понимать смысл первых глаголов (например, Это машина, машина едет, машина везёт, машина стоит; Это кукла, кукла спит, кукла сидит и т.д.). Так мы  развиваем навык  использования фразы из двух простых слов (предмет + действие). Именно это будет базой к расширению и структурированию фразовой речи. Затем  учим детей соотносить изображение предмета и слова. Таким образом, мы постепенно переходим  к работе с «Фразовым конструктором».  Данное пособие можно изготовить своими руками  или приобрести готовое. В пособии  используется большое количество одинаковых изображений, что позволяет ребенку эффективнее усвоить грамматические и другие языковые категории. Содержание  конструктора дает возможность организовать многократное повторение материала.

«Фразовый конструктор» представляет собой набор полей со схемами и набор картинок, по которым ребенок учится проговаривать слова и строить предложения. Опираясь на изображения, он учится  четко и последовательно проговаривать требуемую фразу. Картотека изображений может включать в себя: членов семьи, животных, транспорт, продукты питания, одежду, мебель, овощи, посуду, а также схематичные обозначения действий (глаголы), условные обозначения предлогов, признаков предметов и т.д. Для более длительного срока службы пособия лучше заламинировать рабочие листы со схемами  и картинки. Можно прикрепить  на картинки липучки, так как детям очень нравится процесс отрывания  и приклеивания  картинок с липучками. Хранилищем картинного материала могут быть пластиковые конверты на кнопке или другие органайзеры на усмотрение специалиста.

 Необходимо начинать работу с «Фразовым конструктором» на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция должна быть четкая и короткая, с использованием двусоставной фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Отрабатывается как звукопроизношение, так  и слоговая структура слова. (Киса сидит. Миша идёт)

Можно выделить определенные  этапы работы с пособием:

1) Первоначально проводим работу по ознакомлению ребёнка со словом «Это». Вместе с ребенком  не торопясь проводим пальцем от картинки со словом-обозначения "Это" к слову, означающему  предмет. Речь должна быть четкой, медленной: э-то ма-ма, э-то ки-са. Акцентируем  каждый слог на первых порах.

2) Закрепление умения составлять  простое двусоставное предложение. Логопед знакомит детей с грамматическими категориями существительного и глагола. Решаются такие задачи как:

  • Закрепление конструкции «предмет + действие»;
  • Работа над грамматическими категориями существительного;
  • Усвоение грамматических категорий глагола.

Для формирования двухкомпонентного высказывания используется предметная картинка и пиктограмма действия. Подбирается материал, доступный детям по звуко-слоговой структуре. Как правило, начинаем работать со словами 1типа слоговой структуры (например, Киса иди, Мама сиди). На данном этапе отрабатывается умение грамотно задавать вопросы «Кто это?», «Что это?» и отвечать на них фразой. «Что делает?» - знакомит с символами основных действий, учим устанавливать связи между предметом и действием.

3) Работа по формированию трехсловных предложений с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что?) (например, Кошка ест кашу. Дядя пьёт воду). Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентировать падежные окончания.

4) Работа по формированию трехсловных предложений с косвенным дополнением (Кто? Что делает? Где?) (например, дядя едет в машине). Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения (в, на, за).

5) Вводим определение в предложение (Это красная машина). Подключается работа над логическим мышлением с помощью вопросов: Это зелёное солнце? А какое? Учим отвечать на вопросы словами – да или нет;

6) Работа над фразой   из 4 слов (прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение) (например,  полосатая кошка ест кашу. Любимая мама моет чашку).

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь.

Использование данного пособия в логопедической работе позволяет освоить детьми различные способы построения предложений, конструировать предложения. Благодаря использованию «Фразового конструктора»  занятия по развитию связной речи стали гораздо интереснее, дети активно вовлекаются в деятельность по составлению предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....

Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...