сообщение из опыта работы «Использование сказок в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (средняя группа)

Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»

Сообщение из опыта работы
«Использование сказок в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста.»

Воспитатель:

Домбровская О. С.

2023г.

Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно, передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времени, когда появилась письменность. Все это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира.

Слайд 2

Актуальность моей работы заключается в следующем: актуальность моей работы представлено на слайде

Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют выдвигать сказки, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Для ребенка хорошая связная речь- залог успешного обучения грамоте и развития. Обучение ребенка связной речи посредством сказки способствует развитию его интеллекта и эмоций, а также подготавливает условия для успешного обучения в школе.

Слайд 3

Я для себя сформулировала цель и задачи: выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников.

Для реализации цели был определен ряд задач:

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Поддерживать стремление пересказывать небольшие сказки;

Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях;

Работать над связной речью и грамматическим строем звукопроизношением, обогащать словарь и выразительности речи.

Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.

В реализации содержании образовательной программы МАДОУ разработанной в соответствии с ФОП ДО речевому развитию уделяется большое внимание.

 Слайд 4 В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

- развитие словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- подготовка детей к обучению грамоте;

- интерес к художественной литературе.

Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Я, как педагог, в своей деятельности учу детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать o событиях из окружающей жизни, так как умение коммуницировать пригодится им в дальнейшей жизни.

Использование сказок в развитии речи занимает одно из центральных мест. Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями. Удивительная сила языкового творчества русского народа проявила себя с такой яркостью именно в русских народных сказках. Характерная для сказок образность, яркость, простота, способность воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы позволяют выставлять эти произведения устного народного творчества как фактор развития связной речи детей, имеющий важное значения. На примере сказочных персонажей я доступно детям объясняю такие понятия, как «добро», «зло», «смелость» и т.д., заставляю вместе с героями пережить множество чувств. Вам, как педагогам, известно, что сказки подразделяются на три основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки.

Слайд 5

Работая с детьми и наблюдая за ними, я пришла к выводу, что у детей пятого года жизни возрастает еще бОльший интерес к сказкам, чем возрастом ранее. Дети стали самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях любимых сказочных героев. С большим удовольствием стали участвовать в инсценировках. В совместном обсуждении прочитанных сказок дети стали воспроизводить сюжет, называют главных героев и высказывают свое отношение к ним. И поэтому я решила уделить большое внимание в этом учебном году развитию связной речи через сказку.

Слайд 6

В начале учебного года я проверила уровень развития связной речи, что выявило у детей в основном средний и низкий уровень. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи, в рассказах преобладают простые предложения, которые прерываются паузами, состоят из отдельных фрагментов, логически не связаны между собой. Дети не могут оформить правильно предложение, высказывание, с ошибками употребляют существительные множественного числа в родительном падеже.

Слайд 7

В своей группе я создавала определенные условия: подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формирую умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещаю книги с иллюстрациями к сказкам. Книжный уголок я систематически обновляю, что повышаю интерес к книге и к чтению. Мои дети любят сказки. Рассматривают картинки в книгах по долгу. Мне кажется, что дети лучше себе представляют происходящее, если есть рисунок- как мышка постучала в двери домика или как прилипли к бычку животные. Картинка выступает как часть самообучения. Пространство групповой комнаты дополнено предметами народного быта и игрушками. Театральный уголок дополняю различными видами театров, внесены фигурки персонажей знакомых сказок.

При подготовке к восприятию новой сказке, я помещаю в книжном уголке новую книгу, иллюстрации. Демонстрирую игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, объясняю их названия и назначение. Провожу специальные речевые упражнения, которые помогают детям освоить содержание сказки (например, перед рассказывание сказки «Теремок» несколько детей строила друг за другом и предлагала назвать кто за кем подходит к домику).

При работе с детьми использую приемы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам и помогают разобраться в содержании произведения:

- вопросы: вопросы задаю разнообразные по своей направленности, помогающие охарактеризовать героев сказки;

- рассматривание иллюстраций: иллюстрации помогают понять произведение и накапливают представление о сказке;

- повторное чтение отрывка сказки;

- предлагаю детям вспомнить самый смешной эпизод или самый грустный и страшный эпизоды;

 - драматизация: по моему мнению самая интересная в плане обогащения и активизации словаря.

На протяжении совместной деятельности объясняю детям незнакомые слова, обеспечивающие полное восприятие произведения.

Слайд 8

Работая со сказкой, при формировании речи детей, использую такие приемы:

- задаю проблемные вопросы (зачем? почему?);

- разбираем слова (омонимы) с одинаковым написанием, но с разным значением (лисички-грибы, лисичка-животное; коса у девочки, коса-косят траву);

- находим ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- рассказывание сказки;

- отгадывание загадок;

- пересказ сказки с помощью иллюстраций;

- пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию;

- рассказывание сказки по схеме;

- самостоятельное описание любимого персонажа сказки;

- придумывание нового названия сказки.

Слайд 9

Родители являются моими помощниками, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. В родительском уголке выставляю консультации: «Какие сказки читать детям?», «Учимся пересказывать произведения», «Роль сказки на развитие речи детей». Привлекаю родителей и детей на протяжении года посещать библиотеку: «Центр семейного чтения», что стало традицией нашей группы: «Семейный выходной в библиотеке». Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой. Мы ожидаем высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития в воспитании детей. Слайд 10 Интересным опытом оказалось для родителей театрализованное представление для детей.  Приняли на себя роль актеров в показе кукольного спектакля.

Планируемый результат к концу года:

- повысится интерес детей к художественной литературе;

- появится желание пересказывать сказки;

- появится желание высказывать свои наблюдения;

- обогатится и расширится словарь детей, совершенствуется связная речь;

- дети будут более эмоционально отзывчивы.

Работая над проблемой связной речи в ДОУ по русским народным сказкам, можно сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством для развития связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой

Сообщение из опыта работы Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой...

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в развитии  связной речи детей  среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи ...

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...