Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Рассказ «Прыжок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Романова Елизавета Дмитриевна

              Цель занятия: : формирование знаний детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Рассказ «Прыжок».

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок».

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель занятия: : формирование знаний детей о творчестве Л.Н. Толстого, знакомство с рассказом «Прыжок».

Задачи занятия: формировать умение детей  внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение; воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Словарная работа: палуба, мачта, раззадориться или разобрал задор.

Планируемый результат занятия: дети знакомы с рассказом «Прыжок», оценивают характеры героев рассказа.

Подготовительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности.

Материалы и оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, картина  парусного корабля, сердечки с пословицей по количеству детей.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

- Ребята, подойдите ко мне. Все ли вы сегодня поприветствовали друг друга? А какие стихотворения мы знаем про слова приветствия?

Придумано кем-то просто и мудро:                        Доброе утро приветливым лицам!»

При встрече здороваться: «Доброе утро!   Каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро солнцу и птицам!                           Пусть доброе утро длится до вечера.

Да.

Вспоминают стихотворения.

Проговаривают вместе с воспитателем.

2.

2.1

Основной этап

Этап постановки проблемы

- Ребята, желать добра  друг другу можно не только приветствием, но и через поступки, отношения. Как же это можно сделать?

Как совершать добрые дела друзьям,  могут научить  наши умные верные друзья – книги.  Посмотрите, ничего ли не изменилось на нашей книжной выставке?                      (Книги - басня «Отец и сыновья», рассказ « Был у Пети и Миши конь», рассказ «Филипок», рассказ «Галка и кувшин», портрет Толстого). Есть ли уже знакомые вам рассказы?

- Молодцы! Ребята, мы рассмотрели книги нашей выставки.  Скажите, а что общего между всеми этими книгами.

не обижать товарищей, помогать всем окружающим, любить всё живое.

Рассматривают книжную выставку.

Отвечают на вопросы.

- Герои этих книг,  дети и животные. Написал Л. Толстой.

2.2

Этап ознакомления с материалом

- Ребята, пройдите к своим стульчикам и  тихо сядьте.

Автор этих рассказов Лев Николаевич Толстой (показываю портрет писателя). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Толстой жил очень-очень  давно, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле, человеческих поступках. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филипок»,      сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких. Все произведения Толстого поучительны

Рассаживаются на стульчики.

Слушают рассказ о писателе.

2.3

Этап практического решения проблемы

- Ребята, сегодня я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой                                            Л. Толстого «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.(показ картины корабля). Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева.

Ребята, а вы знаете, что такое палуба? Палуба – пол корабля. Мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8- этажного дома. (Показываю и объясняю, что такое палуба, мачта).  Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса. Корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.

- Ребята, вы хотели бы отправиться в морское  путешествие?

- Я приглашаю вас в необычное путешествие…

Физкультминутка «Корабль в море»

Волны плещут в океане:

Что нам чудится в тумане

Это мачты кораблей

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем!

Немного отдохнули, набрались сил. Ну а теперь, отправляемся  в путешествие и необычное оно  потому,  что будет оно вместе с героями рассказа  Л. Толстого «Прыжок». Мне этот рассказ нравится тем, что…. (Сели правильно и  внимательно слушайте).

Чтение рассказа.

- Назовите главных героев этого рассказа? Где происходят все события?(События происходят на палубе корабля.) Почему весь народ был на палубе? (Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.) Что происходит на палубе?(Обезьяна сорвала шляпу с мальчика.) Как ведёт себя мальчик?(Мальчик бросился за обезьяной.) Как ведут себя люди?(Люди смеются.) От чего опомнился мальчик? (Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха.) Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?( Отец заставил сына прыгнуть вниз.) Чем закончилась эта история?( Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.) Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?

 А за что вы ругаете мальчика?( Ругаем мальчика за то, что залез так высоко.) А за что хвалим мальчика?( Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.)

Молодцы! Чему вас научил этот рассказ?

Рассматривают картинку, узнают значение слова.

Отвечают на вопрос.

Слушают пояснения.

Соглашаются отправиться в путешествие.

Выполняют физминутку.

Готовятся слушать рассказ.

Слушают чтение рассказа.

(полным ответом) Главные герои рассказа мальчик и его отец, капитан корабля.

Отвечают на остальные вопросы полными ответами.

Высказывают свое мнение. Да нам жаль мальчика. Он мог разбиться.

Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно  огорчить взрослых, родителей

3.

Заключительный этап

3.1 Итог занятия

3.2 Рефлексия

Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала?  Кто автор этого рассказа? Почему рассказ  называется «Прыжок»?  

 Дети, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.

Пусть произведения Л. Толстого учат вас только доброму по отношению к себе и другим

Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок.                 Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе р. н. с. "Хаврошечка"

-Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».-Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситу...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе "Серебряное копытце"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16227193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"320"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16227207","...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе Стародумов В. "Кот учёный и нерпа"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить с новой сказкой, упражнять детей в пересказе, развивать интонационную выразительность речи; развивать художественные способности детей, воображение, память.ИНТЕГРАЦ...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»

Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматичес...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям.2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.Обогащ...