конспект занятия по развитию речи "Игрушки в гостях у ребят"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие для детей старшей группы по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrushki.docx836.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Виталия Валентиновича Бианки», дошкольное отделение

Конспект  по развитию речи в старшей группе

Конспект по развитию речи в старшей группе

Тема: "Игрушки в гостях у ребят"

Лексическая тема: Игрушки.

Цели: I. Обучающие:

  • Активизировать и расширять словарный запас по теме «Игрушки».
  • Закрепить понимание наречий, выражающих пространственные отношения: слева, справа, посередине, около, между, внизу, вверху
  • Упражнять в умении классифицировать предметы и определять лишний предмет.

II. Коррекционно- развивающие:

  • Развивать связную речь: умение составлять предложение из 2-х слов, называя себя и свои любимые игрушки.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.

III. Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки (кукла, машинка, мяч, конструктор, мягкая игрушка, музыкальная игрушка, матрешка.); корзина; карточки «Что лишнее»; картинка " В магазине".

Ход занятия:

1. Организационный момент

Беседа

- Ребята, у нас сегодня гости. А как нужно приветствовать гостей? Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите пожалуйста!

- Вы любите ходить в гости? А к кому вы ходите в гости? А нравится , когда гости приходят к вам домой ? Почему? Сегодня к нам гости прибыли игрушки. Встречай их. (Вносится большая корзина с игрушками).

2. Основная часть

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся»

Давай сыграем в игру- знакомство. Нужно назвать свое имя и фамилию и сказать, какими игрушками ты больше всего любишь играть. Например: «Меня Галина Алексеевна. Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь ты представься нашим гостям.

 Дидактическая игра " Опиши игрушку"

Выставляются игрушки – кукла, машинка, мяч, конструктор, мягкая игрушка, музыкальная игрушка, матрешка.

- Что это? (Это мячик.)

- Это мячик. Какой он по цвету? (Мячик красный.)

- Какой он по форме? (Мячик круглый.)

- Какой мячик на ощупь? Потрогайте его. (Мячик гладкий.)

- Посмотрите как хорошо он прыгает. А что вы будете с ним делать?(играть, бросать, ловить)

Аналогично идет описание других игрушек.

Дидактическая игра «Чего не стало»

- Ребята, сколько игрушек вы видите? (Перечисляют.)

- А теперь я прошу вас закрыть глаза (воспитатель убирает одну игрушку).

- Посмотрите, что изменилось? Чего нет?

- Молодцы!

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

- На этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, учебная принадлежность, продукт питания, растение и т. п. )

Физминутка «Заводные игрушки»

- Что-то мы засиделись. Давай поиграем, ручки-ножки потренируем.

Посмотри, в магазине

Все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики, Куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Пушистые котята,(  движение руками)

Матрешки, медвежата –

Все на полочках сидят, (Присесть)

С нами поиграть хотят. (Прыжки)

Вот солдатики стоят, (И. п.: стойка смирно)

Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы шагать. (Маршируют)

- Вы все любите играть с игрушками, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. А игрушки делаю на фабрике игрушек. На фабрике есть различные цеха. И в каждом цехе изготавливают игрушки из разных материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидки – из дерева, машину – из пластмассы или железа.

 Упражнение " Составь словосочетание" 

Мяч из резины – резиновый мяч.

Кукла из резины – резиновая кукла.

Танк из железа – железный танк.

Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.

Мишка из плюша – плюшевый мишка.

Кукла из соломы – соломенная кукла.

Машинка из бумаги – бумажная машинка.

Дидактическая игра" В магазине"

А потом художники специальными красками раскрашивают игрушки.  И игрушку привозят магазин. Посмотрите какие у нас в магазине продаются игрушки. Сколько полок в магазине? Как нужно попросить игрушку у продавца? ( Подайте, пожалуйста, мишку с верхней полке, он рядом с роботом).

( Воспитатель выполняет роль продавца игрушек. Задача ребенка назвать игрушку, на какой полке она находится, какие игрушки рядом)

3. Итог занятия

- Ребята, а вы знаете, что когда вы засыпаете, игрушки оживают и рассказывают друг другу как с ними играли дети. Одни игрушки веселые. Почему? ( ними играли аккуратно, интересно) Другие грустные, почему?( их сломали, бросали)

Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.(Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры класть на место.)

Правильно! Я знаю, что в вашей группе есть игрушки, и вы их бережете, чтобы они еще долго служили вам. Наше занятие закончилось, но вы можете взять поиграть с игрушками , которые пришли к нам в гости.

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Составление рассказа – описания «Моя любимая игрушка»

Цель: учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем

Образовательные задачи:

- сформировать представление о разных игрушках.

Развивающие задачи:

-развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость;

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к игрушкам;

-умение за ними ухаживать и убирать на место после игры

Оборудование: мешок, игрушки: машинка, кукла, плюшевый мишка, кубик, мячик, компьютер, интерактивная доска, игрушки детей

Предварительная работа:

- рассматривание игрушек;

-игры с ними;

- отгадывание загадок про игрушки

Ход занятия

  1. Вводная часть

Разгадывание загадок .Сегодня возле наших дверей нашла вот этот мешок, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать?
- Для этого вам надо будет отгадать загадки. Готовы?

«Пьет бензин, как молоко,

может бегать далеко.
Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного

и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит?

Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать

день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» 
(Мячик).

«Эти чудо – кирпичи

я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,

все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из мешка  достаётся соответствующая игрушка)

- Ребята, назовите одним словом, что же лежало в мешке?  (Игрушки)

  1. Основная часть

Мы сегодня с вами будем рассказывать об игрушках.

Игра «Внимательные ушки»

Я буду называть разные предметы и игрушки.  Вы хлопаете  в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек

Машинка, кукла, кубик, береза, юла, матрешка, погремушка, воробей,

мячик,  барабан,  телевизор, самолетик, кораблик.

Игра « Расскажи, какие»

Ребята, сколько у нас игрушек. А главное, они все разные.

Мишка какой? ( мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)

Мячик какой ( круглый, мягкий, маленький, красный)

Машинка какая? (новая, твердая, синяя, скоростная)

Кукла какая? ( красивая, интересная, добрая)

Кубик какой? ( красный, твердый,)

Игра "Что из чего?"

Ребята подойдите к столу, на котором находятся игрушки, сделанные из разных материалов.

Из какого материала сделаны эти игрушки? Потрогайте их руками и скажите, из какого материала они сделаны.

Например: Эта кукла сделана из пластмассы. Эта машина сделана из металла. Этот кубик сделан из пластмассы. Этот мячик сделан из резины. Этот мишка сделан из плюша.

Игра «Как с игрушкой можно играть?»

На слайде

Мяч

C:\Users\Comp\Desktop\бросать.jpg C:\Users\Comp\Desktop\футбол.jpg

Кукла

C:\Users\Comp\Desktop\переодевать.jpg C:\Users\Comp\Desktop\укачивать.png

Кубик

C:\Users\Comp\Desktop\строить.jpg

Машинка

C:\Users\Comp\Desktop\катать.jpg C:\Users\Comp\Desktop\кататься.jpg

Плюшевый мишка

C:\Users\Comp\Desktop\катать мишку.jpg C:\Users\Comp\Desktop\спать.jpg

Физкультминутка « Игрушки»  

Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Составление рассказа

А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла Мальвина. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастливая и довольнаяОна была большая, пластмассовая, волосы у нее были голубые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень любила и берегла.

Дети составляют рассказ про свои любимые игрушки.

А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как вы с ними играете.(Игрушки детей под стульчиками)

  1. Заключительная часть

Ребята, к игрушкам относится очень бережно, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас.

Стихотворение Н. Найдёновой "Наши игрушки".

Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, 
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, - 
Все у нас общее в детском саду.

  1. Итоги занятия

Что нового узнали? Что доброго сделали? Кому об этом расскажете?


Конспект образовательной деятельности на тему:

«Игрушки – наши друзья»

Тема: «Игрушки – наши друзья»

Вид занятия - закрепление ранее приобретенных знаний.

Возраст детей: 5-6 лет

Продолжительность занятия: 20-25 минут.

Цель занятия: закрепить, обобщить и систематизировать знания об игрушках, их свойства, действия с ними.

Задачи: развивающие: продолжать развивать внимание, мышление через дидактические игры и загадки, мелкую моторику рук, обогащение словарного запаса детей, умение четко проговаривать слова и звуки русского языка через артикуляционную гимнастику (звук ч), совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учит поддерживать непринудительную беседу, продолжать развивать умение употреблять в речи предлогов в и на.

Воспитательные: воспитывать сопереживание, бережное и доброжелательное отношение к игрушке, воспитывать навыки детей убирать игрушки на место, внимание к речи воспитателя и своих друзей.

 Образовательные: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, формирование обобщающего понятия – игрушки, вспомнить обобщающие понятия одежда, мебель, овощи и фрукты, повторить знания об одежде, фруктах и овощах, мебели, продолжать совершенствовать грамматический строй речи, образовывать прилагательные с существительными, строить правильно предложение, активизировать в речи слова доброе утро, здравствуй, игрушки, мебель, фрукты, овощи, одежда, большие (-ая, -ое, -ой), маленькие (-ая, -ий, -ое), на полку, в коробку, цвета – синий, красный, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый) продолжать совершенствовать навыки участвовать  в команде, группе, вызвать интерес к прослушиванию песни.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная.

Методы: игровые, слуховые, словесные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая, индивидуальная и коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Оборудование: ИКТ – презентация «Игрушки – наши друзья», мультимедийный проектор.

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика «Мячик», пальчиковая игра «Этот пальчик», подвижная игра «Найди пару».

Предварительная работа:

Рассматривание сюжетных картинок «Детский сад», «Игрушки», разучивание загадок, проведение словесной игры «Какой?», «Один - много» (кукла - куклы), проведение подвижных игр: «Мой веселый звонкий мяч», «Командир и солдаты», «Мишка с куклой пляшут полечку», пальчиковых гимнастик «Этот пальчик», «С добрым утром», дидактических игр «Узнай и назови» (работа с предметными картинками), «Разрезные картинки», «Что лишнее?», «Большие-маленькие». Слушание песни «Спят усталые игрушки», обобщающая беседа.

Наглядность: мячик, телефон, коробка с игрушками, большие конвертики (4 шт), средние конвертики (8 шт), маленькие конвертики (6 шт), предметные картинки с изображением маленьких и больших игрушек (по 10 шт на каждом конвертике и 3 шт большого размера).

Структура ООД:

Вводная часть:

1. Психологический настрой, вводный организационный момент – 1 мин

2. Игра «Здравствуй» – 1 мин.

3. Артикуляционная гимнастика «Мячик» (на звук ч) – 2 мин

Основная часть:

4. Сюрпризный момент - 2 мин

5. Дидактическая игра на развитие мышления и памяти «Дополни цепочку» - 2 мин

6. Словесная игра «Угадай по описанию» - 3 мин

7. Дидактическая игра «Большие-маленькие» - 2 мин

8. Физминутка «Найди пару» - 2 мин

9. Беседа с Незнайкой – 3 мин.

10. Пальчиковая игра «Этот пальчик…» - 1 мин

11. Прослушивание песни «Спят усталые игрушки» - 1 мин

Заключительная часть.

12. Итог занятия – 3 мин

Ход ОД:

Психологический настрой, вводный организационный момент

- Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? (Ответы детей). Давайте мы с вами поиграем в игру «Здравствуй».

Здравствуй, правая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй, левая рука – протягиваем вперед,

Здравствуй, друг – беремся одной рукой с соседом,

Здравствуй, друг – беремся другой рукой с соседом.

Здравствуй, здравствуй, дружный круг – качаем рукой.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть – приседаем,

Можем мы большими быть – встаем,

Но один никто не будет.

- Молодцы, ребята, а теперь я вам загадаю загадку, слушаем внимательно: Прыгает и скачет, и совсем не плачет. Что это? (Ответы детей)

- Правильно, ребята! Ребята, посмотрите, какой мячик? (Ответы детей) А давайте поиграем со словом «мячик»?

Артикуляционная гимнастика (на звук ч)

Чик-чик-чик – вот зеленый мячик,

Чет-чет-чет – прыгает и скачет.

Чом-чом-чом – поиграй, Алмаз, с мячом,

Чики-чики-чики – покатились мячики.

 - Молодцы, ребята! Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об игрушках, как нужно относится к игрушкам, как сними играть. Я думаю, что вы все знаете.

Сюрпризный момент

(Звонит Незнайка)

- Здравствуйте, Светлана Михайловна! Помогите мне, пожалуйста! Злой волшебник заколдовал все мои игрушки. И сказал, что мне могут помочь только умные и добрые дети. Вы мне поможете?

- Ребята, поможем, Незнайке? (Ответы детей) Конечно поможем, Незнайка. Но как тебе помочь, мы же не знаем злого волшебника?

Незнайка: «Он оставил конверт с заданиями. Если вы все его задания сделаете правильно, чары развеются»

- Отправляй нам конверт скорее. Пока, Незнайка»

Незнайка: «Хорошо. Ждите. Пока!»

- Ребята, как вы думаете, почему злой волшебник заколдовал игрушки у Незнайки? (Ответы детей)

(Стук в дверь, принесли конверт с заданиями)

- Ребята, вот и конверт с заданиями. Откроем. Ребята, здесь три задания. Я думаю, что мы справимся. Правда, ребята?

Игра «Дополни цепочку»

- Вот первое задание, ребята - «Дополни цепочку», вам нужно по порядку назвать картинки, назвать все это одним обобщающим словом и дополнить цепочку.

- Молодцы, ребята, вы справились с одним заданием! Ребята, а теперь второе задание.

Игра «Угадай по описанию»

- Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились. Ребята, следующее задание. Нужно отгадать, что в конверте.(Ребенок открывает конверт, достает картинку с изображением игрушки, не показывая другим детям, описывает предмет, остальные дети должны отгадать, какую игрушку описывает ребенок. Описывают 2-3 ребенка).

Игра «Большие-маленькие»

 - Ребята, откройте конвертики, на больших листочках нарисованы коробка и полка для игрушек и есть картинки с изображением маленьких и больших игрушек. Вам нужно маленькие игрушки положить в коробку, а большие – на полку. Делимся на команды девочек и мальчиков. Мальчики идут туда, девочки – сюда. (Выполнение заданий). Теперь мальчики проверяют команду девочек, а девочки – команду мальчиков. Девочки, мальчики правильно сделали? Мальчики, а у девочек правильно?

- Ильназ, покажи, пожалуйста, что ты положил в коробку? (ответ ребенка)

- Гульназ, покажи, пожалуйста, что ты убрала на полку? (ответ ребенка)

- Молодцы, ребята! И с последним заданием справились. Теперь можно и отдохнуть. Ребята, а в какую игру вы хотите поиграть.

Физкультминутка Игра «Найди пару»

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.

По тропинке громко топал, друга он пошел искать.

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!» (дети расходятся по комнате, двигаются произвольно).

Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить!» (каждый ребенок находит своего партнера и пожимает ему руку).

Мишка с другом покружился… он в лесу устроил бал. (кружатся)

А потом остановился, по головке гладить стал. (гладят друг друга по головке)

Спины звери почесали… (поворачиваются друг к другу спинами)

Вправо, влево, вверх и вниз (трутся спинами)

И немного потолкались (слегка толкаются)

И крепко-крепко обнялись. (обнимают друг друга)

Стук в дверь. Заходит незнайка с коробкой, а в коробке игрушки.

Беседа с Незнайкой

Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, вы победили чары злого волшебника».

- Пожалуйста, Незнайка.

Незнайка: «За это я вам принес подарки!»

- Спасибо, Незнайка!

Незнайка: «Пожалуйста! А что в коробке, ребята?» (ответы детей) Сначала расскажите мне любое стихотворение на русском языке или поиграем с вами в пальчиковую игру, потом покажу, что там».

Пальчиковая игра «Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже спит.

Тише пальчик не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики ура, на занятие нам пора!

Незнайка: «Молодцы, ребята, вот вам игрушки» (и разбрасывает игрушки на пол)

- Ой, Незнайка, ребята, разве можно так разбрасывать игрушки? (ответы детей).

- Ребята, как нужно относиться к игрушкам? Как нужно с ними играть?

- Теперь ты понял, Незнайка? И, наверное, догадался, почему злой волшебник заколдовал твои игрушки. (ответ Незнайки)

- Ребята, а как вы думаете? (ответы детей)

- Ребята, давайте все вместе уберем игрушки на полку. (Убирают игрушки, Незнайка им тоже помогает).

- А теперь с вами послушаем песню «Спят усталые игрушки»

Прослушивание песни «Спят усталые игрушки»

Незнайка: «Ребята, мне пора, у меня дома игрушки не убраны, надо быстренько убрать, чтобы злой волшебник снова не заколдовал мои игрушки. До свидания, ребята!»

Незнайка прощается и уходит.

Итог занятия

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей)

- Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? (Ответы детей)

- Какое доброе дело вы сделали? (ответы детей)

- Кому вы все это расскажете? (ответы детей)

- Хорошо, ребятки, молодцы! Желаю вам доброго дня. До свидания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формирование экологической культуры у детей.

Задачи:

 развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход НОД.

Организационная часть.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель.  А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Воспитатель. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Какая птица умеет ворковать? (Голубь)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде.

Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

Воспитатель. О ком речь?

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Воспитатель. Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель. Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Словарная работа: Экологическая сказка.

Оборудование: Картинки, карточки, карандаши.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Сюрпризный момент

- Ребята! Сегодня к нам в детский сад утром почтальон принес письмо. Письмо не простое. Детский сад № 112 ребятам средней группы. От зайчат из леса.

«Дорогие ребята! Вот и у нас в лесу кончилось лето. Вдруг стало холоднее, листья стали опадать. Все вокруг твердят: «осень пришла». А кто такая осень мы и не знаем. Ведь осень нам, зайчатам, и другим лесным зверям пора шубы на зимние сменить. Помогите нам, пожалуйста, объясните, что такое осень. Ваши зайцы».

- Поможем им, ребята?

- Для этого нам необходимо отправиться в путешествие в лес. Готовы?

Дети смотрят с интересом.

Дети слушают внимательно.

Организационно-поисковый

Игра с движениями:

1) идем по пыльной проселочной дороге

2) теперь идем по высокой сырой траве

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки.

-Дети, смотрите, кто сегодня нас встречает?

- Дети ежик расстроен и хотел бы спросить знаете ли вы правила поведения в лесу? Ежик говорит что хотел бы вам рассказать о недавних гостях леса и просит вас сказать правильно ли они вели себя.

Родник

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.

Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.

Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.

В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.

Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

Вопросы

- Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята?

- Почему?

Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.

Вопрос:

Как бы вы поступили на месте Артёма?

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.

Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.

- Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?

Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.

У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.

Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.

Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.

- Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.

Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:

- Артёмка! Где ты?

- Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.

Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:

- Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.

Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы

- Как выглядел овраг, на дне которого журчал родник?

- С кем Артём ходил за водой на родник?

- Кого встретил Артём, когда пошёл за водой один?

- Чем занимались Андрей и Петя?

- Какой вред приносят природе такие игры?

- Почему Артёму приснился необычный сон?

- Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?

- Кто помог Артёму исправить ошибку?

Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие - игры после того, что случилось?

- Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?

Игра «Хорошо и плохо»

Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер.

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте.

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей.

- В лесу громко не разговаривай.

- Муравейники не разоряй

- Птенцов домой не забирай.

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай.

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко.

- Молодцы, вы не ошиблись, и потому нам пора отправляться в путь. Путь нелегкий. Становитесь друг за другом и вперёд!

Дети выполняют:

топают ногами

ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок

перепрыгивание из стороны в сторону

наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток

ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле

поднимание ног по очереди с хлопками под коленом

Дети смотрят внимательно

Дети слушают внимательно

Дети рассуждают и доказывают свои предположения

Дети отвечают на вопросы.

Дети хлопают и топают.

Рефлексивно-корригирующий

- Понравилось вам занятие?

- Что нового вы узнали?

- Что было интересным?

- Что было самым трудным?

Дети отвечают на вопросы.

Учет:

Предполагаемый результат:

Воспроизводят: правила поведения в лесу

Понимают: как правильно себя вести

Применяют: полученные знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Робот в гостях у ребят" для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие активизирует мышление, внимание, ориентировку в пространстве, представления о геометрических фигурах, счете и сравнении предметов, воспитывает старание, умение сотрудничать....

Конспект занятия по ФЭМП "Мишка в гостях у ребят. Круг и квадрат" 2 младшая группа

Конспект занятия по ФЭМП "Мишка в гостях у ребят. Круг и квадрат" (программа Л.Н.Коротовских) 2 мадшая группа...

Конспект занятия "Маша и Дарима в гостях у ребят" (средняя группа)

В совместной образовательной деятельности рассматривается региональный компонет....

Конспект занятия по ФЭМП "Незнайка в гостях у ребят"

Занятие по ФэМП для детей подготовительной группы.Состав числа 7 из двух меньших,измерение сыпучих условной меркой....

Конспект занятия по ФЭМП. "Кошечка в гостях у ребят"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе...

План –конспект по познавательному развитию «Незнайка в гостях у ребят»

Разработан план –конспект по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с нарушениями речи...

Конспект интегрированного занятия познавательное развитие «Улитки в гостях у ребят» Младшая группа

Задачи: Образовательные: сформировать представления детей о жизни улиток, их внешнем виде.Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику.Предварительная работа: чтение по...