Занятие по «развитию речи и культура речевого общения» для детей старшей группы «О цветах»
план-конспект занятия по развитию речи

Полякова Дарья Михайловна

Занятие по «развитию речи и культура речевого общения» для детей старшей группы «О цветах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по «развитию речи и культура речевого общения» для детей старшей группы «О цветах»

Программные задачи:

  • закреплять умение подбирать антонимы;
  • развивать умение образовывать предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, над, около, между;
  • учиться варьировать темп речи;
  • воспитывать желание оказывать помощь.

Материал и оборудование: 

  • 2 набора карточек с изображением ромашки, тюльпана, розы, колокольчика, нарцисса, василька, карточки с изображением одуванчика, ириса, гвоздики, незабудки, предметные карточки с изображением противоположных качеств и действий;
  • игрушка пчела Майя, символы предлогов на, под, над, около, между, по одной корзине жёлтого и красного цвета, муляж ромашки с пятью отрывными лепестками;
  • аудиозапись жужжания пчёл;
  • по количеству детей: плоскостные изображения насекомых, карточки с изображением цветочной поляны.

Ход занятия

Педагог (П.). Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть!

Игра «Найди картинку»

Педагог раздаёт каждому ребёнку по одной карточке с изображением какого-либо цветка (ромашка, тюльпан, роза, колокольчик, нарцисс, василёк). Детям необходимо сесть на то место за столом, где лежит такая же карточка, как у них.

Звучит аудиозапись жужжания пчёл.

П. Слышите, звуки. Кто их может издавать? (Это жужжат пчёлы.) Смотрите, а вот и наша гостья. (Показывает игрушку.) Это пчёлка Майя. Какая-то она взволнованная… Что случилось, Майя? (Слушает, что «отвечает» пчела.) Ребята, Майя живёт на поле. Она летала, играла и потерялась. Теперь не может найти свой улей, потому что не помнит, как выглядят полевые цветы — ведь она совсем ещё маленькая. Давайте поможем пчёлке Майе. Для этого нам надо разгадать её загадки. (Показывает ромашку.) Срывая по порядку лепестки ромашки, будем выполнять задания.

Педагог отрывает первый лепесток.

Чтобы пчела отыскала свой дом, нужно помочь ей найти полевые цветы.

Игра «Сад — поле»

Дети раскладывают карточки с изображением цветов в корзины: в жёлтую — те, которые растут на поле, в красную — в саду.

П. Как можно назвать одним словом цветы, растущие на поле? (Полевые цветы.) А растущие в саду? (Садовые цветы.) Чем отличаются полевые цветы от садовых? (У полевых цветов — мелкие цветки, а садовых крупные. У полевых — короткий стебель, а у садовых — длинный. Полевые цветы растут сами, а садовые — выращивает человек.)

Ребята, расскажите, какую пользу приносят цветы. (Ответы детей.)

Педагог отрывает второй лепесток.

Игра «Подбери пару»

Детям предлагают предметные карточки. К ним необходимо подобрать пару с изображением противоположных качеств и действий: пчела над нарциссом — пчела под нарциссом, лист мокрый — лист сухой, стебель толстый — стебель тонкий, ваза пустая — ваза полная, тюльпан высокий — тюльпан низкий, бутон закрытый — бутон раскрытый, ромашек много — ромашек мало, пчела подлетает к цветку — пчела отлетает от цветка и др.

П. Ребята, назовите только полевые цветы. (Полевые цветы — это одуванчик, ромашка, колокольчик, мак, василёк.)

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

(Машут руками.)

На поле цветы считает.

(Считают указательным пальцем.)

Раз, два, три, четыре, пять…

(Хлопают в ладоши.)

Ох, считать — не сосчитать!

(Прыгают на месте.)

За день, за два и за месяц...

(Шагают на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопают в ладоши.)

Даже мудрая пчела

(Машут руками.)

Сосчитать бы не смогла!

(Считают указательным пальцем.)

Педагог отрывает третий лепесток.

Игра «Придумай предложение»

Детям необходимо придумать предложения, используя карточки с изображением цветов, и проговорить их сначала медленно, а затем быстро.

Педагог отрывает четвёртый лепесток.

Кинезиологическое упражнение «Кулак—ребро—ладонь»

Педагог показывает три положения ладони на плоскости стола, последовательно меняя их: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, выпрямленная ладонь. Воспитанники выполняют упражнение, постепенно ускоряя темп, сначала правой рукой, затем левой, а после двумя руками.

Педагог отрывает пятый лепесток.

П. Ребята, кто у цветов лучшие друзья? Кто с ними играет, ползает по ним? (Это насекомые.) Давайте поиграем с насекомыми.

Игра «Прятки»

Детям раздают плоскостные изображения насекомых и карточки с изображением цветочной поляны. Педагог демонстрирует символы предлогов на, под, над, около, между. Детям необходимо их разгадать и спрятать насекомое на поляне согласно символу.

П. Куда и кого вы спрятали? (Ответы детей.)

Вот и отгадали мы все загадки пчёлки Майи. Теперь она знает, как выглядят полевые цветы, и обязательно найдёт свой дом. Давайте попрощаемся с нашей гостьей. (Дети прощаются, пчела Майя «улетает».) Кому вы сегодня помогали? В какие игры играли? (Ответы детей.) Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема «О дружбе и о друзьях».

Цель занятия:  Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их пост...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы. Тема «О дружбе и о друзьях».

Цель: - продолжать совершенствовать диалогическую речь;- учить понимать смысл пословиц;- учить доброжелательности;- развивать понятия о дружбе, друзьях;- развивать у детей умение анализировать, обобща...

Занятие по развитию речи «Путешествие в королевство Буковки» для детей старшей группы

Конспект по разваитию речи в старшей группе детского сад....

«Развитие речи и культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».

познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе  ...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группы с общим недоразвитием речи"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир театра" для детей старшей группыы с общим недоразвитием речи.Поготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района ...