Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ладыгина Наталья Александровна

Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картине. 2.Продемонстрировать практические приемы реализации Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картине. 3.Оказать информационную и методическую поддержку участникам мастер- класса по освоению методики составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_ladygina_n.a._ds_14.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»

Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии.

Задачи:

1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.

2.Продемонстрировать практические приемы реализации Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.

3.Оказать информационную и методическую поддержку участникам мастер- класса по освоению методики составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии.

  1. Теоретическая часть мастер-класса

Уважаемы коллеги, здравствуйте! Рада вас приветствовать на мастер- классе, тема которого «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии».

Разминка. Игровое упражнение «Ассоциация»

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу:

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – игра, то какая?

Сегодня мы с вами будем играть, думать, рассуждать, размышлять, фантазировать!

Послушайте задачу и постарайтесь ее решить: На столе сидит паук, по столу бьют молотком, но паук не уползает. Почему? Учим детей уходить от однозначных, предсказуемых ответов. (паук игрушечный, стол другой, паук нарисованный, молоток воображаемый, паук затаился, паук приклеился, паук в емкости, паук сам стучит и др.).  С помощью этого упражнения мы сейчас с вами учились нестандартно творчески мыслить, придумывать наибольшее количество решений одной проблемы или задачи.

Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заговорит».

  Традиционная методика составление рассказа по картине не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все это можно решить с помощью адаптированной методики Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»-технология ТРИЗ.

 Основная задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине.

Общие требования к организации работы с картиной:

1.Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3.После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4.Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 

5.Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. 6.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

7.Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

  1. Практическая часть мастер-класса

      В продолжение нашего мастер-класса мне хотелось бы, уважаемые коллеги, показать Вам некоторые этапы работы над картиной по методике ТРИЗ.

      Попробуйте отгадать с помощью игры «Дразнилка» один из предметов, находящихся на картине, по которой мы будем сегодня работать.  Я буду «дразнить» этот предмет, а вы – должны его отгадать: скакалка, каталка, прыгалка, бросалка, ловилка, забивалка, передавалка, металка. (Мяч)

- Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик.

   Посмотрите пожалуйста на картину на слайде («Наша Таня громко плачет»). Чтобы более детально и внимательно её рассмотреть нам потребуется подзорная труба. Сделайте себе подзорную трубу. (Метод подзорной трубы (свернуть программки, лист бумаги, сцепить пальцы рук в кольцо в виде подзорной трубы) 

Что вы видите на картине? Отвечая каждая из вас должна называть только один объект, изображённый на картине. (Н-р, Девочка сидит на бревне. На мяче сидит стрекоза. Мяч плывет по реке. И т.д.)

   А сейчас мы вместе с вами, очень осторожно, как бы «войдём в картину», подзорная труба нам больше не потребуется. Нам понадобятся уши, нос и руки. («Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств») Я слышу, как плачет девочка, а что слышите вы? (работа с участниками мк)

Я чувствую, что волосы у девочки мягкие и волнистые, а что чувствуете вы?

Я ощущаю запах болотистой воды, а вы?

Я пробую на вкус кору дерева, она горькая. Что попробуете на вкус вы?

     А теперь, глядя на картину, подумайте о том, что было до того, как Таня уронила в речку мяч? Рассказывать историю про Таню мы будем по цепочке. Давайте я начну, а вы продолжите.

Путешествие во времени. Выдуманная история, что было, что будет? «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.» (Можно придумывать и рассказывать по цепочке)

Что было…

В солнечный, теплый день, маленькая девочка Таня побежала гулять со своими подружками к речке, которая находилась не далеко от ее дома. Мама всегда отпускала ее погулять с соседскими девочками. И т.д.

 Что будет…

Услышав Танин громкий плач к реке снова подбежали девочки. Каждый хотел помочь Тане, девочки давали разные советы, но к сожалению, ни один из советов не помог. И т.д.

Чтобы наша Танечка успокоилась, давайте придумаем для неё весёлые стишки-Лимерики. Это короткие песенки, стихи-небылицы, нелепицы, Сюжетная линия, как правило, разворачивается в первой строке и продолжается во второй, в третьей и четвёртой - что-то происходит. В пятой строке - неожиданная развязка, заключающая в себе всю «соль» лимерика.

1 строчка - Жил(а)-был(а) предмет: объект или субъект

2 строчка - Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то

3 строчка - Необычные действия предмета, обычные действия предмета

4 строчка - Взаимодействия с другими предметами

5 строчка - Вывод (утверждение или мораль)

        Попробовав сочинить «Забавные лимерики» по картине «Наша Таня громко плачет», вы сами убедитесь в том, что это очень забавно и интересно. 

          Следующая игра - «Найди самое удачное название картины».

 Ну а сейчас я предлагаю Вам составить свои творческие рассказы по картине.

  1. Итоги. Рефлексия

Прием «Шесть шляп»

Таня, как и все дети, очень любит наряжаться и предлагает Вам надеть одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

«Белая шляпа» -символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. «Желтая шляпа» -позитивные суждения. «Черная шляпа» - отражает проблемы и трудности. «Красная шляпа» -эмоциональные суждения без объяснений. «Зеленая шляпа» -творческие суждения, предложения. «Синяя шляпа» -обобщение сказанного, философский взгляд.

Желаю вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии! Ведь ещё Л. С. Выготский говорил о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...

Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"

Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"...