Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
материал по развитию речи (старшая группа)

Скорых Елена Михайловна

Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_skazka_ee_vliyanie_na_razvitie_rechi_2023.docx194.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Аленушка»

с. Ладовская Балка

Опыт работы по теме:

«Сказка как средство развития речи у детей  дошкольного возраста»

https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-09/1695876992_gas-kvas-com-p-kartinki-teremok-18.jpg

Скорых Е.М.

воспитатель

Муниципального казенного дошкольного

 образовательного учреждения

детский сад №5 «Аленушка»

село Ладовская Балка

Красногвардейского муниципального района

2023 год

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества. (Сухомлинский В.А.)

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного развития и обучения грамоте. Для развития речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказки могут в полной мере использоваться для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром; сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.   Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям ребенка.

Опираясь на результаты анкетирования и индивидуальных опросов родителей, я пришла к выводу, что в семье взрослые мало читают детям сказки. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, они насыщаются ненужной информацией, от того становятся неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что дети  плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

При проведении диагностики педагогического процесса по речевому развитию в начале учебного года средний показатель составил 1.8 балла, что соответствовало  низкому уровню развития. Многие дети не могли пересказать сюжет литературного произведения, не могли рассказать о содержании сюжетных картинок,  не проявляли эмоциональную заинтересованность, не определяли звуки в словах, не употребляли слова – антонимы, не поддерживали беседу.

Поэтому, в работе для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей я решила использовать работу со сказкой.

Поставила цель:

Создание условий для развития речевой активности детей дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи:

1.Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.

2.Обогащать лексический запас детей новыми словами и словосочетаниями.

3.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление.

4.Формировать устойчивый интерес к сказкам, используя методику мнемотехники.

5. Формировать умение разыгрывать знакомые сказки, передавая характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи.

Принципы:

В своей работе я считаю уместным использование следующих принципов:

Систематичность и последовательность (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе)

Доступность (объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей)

Наглядность  позволяет дать детям живой красочный образ, обеспечивает прочное запоминание.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

  • Пересказ
  • Сочинение сказочных историй
  • Придумывание своего окончания
  • Добавление нового героя
  • Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
  • Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  • Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
  • Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…

Методы и приемы:

Одними  из главных методов в работе по развитию речи у детей является:

Наглядный метод. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, мнемотаблицы. Использование мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчают детям процесс овладения грамотной  выстроенной речи. Кроме того, наличие зрительного плана - схемы делают сказки четкими, связными и последовательными.

Словесный метод – обучение пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению

Игровой метод в развитии связной речи занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения.

В ходе работы над темой осуществляла:

Подборку методической литературы и художественных произведений жанра сказка. Разработала проект « Использование метода мнемотехники в развитии речи старших дошкольников»; перспективный план для работы над развитием речи посредством сказки, придерживаясь лексических тем. Создала картотеку словесных и настольно-дидактических игр, мнемотаблиц. Изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому. Были сделаны своими руками книги сказок из фетра.  Мною была разработана система педагогических мероприятий по формированию языковой компетенции, включающая четыре этапа, при которой воздействие на процесс осуществлялся  последовательно в доступной и интересной детям форме: организационно-подготовительный, мотивационно-диагностический, деятельностный, рефлексивный этапы.

В процессе организационно-подготовительного этапа организовала соответствующую предметно-развивающую и естественную речевую среду, способствующую развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы со сказками. Я создала «Уголок сказки», в котором дети чувствовали себя в мире сказочных образов. Там же поместила сказки с яркими иллюстрациями. В ходе «сказочного занятия», дети с удовольствием прослушали сказку. Хочется обратить внимание на то, что сказку я не читала, а рассказывала. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. После рассказывания сказки я вместе с детьми рассматривала иллюстрации, проводила беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Так же задавала вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы.

Мотивационно-диагностический этап. На  втором этапе обучения целью являлось воспитание у детей устойчивой потребности в общении со сказкой; постижение ребенком выразительности, точности и красоты родной речи, а так же насыщение ее речевыми оборотами и образными выражениями, введение в связную речь языковых средств, для самостоятельного творчества детей. Внимание детей обращала и на приемы композиционного оформления сказочного повествования: традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»); концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»); связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке.

С целью практического употребления в речи предлогов по, в, на, от, дети проговаривали песенку Колобка: «Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен! Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!».

Деятельный этап обучения. Целью данного этапа стало развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: продумывание собственного замысла сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучение детей связно, последовательно, выразительно строить предложения. Началом работы в рамках этого этапа обучения дошкольников стало ознакомление со схемой развития сюжета сказки. Подобную схему можно составить к любому сказочному сюжету. Эту схему дети с удовольствием наполнят любым содержанием. В процессе работы над уяснением функций сказочных героев я задавала детям примерно следующие вопросы:

1) жил-был... Кто? Какой он был? Чем занимался?;

2) пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?;

3) встретил какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?;

4) был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?;

5) где наши друзья стали жить? Что стали делать? И др.

Рефлексивный этап. Целью этого этапа являлась активизация собственной исполнительской деятельности; проявление творчества в реализации замыслов при создании образа; передача художественного образа с помощью движений, мимики, интонации; повышение уровня самоконтроля за собственной речью и стремление ее улучшить; преодоление застенчивости, робости, неуверенности при выступлении перед аудиторией. Для развития интонационной выразительности дети выполняли следующие упражнения: просились в теремок от лица мышки, лягушки, медведя; исполняли песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то в образе козы, то в образе волка; задавали вопросы из сказки «Три медведя», как их задали бы Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

Особое внимание я уделяла умению детей рассказывать и одновременно показывать сказку, т.е. искусству драматизировать.  Параллельно вместе со мной дети готовили реквизит для драматизации сказки. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление.  Большой интерес дошкольников и их родителей вызвало проведенное нами праздничное развлечение «Знаешь ли ты сказки?», целью которого было закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, об особенностях сказочного жанра, развитие интонационной выразительности речи.

В свободную деятельность включала:

-изготовление фетровых книг по сказкам;

-лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх;

-выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки;

-аппликация из бумаги, ткани любимых героев сказки.

Работа с родителями.

Старалась заинтересовать родителей и показать значимость работы над развитием речи детей посредством сказки. Для этого использовала различные формы работы: консультации, анкетирование, родительские собрания, организовывала участие родителей с детьми в различных конкурсах. На родительском собрании по теме: «Речевые проблемы детей. Влияние сказки на развитии речи дошкольника»,  я обратила внимание на речевые проблемы детей, на то каким способом можно оказать ребенку помощь.

Провела анкетирование для родителей на тему: «Книга в жизни вашего ребенка» с целью выявления значимости книги в жизни каждого ребенка. Родители получали рекомендации в виде бесед и консультаций:  «Речевое развитие дошкольников посредством сказки», «О роли родителей в развитии речи ребенка» (беседа).

Провела развлечение  с детьми и родителями  «Знаете ли вы сказки?».

              Родители оказывали помощь в изготовлении масок, театров. Участие в жизни группы позволило родителям углубить свои представления об индивидуальных и возрастных особенностях детей.

Работа с педагогами.

Провела консультацию с педагогами «Роль сказки в познавательно-речевом развитии дошкольников». На педагогическом совете выступила с с докладом «Наглядное моделирование или мнемотехника для развития речи дошкольников». Показала открытое мероприятие  «Путешествие в сказку».

Заключение

Результаты  проведенной нами диагностики в конце года показали, что средний балл повысился до 2,6 баллов, что означает средний уровень развития.

Таким образом, реализация системы педагогических мероприятий по формированию языковой компетенции, включающая четыре этапа, при которой воздействие на процесс осуществлялся  последовательно в доступной и интересной детям форме способствует речевому развитию дошкольников. Использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника. Речь детей стала более грамотной, выразительной, а это является залогом дальнейшего успешного обучения в школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Опыт работы: "Фольклор - источник развития речи детей дошкольного возраста."

Цель моей работы - это создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через речевое воспитание. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и разви...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста

Опыт работы по коррекции развития речи детей раннего возраста...

Опыт работы «Фольклор – источник развития речи детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Фольклор – источник развития речи детей дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»

Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»...