Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Колупаева Людмила Викторовна

Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общение со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни.

        Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общение со сверстниками и взрослыми.

        По определению М.И.Лисиной: «Общение — это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» . Круг общения ребёнка расширяется с того момента, когда он переступает порог детского сада.

        Доброжелательный тон воспитателя, радушное приветствие, заинтересованность самочувствием и настроением ребёнка, живое участие в его маленьких проблемах обязательно помогут вызвать у ребёнка желание общаться и участвовать в непринуждённой беседе.

        Утренние часы благоприятны для общения с детьми. Именно в это время мы, воспитатели, планируем и проводим ситуативные беседы. Их тематика различна и в большинстве случаев соответствует лексической теме недели.

        Приём «вопрос – ответ», который мы здесь используем, предполагает доступность, конкретность поставленных воспитателем вопросов. Учитываем при этом индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка. С одним ребёнком совершенствуем умение вести диалог, с другими - упражняемся в грамматически верном построении предложений, с третьим - активизируем словарь по лексической теме.

        Такие режимные моменты, как одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за объектами и явлениями природы, так же благоприятны для речевого общения с детьми.

        Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы закрепляем как общее, так и речевое поведение.

        Когда дети умываются спрашиваем о том, какая вода (горячая, тёплая, чистая, прозрачная), какое мыло (душистое, ароматное, белое, розовое), какое полотенце (махровое, голубое, чистое), т.е. дети упражняются в подборе характерных и точных для данного предмета определений.

        Во время водных процедур также используем словесные приёмы:

Чище умывайся

            Воды не жалей,

            Будут ладони снега белей.

            Сами мы теперь умеем

             Вымыть и лицо, и шею.

        Задаём вопрос: «Почему на всей планете часто моют руки взрослые и дети?».

        Таким образом мы привлекаем внимание детей к гигиеническим процедурам, закрепляем правила мытья рук, уточняем основы здорового образа жизни. А используя приём мини-бесед, способствуем активизации речи детей.

        Кроме мини-бесед считаем эффективными в процессе самообслуживания такие приёмы, как:

   -выполнение действий;

   -многократное проговаривание речевого материала (слов, словосочетаний, предложений).

 Обращаем внимание на сервировку стола.

 Уточняем название посуды, её цвет, форму, материал, из которой она сделана, количество столовых приборов и их расположение на столе.

 Приглашение к обеду стараемся сопровождать стихотворным текстом:

            Час обеда подошёл,

             Сами дети все за стол!

             Бери ложку, бери хлеб-

             И скорее за обед!

        Важнейшим средством развития речи мы считаем художественную литературу. Чтение малых форм фольклора, поэтических произведений, которое мы проводим ежедневно во второй половине дня, даёт ребёнку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, яркие и точные определения, которыми он в последствии оперирует.

        Художественный текст, выступает эталоном правильного литературного языка, используется нами для развития образности и выразительности детских высказываний, обогащения словаря различными языковыми средствами.

        Благотворное влияние книги на развитие ребёнка, в том числе и речевое очевидно. Когда мы предлагаем детям такие игры, как: «Подбери рифму к словам», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», большинство воспитанников легко справляются с предложенными заданиями.

        Навыки связной речи, приобретённые во время чтения художественной литературы, дети успешно реализуют на тематических развлечениях, вечерах и досугах.

        Успешному развитию разговорной речи способствует так любимая нашими детьми театрализованная деятельность. В играх- драматизациях, инсценировках небольших произведений мы совершенствуем не только диалогическую и монологическую речь, но и формируем грамматический строй, пополняем словарь, улучшаем дикцию, развиваем выразительность, эмоциональность.

        Самостоятельному участию детей в театрализованных постановках предшествует большая предварительная работа. Поэтому на начальном этапе подготовительной работы мы уделили особое внимание развитию речедвигательной координации. Коррекционную работу включали во все режимные моменты и проводили её в игровой форме.

        Использовали хороводные, подвижные, словесные игры на развитие зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики, чувства ритма и мимических мышц, игры с пением.

        Следующим эффективным средством развития разговорной речи мы считаем сюжетно-ролевую игру. Именно в этом формате занятия даже самые необщительные, скованные дети раскрываются и вступают в речевое общение. В течение недели предлагаем детям игры, соответствующие изучаемой лексической теме, а тематическое содержание самих игр расширяем и усложняем.

        Дети к 6 годам, приобретя игровой опыт и опыт речевого сопровождения игры, могут самостоятельно организовывать игры разной тематики, договариваться о совместных действиях и начинать ход игры.

        Непременные условием и в тоже время важным средством формирования речи наших детей является речь воспитателя. И если наша речь будет грамотной, негромкой, доступной для понимания, доходчивой, выразительной и эмоциональной, вежливой, то копирование детьми такой модели принесёт им только пользу.

        Считаем,что эффективность речевого развития детей во многом зависит от взаимодействия с семьёй, которое мы осуществляем, проводя индивидуальные беседы, консультации, отражающие вопросы речевого развития дошкольников.

        Так, темами консультаций стали такие: «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как звуки помогают языку?», «Поговорим о связной речи», «Расширяем кругозор - развиваем речь».

        Регулярно размещаем в информационном уголке для родителей материалы речевого содержания. Советуем родителям ограничивать времяпровождение детей у телевизора и компьютера и заменить его чтением книг, беседами на самые разные темы.

        Рекомендуем, совместные походы в магазины, экскурсии по городу, посещение значимых и памятных мест родного города (музея, библиотеки). И обязательно после таких прогулок попросить детей поделиться своими впечатлениями об увиденном.

        Живое общение детей с родителями, равно как и с педагогами, интересная, содержательная жизнь в семье и в детском саду- важные условия для успешного речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников

Формирование навыков разговорной речи в повседневной жизни у дошкольников....

Формирование навыков описательной речи у старших дошкольников с дизартрией.

Начальной ступенью в развитии навыков связной монологической речи является обучение дошкольников рассказам описательного цикла. Необходимость и значимость обучению дошкольников описательному рас...

презентация «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»...

Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...