Конспект открытого занятия НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гуцало Елена Николаевна

Цель:  совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи :

  1. Образовательная: дать представления о том, как нужно составлять план пересказа.
  2. Развивающая: активизировать речь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe-_yabloko_i_rassvet_v._suhomlinskiy.docx842.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

(для детей подготовительной группы)

Подготовила и провела Гуцало Е.Н.

Цель:  совершенствование умения пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи (в соответствии с возрастными особенностями):

  1. Образовательная: дать представления о том, как нужно составлять план пересказа.
  2. Развивающая: активизировать речь детей, совершенствовать умение правильно строить предложения.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство трудолюбия.

Оборудование и материалы: сундучок, яблоко, книга с рассказом В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет», Музыка волшебная, портрет  автора Схемы, четверть яблока на шпажке. Пословицы о труде, маски для обыгрывания по ролям

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу корзиночку закрытую.и предлагает детям отгадать загадку про то, что в ней может лежать ?

«Круглое, блестящее.

Сочное, хрустящее.

На ветке висит,

Упасть норовит» (яблоко)

Вы любите яблоки? Расскажите про яблоки: Показ мнемотаблицы (вкус, цвет, форма, и величина )

  -Где растут яблоки? (на яблоне, а яблони где растут)?  В фруктовом саду . Какие еще фруктовые деревья могут расти в саду? (груши, сливы, персики, абрикосы, вишня, черешня…) Но самое распространённое дерево-это конечно яблоня. О них написано много стихов, песен, сказок и  рассказов. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов Василия Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Вот посмотрите на портрет этого известного педагога и писателя. Он очень любил детей и написал для них много произведений.

И сегодня я вас познакомлю в одним из них – «Яблоко и рассвет», а потом мы этот рассказ  будете учиться пересказывать – слушайте внимательно и запоминайте.

  1. Основная часть.     
  2. Первичное чтение произведения.

Разбор фразеологических оборотов

 Вы внимательно слушали, все слова понятны?

– когда так говорят?

не мог отвести глаз (от яблока ) - долго смотрел, любовался, так говорят когда видят что-то красивое и удивительное)

– не мог одолеть ( лень) – не мог победить, побороть  (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

– собрался с силами (когда было еще темно) – накопил сил, заставил, решился что – то сделать  (собрался с силами и убрал игрушки)

– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

Беседа по содержанию прочитанного.

Я предлагаю вам научиться пересказывать этот рассказ. Вы знаете для того чтобы пересказ получился полный и красивый, нам необходимо составить план, на который вы будете опираться при пересказе. И помогут нам в этом картинки. Я приготовила картинки, они помогут составить план нашего рассказа

Воспитатель: Как звали мальчика, который приходил к дедушке в сад? (Миша)

Воспитатель: Как звали дедушку? (Корней)

Воспитатель: Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)

Воспитатель: От чего Миша не мог отвести глаз, когда приходил к дедушке в сад?

Воспитатель: Какое было яблоко? (огромное, белое)

Воспитатель: Где находилось яблоко? (На самой верхушке одной яблони)

Воспитатель: Разрешил дедушка сорвать яблоко?

Воспитатель: Какое условие поставил дедушка?

Воспитатель: Выполнил Миша условие дедушки?

Воспитатель: А почему Миша не мог выполнить условие дедушки? (ленился)

Воспитатель: Когда он собрался в сад?

Воспитатель: Что он сначала сделал, придя с сад?

Воспитатель: Что произошло, когда Миша выполнил всю работу?

Воспитатель: Что случилось с Мишей, когда он подошел к заветной яблоне?

Воспитатель: Что увидел Миша?

Воспитатель: Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)

Воспитатель: Что сказал дедушка, когда все условия были выполнены?

Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко? 

(еще раз захотел увидеть рассвет)

Воспитатель: Ну вот, вы составили план.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем  вспомним и покажем, что делал Миша в саду (прибежал, налил воды, срезал сухие веточки)

Повторное чтение рассказа

Пересказ рассказа с опорой на графический план.

Воспитатель по очереди вызывает несколько детей для пересказа текста (пересказ по частям). Дети пересказывают текст по частям с опорой наплан, составленный схематично.

Итог:

Воспитатель: Молодцы! У вас получился хороший пересказ, что вам помагало пересказывать?

Давайте вспомним, как называется рассказ, с которым я вас познакомила? Кто написал рассказ?

Что хотел сказать автор в своём рассказе? ( Нужно замечать,  видеть красоту в обычных вещах и  быть трудолюбивым, не лениться,).

Запомните пословицу – « -Была бы охота, заладится любая работа.»

  У меня есть для вас предложение вечером нарисовать иллюстрации к этому рассказу,  и оформить выставку.

Дети играли в 2-х командах, победила сфмая активная команда. Набравшая большее количество очков.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по речевому развитию на тему: "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: совершенствование  умения  пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:Совершенствовать умени...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...

Конспект занятия на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их....

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Задачи:1.Образовательн...