Конспект занятия по развитию речи тема: "Книжный мир" подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мамыкина Надежда Алексеевна

Цель: Воспитывать положительное, бережное отношение к книге, интерес к книге.

Задачи: Закреплять и расширять  знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.

Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихотворения).

Формировать восприятие стихотворного текста, пословиц.

Расширять знания детей о книгах, людях разных профессий, которые их создают.

Формировать представление о роли книги в жизни человека.

Развивать интонационную выразительность речи, воображение, внимание, восприятие, память.

Вовлекать детей в содержательное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_knizhnyy_mir.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе № 13

МБДОУ «Д/с №30»

Мамыкина Н.А.

Образовательная область - речевое развитие

Тема: «Книжный мир».

Цель: воспитывать положительное, бережное отношение к книге, интерес к чтению книги.

Задачи: Закреплять и расширять знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.

Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи

Формировать восприятие стихотворного текста, пословиц.

Расширять знания детей о книгах, людях разных профессий, которые их создают.

Формировать представление о роли книги в жизни человека

Развивать интонационную выразительность речи, воображение, внимание, восприятие, память.

Вовлекать детей в содержательное общение.

Оборудование: экран проектор, презентация «Создатели книг», книжная выставка, иллюстрации к литературным произведениям разных жанров.

 Организационный момент

Дети стоят возле книжного центра «Книжный мир»

- Ребята, мы попали в книжный город, как вы думаете, кто здесь живёт? (книги)

- Послушайте, какие замечательные стихи есть о книгах!

Книга говорит беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней!

Книга – верный, книга – первый,

Книга – лучший друг ребят!

Нам никак нельзя без книжки, -

Все ребята говорят.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

- Да, много здесь разных книг, посмотрите и скажите, какие произведения живут на верхней улице книжного города? - сказки, а на средней улице? - рассказы, а на нижней улице? -  стихи и басни.

- Давайте, подберём книгам слова-определения, какие они? (Любимые, красивые, толстые, тонкие, старые, большие, маленькие, красочные, самодельные и др.)

-Предлагаю вам поиграть в игру «Один – много»

Одна книга – много книг,

Одна обложка – много обложек

Одна страница – много страниц

Одна буква – много букв

Один переплёт – много переплётов

Одна иллюстрация – много иллюстраций

Один рассказ – много рассказов

Одно стихотворение – много стихотворений

Одна сказка – много сказок

Одна басня – много басен

Один писатель – много писателей

Один поэт – много поэтов

- Ребята, скажите, почему люди часто ходят в книжный город (ответы детей)

- А, для чего люди читают книги? (чтобы узнать что-то новое, интересное, полезное и т. д.)

- Да, книга – источник мудрости, она делает людей лучше, поэтому издревле русский народ придумывал о книгах пословицы и поговорки, послушайте:

  • «Чтение – лучшее учение».
  • «Книга мала, а ума придала».
  • «С книгой поведешься – ума наберешься».
  • «Кто много читает, тот много знает».

- Ребята, проверим, как много сказок вы знаете.  Я буду задавать вопросы, а вы, постарайтесь отгадать сказку.

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь:

Название этой сказки… («Маша и медведь»)

Помогала им яблонька,

Помогала им печка,

Помогала им молочная речка.

Все им помогали, все их укрывали.

К матушке и батюшке

Они домой попали… («Гуси – лебеди»)

Сдобный, пышный, круглощекий.

У него румяный бок.

Убегает от зверюшек и зовётся… («Колобок»)

Скрипит зубами, водит носом,

И русский дух не переносит.

Старуха с костлявой ногой, зовётся… (Бабою – Ягой).

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Она распростилась с зелёною кожей

И стала красивой и очень пригожей… («Царевна лягушка»)

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку… («Дюймовочка»)

- Теперь поиграем с пальчиками и узнаем, о чём ещё можно прочитать в книгах.

 

Много книжек есть на свете, (сжимают, разжимают пальцы обеих рук)

Читать их очень любят дети (соединяют ладони вместе «книжкой»)

Если книги мы прочтём, (поднимают указательный палец вверх)

То узнаем обо всём. (раскрывают и закрывают ладони «книжку»)

Про моря и океаны, (соединяют поочерёдно пальцы обеих рук, начиная с большого пальца)

Удивительные страны.

Про животных прочитаем

И про космос мы узнаем.

      Если книги мы прочтём,

      То узнаем обо всём! «все пальчики встречаются многократным касанием»

- Теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы их будете договаривать.

На сметане мешен,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок –

Притаился (колобок)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…. (Айболит)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её? (Красная шапочка)

Он не знает ничего

Вы все знаете его

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его?. (Незнайка)

С пятачком он ходит в гости, любит мёд,

Варенье просит. Это кто?

Скажите вслух,

Медвежонок…(Вини Пух)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик заводной.

Всюду нос суёт он длинный, кто же это? (Буратино)

Живет в глухом лесу, в избушке,

Соседи её – лесные зверюшки.

Зубы торчком, костяная нога…

Кто эта женщина (Баба Яга)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Включаю презентацию «Создатели книги»

- Ребята, посмотрите перед вами главная улица книжного города, здесь живут книжные создатели.

 - В первом доме живут авторы книги – писатели и поэты. (Слайд1) 

- Что делает писатель? (Писатель придумывает и записывает на бумагу историю, которую мы потом читаем в книге)

- А что делает поэт? (Поэт пишет стихи).

- Во втором доме живут художники-иллюстраторы. Они читают то, что сочинили писатели или поэты и придумывают иллюстрации – картинки в книге. (Слайд 2)

- Затем текст и картинки попадают в типографию. Там на специальных машинах – печатных станках – печатают отдельные листы, затем их складывают, сшивают. С двух сторон закрывают обложкой. Так получаются книги (Слайд 3)

- Из типографии книги отправляют в библиотеки или магазины, чтобы люди имели возможность выбрать нужную книгу и прочесть. (Слайд 4)

- Да, очень много людей трудятся над созданием книги, как вы думаете нужно ли беречь книги, чтобы они оставались красивыми и чистыми? (Ответы детей)

- Для этого всем нам нужно знать правила, скажите какие?

  • Не брать книги грязными руками.
  • Не перегибать переплёт: книги могут потерять самые интересные страницы.
  • Пользоваться закладкой и не загибать страницы, они порвутся.
  • Книги любят чистоту, но боятся воды.
  • Нельзя рисовать на страницах ни ручкой, ни карандашом: книгу будет трудно читать.

- Предлагаю поиграть, «Что любит книга?». Я спрашиваю, а вы отвечаете да или нет.

– Обложку? — Да!

– Грязные руки? — Нет!

– Закладку? — Да!

– Дождик и снег? — Нет!

– Бережное отношение? — Да!

– Ласку? — Да!

– Яичницу? — Нет!

– Чистые руки? — Да!

– Валяться на полу? — Нет!

– Драться? — Нет!

– Жить на книжной полке? — Да!

– Любознательных читателей? — Да!

Итог:

- Молодцы, ребята! Столько всего интересного и полезного вы узнали о книгах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, «Путешествие на поезде». Звуковая культура речи. Звук «К»

Способствовать развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания. Развивать слуховое восприятие....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Цель: развитие речевой активности детей.Задачи: 1) учить отчётливо и по возможности произносить звук у; 2) обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет (красный, жёлтый, зелёный); 3) об...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе Тема: «Развитие активной речи малышей через дидактические игры и упражнения»...