мастер класс " Лексические игры и упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
 
Задачи:
1. Развивать умение подбирать антонимы;
2. Развивать связную речь.
3. Развивать двигательную и познавательную активность;
4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_igry_master_klass.docx143.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Лексические игры и упражнения»

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа подготовительная к школе

                                                                             

                                                                             

                                                      Воспитатель: Азаренко Валентина Леонидовна  

                                            Санкт – Петербург

                                                     2023 г.

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

1. Развивать умение подбирать антонимы;

2. Развивать связную речь.

3. Развивать двигательную и познавательную активность;

4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, проектор

Ход занятия:

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли. Что же мы с вами сказать им должны?

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Ребята! Вы любите фантазировать, играть в различные игры?

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А как мы сможем попасть в волшебную страну?

произнести волшебные слова:

Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,

Глаза закрой.
И в сказочной стране очутись!

Интересно, в какую страну мы попали?

Живут на свете шарики,

Шарики - Смешарики.

Вот баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик, зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша.

Это – страна Смешариков.

Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания. В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?

II. Основная часть занятия

Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Собирает раритеты,

Кто же это сообщи?

А вот и Ежик. Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами «день и лень».

Произнесите про себя эти слова. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.

Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

Дочь-ночь. Какие звуки виноваты в том, что  образовались разные слова?

маша-каша; Какие звуки виноваты в том, что  образовались разные слова?

гора-нора; Какие звуки виноваты в том, что  образовались разные слова?

шок-ток; Какие звуки виноваты в том, что  образовались разные слова?

 

Ежику мы помогли. Оправляемся дальше?

Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Королева красоты.

Нет, ещё не королева,

Но принцесса, это да,

Вдохновляет всех знакомых,

На великие дела!

Кто же это всех быстрей,

Собирал к себе гостей?

Ну конечно это Нюша!

Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

Как вы думаете, что такое КОСА.

Правильно, это и прическа и рабочий инструмент.

Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными.

Таких слов много.

Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.

КЛЮЧ от двери, ключ скрипичный

Много разных есть ключей.

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной

Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТ.

Лист — бумаги, лист дерева

Попробуйте объяснить значения слова КРАН.

Кран водопроводный, кран подъемный.

Попробуйте объяснить значения слова кисть

Кисть — художника, кисть руки

Попробуйте объяснить значения слова Лук

Лук — овощ, стрелковое оружие

Попробуйте объяснить значения слова Ручка

Ручка — дверная, шариковая, рука

машина – автомобиль, стиральная машинка, посудомоечная машина, швейная машина.

Как называется слова у которого несколько значений?

Такие слова называются многозначными.

С заданием Нюши справились.

 Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

И издалека заметный,

И доносится бу-бух!

Из него ну очень часто,

Потому что не поймёшь,

Почему так непоседлив,

Этот милый кролик Крош!

Крош хочет с вами поиграть в игру «Закончи предложение».

Упражнение «Закончи предложение».

Папа  косил траву, у него острая … коса.

У девочки заплетена длинная … коса.

У меня в ушах золотые … сережки.

На ветке березы висят зеленые … сережки.

Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.

Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка «Смешарики».

Мы шагаем, как Совунья

Приседаем мы как Пин.

Делаем наклон как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носики как Нюша.

Мы с Лосяшем, вдаль глядим.

Роем грядки как Копатыч.

Машем крыльями как Карыч.

Вместе с Барашем сесть хотим.

Крош просит привести примеры многозначных прилагательных. Ребята, на какие вопросы отвечает прилагательное? Какой? Какое? Правильно!

Перед вами лепестки цветка со словами, по одному выходим, берём один лепесток читаем слово, так как мы читать ещё не умеем нам будут помогать ваши мамы.

Глубокое – озеро, чувство

Добрые – руки, слова, люди.

Тяжёлый- чемодан, характер

Кислое –яблоко, выражение лица

Малиновый- звон, цвет, вкус, аромат.

Железная – дорога, решётка.

Золотые – руки, украшение, золотое сердце.

Чёрный – цвет, чёрное пятно.

Мягкий – характер, голос, ковёр, свет, мягкая глина.

надо идти дальше, мы должны выполнить все задания, чтобы получить ордена от Совуньи.

Чей же следующий домик?

Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Кто же это?

Ну конечно же – Лосяш!

Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением.

Например: День, противоположное значение слова -ночь.

Встать-лечь

Мириться - ссориться

снимать- одевать

хмуриться - улыбаться

развернул - свернул

узкий – широкий

громкий – тихий

шершавый – гладкий

сухой — мокрый

высоко – низко

далеко — близко

лед – огонь

стоит – идет

улетает — прилетает

Лосяш приготовил загадки!  

Для начала  сделаем физминутку, отдохнём.

загадки

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить.
(кран)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук)

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал, 
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист)

Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только 
Быстро куртку застегнуть.
(молния)

Знает скотовод бывалый,
И девчонка, и река,
Что бывает из металла, 
Из волос, и из песка.
(коса)

Какие вы молодцы!

 

Слушаем загадку о следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Энергична хохотунья,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к Совунье!

Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу. 

Нам пора возвращаться домой, чтобы вернутся домой что мы должны сделать? произнести волшебные слова:

Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,

Глаза закрой
И в  садике очутись!

III. Заключительная часть.

 Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов.

Скажите, трудные были задания? А какое задание вам больше всего понравилось?   Спасибо вам за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Спортивные игры и упражнения в двигательной деятельности дошкольников"

Данный мастре-класс предназначен для молодых специалистов дошкольниых учреждений...

Мастер класс "Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей"

Мастер-класс логопеда для педагогов «Технологии по развитию речевого дыхания у детей 6–7 лет с нарушениями речи»Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыха...

Мастер-класс "Театрализованные игры и упражнения, как средство формирования коммуникативных умений"

В материале отражена актуальноссть театрализованных игр.Даны примеры игр и упражнений на развите коммуникативных навыков....

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей»

Проблема преемственности и целостности образовательной среды в деятельности детского сада и начальной школы относится к числу приоритетных задач развития образования в России. Это ...

Мастер-класс "Коммуникативные игры и упражнения"

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Коммуникативные игры и упражнения"...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»

Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет  игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....