Речевое развитие на тему "Звуковая культура речи: звуки "з" и "зь"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Речевое развитие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор конспекта НОД/СОД Боженок Кристина Юрьевна (ФИО студента)

МБДОУ комбинированного вида «Теремок»

Воспитатель: Ковалёва Елена Николаевна  (ФИО)_______________(подпись)

Методист: Хохлова Наталья Борисовна ___________________(подпись)

Дата проведения НОД/СОД «04» октября 2023г.

Технологическая карта занятия

Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Тема занятия : Звуковая культура речи: звуки «з» и «зь»

Возрастная группа : средняя группа

Цель занятия: Познакомить детей со звуками «з» и «зь»

Задачи занятия:

Образовательная задача:  Упражнять детей в произношении звуков «з» и «зь»

Развивающая задача: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданных звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, артикуляционный аппарат, наглядно-образное мышление.

Воспитательная задача: воспитывать культуру речевого общения, умение изменять силу голоса.

Планируемый результат:

  1. Дети умеют правильно произносить звуки «з» и «зь».
  2. Дети умеют различать на слух и называть слова со звуком «з» и «зь» У детей чёткая, ясная артикуляция, правильное дыхание
  3. Дети умеют изменять силу голоса

Материал и оборудование: Комарики на палочках, картинки

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, форма, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Развивающая задача: речевое внимание

- Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Юрьевна. Я рада вас видеть.

Давайте поприветствуем друг друга.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здраствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся

«Доброе утро»

Словесный

Приветствие

Дети эмоционально вовлечены  в предстоящую деятельность

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Развивающая задача: речевое внимание

-Ой, смотрите кто же это?

Вдруг откуда- то летит,

Наш дружок комарик,

Что -то он совсем молчит

Маленький товарищ.

(Маленький комарик на палочке)

Наступила осень, стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?

(Да)

-А как мы сможем помочь?

(Споем голосом комарика и позовем его маму)

Словесный

Наглядный

Слушают

Отвечают на вопросы

Размышляют как помочь комарику.

2.2

Этап ознакомления

с материалом

Образовательная задача:  Упражнять детей в произношении звуков «з» и «зь»

Развивающая задача: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданных звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, артикуляционный аппарат, наглядно-образное мышление.

Воспитательная задача: воспитывать культуру речевого общения, умение изменять силу голоса.

-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.

-А маленький комар поет мягко, тихо       «зь-зь-зь-зь».

-Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка.

-Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.  

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка»

-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Чем отличаются?

-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.

-Давайте еще раз споем песенки комариков.

-Ребята нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.

-Показываю большого комара- поют звук «з», показываю маленького комара- поют звук «зь»

Словесный

Артикуляционная гимнастика

Слушают

 Выполняют артикуляционную гимнастику

Умение выполнять артикуляционную гимнастику

2.3

Этап практического решения проблемы

Образовательная задача:  Упражнять детей в произношении звуков «з» и «зь»

Развивающая задача: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданных звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность, артикуляционный аппарат, наглядно-образное мышление.

Воспитательная задача: воспитывать культуру речевого общения, умение изменять силу голоса.

-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.

Дидактическая игра малой подвижности «Комары»

-Ребята, давайте поиграем в игру «Комары», для этого нам нужно разделиться на 2 группы. Я вам буду показывать карточки большого и маленького комара. Одна группа изображает комара,  который поет громко, а другая группа изображает комара который поет тихо.

Работа по картинкам

Назовите предметы которые изображены, на картинках.

(называем картинки: зубы, замок, собака,  змея, замок, забор, зонт, заяц.)

-Во всех ли словах слышали звуки «З» и «ЗЬ»? ( да присутствуют)

-Давайте,  мы с вами покажем,  нашим комариками как мы умеем правильно произносить слова со звуками «З» и «ЗЬ». И разучим чистоговорку «Коза». Скажите, а в слове коза есть звук «З» (ДА). Какую песенку этот звук поёт песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

За-за-за, за-за-за- здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы- мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу- отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за- залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу- привязали вновь козу.

-Молодцы ребята, у вас все получилось.

-Давайте попрощаемся с нашими комариками. Комарик рад что мы помогли ему позвать маму, он счастлив что она рядом.

Словесный

Наглядный

Слушают

Выполняют дидактическую игру малой подвижности «Комары»

Выполняют работу с картинками

Умеют анализировать и сравнивать

3

Заключительный этап

-Ребята скажите какие звуки мы сегодня учились произносить

-Кому помогали?

-Понравилось ли вам играть в игры?

-Как называлась чистоговорка которую мы с вами разучили?

Словесный- беседа

Дети отвечают на вопросы педагога, анализируют занятие

Подведены итоги занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие  Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ ...

Конспект ООД по развитию речи (ОО «Речевое развитие»). Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ –ч»

laquo;Звуковая культура речи: звуки щ –ч».Занятие проводится в средней группе: дети 4-5 лет. Целью данного занятия является:  Дифференциация звуков щ - ч. В ходе занятия, решали...

Конспект открытого занятия в области речевого развития по звуковой культуре речи "Занимательные буквы" в подготовительной группе

Задачи: Развивать восприятие речи (слуховое внимание и речевой слух) ; развивать интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие; вырабатывать чёткую дикцию; учить д...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....