Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти; упражнять детей в придумывании родственных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_matreshki.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»

Цель: Систематизация знаний детей о родном языке, Родине.

Задачи:

тренировать в образовании относительных прилагательных,

тренировать в изменении существительных Род.падежа,

тренировать в подборе прилагательных к существительным,

упражнять в согласовании существительных, прилагательных с числительными,

развивать смысловую сторону речи через закрепление многозначных слов;

тренировать в умении в составлении предложений из слов, данных в начальной форме,

упражнять в звуковом анализе слова.

воспитывать любовь к своей стране, русскому языку.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие 

Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Кузовок» «Слова многозначные», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов

Оборудование и материал: иллюстрации о родном крае, картинки со словами, матрёшка, карандаши, раскраски

Ход занятия

Оргмомент. Дети и педагог встают в полукруг.

Педагог. Ребята, Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра «Здравствуй друг»

«Встаньте дети, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Мы друг другу улыбнемся,

дружно за руки возьмемся.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

получился дружный круг»

Работа по теме 1. Беседа. 

Педагог: Ребята посмотрите друг на друга. Мы все такие красивые, интересные мальчики и девочки. А чем мы отличаемся друг от друга и что у нас общего?

- Цветом волос, кожи (смуглые и светленькие). А общее у нас - это наша национальность и родной язык

Педагог: - Как называется наша страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!

Педагог: А что нам помогает общаться? (ответы детей)

Педагог: Язык - инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия. Мамы своим малышам напевают колыбельные, рассказывают сказки, пословицы и поговорки на родном языке.

Педагог Как вы понимаете, что такое родной язык? (ответы детей)

Педагог Наша страна многонациональна. Какие национальности вы знаете?

На каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

Татары- татарском

Чуваши - чувашском

Мордва - мордовском

Русские – русском

У каждого народа свой родной язык.

Педагог: Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом.

Педагог Ребята, я загадаю вам загадку и вы узнаете, кто будет у нас в гостях.

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Педагог Что-она задерживается. Звуковой сигнал телефона. Ребята, мне пришло голосовое сообщение от матрешки, давайте его послушаем.

 «Ребята, шла к вам и заблудилась, оказалась у злого волшебника, он сказал, что выпустит меня, если вы выполните все его задания. Они в конвертах. За каждое выполненное задание, вы будете получать букву. Очень прошу вас, помочь мне добраться до вашего детского сада».

Педагог Ребята, поможем, отправимся выполнять задания?

А вот и первый конверт, в нем загадка, отгадка подскажет нам, куда двигаться дальше.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик,

Днём – домой. (Валенки)

Дети находят валенок в группе там игра «Чего не стало»

Дети вынимают по одной картинки из валенка, называют предметы, которые на них нарисованы, проговаривая чего не стало «В валенке не стало пирогов» картинки: самовары, деревья, шапки, караваи, ложки, печки, баранки, варежки.  Молодцы, ребята, Вот вам первая буква Р

Конверт номер 2

Педагог Загадка. Есть дерево стройное
С белым стволом,
Отметинки чёрные
Видно на нём! (Береза)

Педагог Ребята, береза у нас в природном уголке. А здесь у нас еще картинки-символы нашей Родины. (Педагог раздает детям картинки и предлагает поиграть в игру «Скажи, какая, какой»

Педагог Ребята, подберите как можно больше слов к вашей картинке

(Река какая? Широкая, длинная…

Береза - белоствольная

Поле –большое, широкое

Ромашка – нежная, красивая

Озеро – круглое, глубокое

Медведь – сильный,

Дуб – могучий

Орел – хищный

Каравай - вкусный

Педагог. Молодцы, вы хорошо подобрали слова, а теперь посчитаем от 1 до 5 ваши красивые словосочетания

Одна широкая река, две широкие реки, три широкие реки, четыре широкие реки, пять широких рек

 Справились с заданием, получаем букву О

Конверт номер 3 Педагог Загадка

Хоть не шляпа, а с полями,

не цветок, а с корешком,

разговаривает с нами

всем понятным языком.

(книга)

Или Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (
Книга)

Педагог Ребята нам с вами надо в книжный уголок

Игра «Доскажи пословицу»

Педагог Ребята, у нас здесь карточки, посмотрите, я прочитаю первую часть пословицы, а вы найдите из картинок и сами продолжите пословицу.

Не спеши языком – а спеши делом

Сначала подумай – потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом

Сделай дело, гуляй смело

Век живи - век учись.

Глаза боятся , а руки делают

Слово- серебро, молчание – золото

От приветливых слов язык не отсохнет

Сперва подумай, а потом скажи.

– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

– За словом в карман не полезет.

 – Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.


Справились с заданием, получаем букву Д

Конверт номер 4 Педагог Загадка

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно…

(Балалайка)

Треугольная доска. А на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.

(Балалайка)

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент – самый русский инструмент.

(Балалайка)

Педагог Где у нас балалайка? (музык уголок) Физминутка – проводят дети

Наша родина – Россия  

В нашей стране горы высокие – встать на носочки

В нашей стране реки глубокие – присесть

В нашей стране степи широкие – руки в стороны

В нашей стране леса большие – руки вверх

А мы ребята вот такие большой палец вверх

Справились с заданием, получаем букву И

Конверт номер 5 Педагог Ребята, как хорошо вы отдохнули, давайте поиграем в игру «Многозначные слова»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.

 (коса – прическа у девочки, коса – косить траву,

ключ - от двери, ключ-родник,

лук-растение, лук-оружие,

норка-животное, норка- углубление в земле,

 кисть - часть руки, кисть –рисование,

 ласка-нежность, ласка- животное).

Иголка для шитья, иголка у сосны, иголки у ежа

Ручка шариковая – ручка дверная

Поля – поля в тетради

Справились с заданием, получаем букву Н

Конверт номер 6 Педагог Загадка

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Краски и кисть)

Педагог Ребята, где у нас краски и кисточки? идем в уголок творчества

Присядем за столы. У нас здесь игра «Подружи слова-составь предложение»

Березка, двор, расти, во – Березка растет во дворе

Флаг, развеваться, площадь. – Флаг развевается на площади.

Матрешка, стоять, полка, на. – Матрешка стоит на полке.

Люди водить хоровод. – Люди водят хоровод.

Валенки, полка, обувная, стоять, на. -Валенки стоят на обувной полке.

Мама, наливать, самовар, из, чай. - Мама наливает чай из самовара.

Бабушка, испечь, блины, к, праздник. Бабушка испекла блины к празднику.

Мы, жить, Россия, в – Мы живем в России

Страна, наша, огромный – Наша страна огромная.

Россия, много, в, река - В России много рек.

Россия, много, в, леса -В России много лесов.

Любить, я, Родина, своя. - Я люблю свою родину.

Педагог справились с заданием, получаем букву А

Ребята, мы собрали все буквы, и конвертов больше нет, какое слово у нас получилось?

РОДИНА (читают слово из букв на магнитной доске)

Давайте мы с вами сделаем звуковой анализ этого слова. Берите листочки, а здесь у нас карандаши

Какой первый звук? Р он согласный, твердый, обозначаем синим цветом

Второй звук О – тянем, поем, он гласный, обозначаем красным

Д –согласный, мягкий – зеленым

И - гласный, обозначаем красным

Н - согласный, твердый, обозначаем синим цветом

А - гласный, обозначаем красным

Итог. Педагог Молодцы! А вот и наша матрешка! (появляется матрешка с подарками-раскрасками)

Ребята, вам понравилось путешествие по нашей группе? А что именно, какая игра больше всего запомнилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование любви к родному краю у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11398693","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"640"}}]]...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий....

«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»

laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...

Формирование любви к родному языку у детей старшего дошкольного возраста посредством занятия «В поисках матрешки»

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; создавать условия для обогащения духовного мира детей; формировать понятие «родной язык», родной край, б...