Конспект занятия в старшей группе по теме "Новогодние встречи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морару Светлана Викторовна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_novogodnie_vstrechi_starshaya_gruppa.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата: 19. 12  2023 г.

Образовательная область Речевое развитие

Тема:  «Новогодние встречи»

Возрастная группа: старшая

Цель: познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах и об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов.

Задачи занятия:

обучающие:

  • познакомить дошкольников с различными традициями встречи Нового года в разных странах мира.
  • расширять знания детей о праздновании Нового года
  • формировать умение четко высказывать свои мысли.
  • систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес.

развивающие:

  • развивать внимание, умение сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций,
  • развивать диалогическую форму речи, звуковую культуру речи, мелкую моторику
  • развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

воспитательные:

  • воспитывать дружественные отношения между детьми, культуру общения и поведения
  • воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, и к народам разных стран, а также формировать у детей положительное и активное отношение к своему здоровью.
  • воспитывать толерантное поведение, уважение к обычаям людей разных национальностей.
  •  

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, наряженная елка.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и сказок про новогодний праздник, беседа «Как мы в России встречаем новый год».

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Воспитатель:

Ребята, вы слышите, какой-то звук?

Играет новогодняя музыка («Праздник к нам приходит»).

Слайд 1.  На экране появляется дед Мороз:

-Внимание, внимание! Только сегодня и только сейчас, вы можете совершить удивительное, волшебное новогоднее путешествие и узнать, как празднуют новый год дети в разных странах мира!

-Ребята, а вы хотели бы отправиться в волшебное путешествие?

А что бы отправиться в путешествие, нам нужно пройти первое испытание. Дед Мороз нам прислал новогодние загадки.

Ну, что, ребята, попробуем отгадать загадки? (дети соглашаются)

- Украшена игрушками,

Шарами и хлопушками —

Не пальма, не сосеночка,

А праздничная... (елочка)

-Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый дедушка... (Мороз)

- Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник? (Новый год)

Молодцы, ребята! Отгадали загадки!

С первым заданием справились

Смотрите нам подарили волшебную палочку.

Дети сидят полукругом и слушают воспитателя и отвечают на вопросы

Дети отгадывают загадки

2. основная часть

Слайд 2

Воспитатель: Правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год. Вы все ждете его? Правда, ребята? А почему вы ждете этот праздник?.А что является украшением праздника?

Слайд 3

Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (елка).

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. (Слайд 5).

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки. 

Слайд 4

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований

Воспиатель поднимает волшебную палочку и говорит

Шар земной скорей крутись,

Волшебство тот час свершись,

Вправо, влево повернись

В Италии окажись!

Воспитатель крутит глобус

Слайд 5

На экране появляется изображение Италии

У нас в России детей и взрослых с новым годом поздравляет дед Мороз. А в Италии – бабушка Бефана. Она очень добрая и справедливая.

На экране появляется Бефана.

-Она в новогоднюю ночь открывает двери в дома волшебным золотым ключиком и хорошим детям кладет в носочки подарки: сладости и игрушки. А плохим детям, тем, кто озорничал, не слушался маму и папу – угольки.

А вы знаете как правильно себя вести?

Сейчас мы это проверим разделимся на две команды.

Каждая команда должна рассмотреть рисунок и сказать правильно ли поступают на них дети? И объяснить, почему

-Молодцы, дети. Все верно рассказали и справились с заданием бабушки Бефани!

А нам пора отправляться дальше!

Шар земной скорей крутись,

Волшебство тот час свершись,

Вправо, влево повернись

В Германии окажись!

Воспитатель крутит глобус

Слайд 6

На экране появляется избражении Германии

Ребята, мы с вами перенеслись в Германию!

На экране появляется Санта Клаус:

- Здравствуйте, ребята! А вы знаете, как меня зовут? Верно, я Санта Клаус – друг вашего деда Мороза. В новый год я приезжаю к детям верхом на ослике или в упряжке с оленями. Подарки для детей я оставляю в носочках или туфельках.

Ребята, хотя Санта Клаус и похож на нашего деда Мороза, все же они отличаются. Посмотрите внимательно и скажите, в чем их отличие?

На экране изображение деда Мороза и Санта Клаус.

(-Дед Мороз в шубе, а Санта Клаус в куртке и брюках.

-Дед Мороз приезжает вместе со Снегурочкой, а Санта Клаус один;

-Дед Мороз живет в Великом Устюге, а Санта в Лапландии;

-Дед Мороз ездит в санях, запряженных лошадьми, а Санта – оленями;

-Дед Мороз кладет подарки под елку, а Санта Клаус в носки и туфли и. т. д.)

-Но так же, как и дед Мороз, Санта Клаус очень любит пошалить и поиграть. А вы любите?

Физкультминутка.

Вот так холод, вот мороз - (хлопать в ладоши)

Больно щиплет нос, больно щиплет нос! (дотрагиваться до носа)

Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней,

Чтоб согреть его скорей потереть сильней! (тереть нос указательными пальцами)

Будем ножки согревать, (скользящими движениями растирать ноги)

Прыгать и скакать, прыгать и скакать!

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать. (прыгать)

Крепче стал мороз никак-

Мёрзнем стоя так, мёрзнем стоя так! – («дрожать»)

Нам нельзя идти пешком, нам пора бежать бегом, (бежать на месте)

Нам нельзя идти пешком, пора бежать бегом!

Чтобы ручки согревать,   (махать руками)

Будем мы махать, будем мы махать!

И в ладоши будем бить,  (хлопать в ладоши)

И локтями шевелить,  (похлопывать локтями по бокам)

И в ладоши будем бить, локтями шевелить!

Мы на месте не стоим,  бегать по комнате

Мы бежим, бежим, бежим, мы бежим, бежим!

Чтоб согреться поскорей

Надо нам бежать быстрей,

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей!

Хорошо поиграли, ребята. Но вам пора в путь! 

Воспитатель поднимает волшебную палочку и говорит

 Снежинки – пушинки кружитесь,

Дети в Швеции окажитесь

Воспитатель крутит глобус

Слайд 7

На экране появляется избражении  Щвеции

На экране появляется королева света Лючия:

-Ребята, в Швеции королева света Лючия поздравляет детей и взрослых с новым годом! Лючия приносит сладости детям. А еще она заботится о животных ив новый год приносит– животным угощения. Кошке - миску молока, собаке – кусочек мяса, а ослику – морковь. Лючия очень любит свет, и ее корона украшена горящими свечами!

-, Лючия приготовила новое задание. Она предлагает отгадать загадки про моих друзей животных!

Ну что, ребята, попробуем выполнить задание Лючии?

На экране появляются картинки с вариантами ответов.

-Отгадайте, кто из зверей любит морковку? Собака, лев или заяц?

- Кто живет в вашем сибирском лесу? Белка, жираф или ёж?

- Какая птица – перелётная? Воробей, голубь или гусь?

-Какой зверь является хищником? Волк, кролик или олень?

- Кто из зверей хорошо лазает по деревьям? Рысь, волк или лисица?

-У кого зимой белая шубка? У медведя, зайца или волка?

-Ребята, вы молодцы и правильно ответили! Но нам пора возвращаться в детский сад! Прощаемся с Лючией

Хорошо поиграли, ребята. Но вам пора в путь! 

Воспитатель поднимает волшебную палочку и говорит

 Снежинки – пушинки кружитесь,

Дети во Франции окажитесь

Воспитатель крутит глобус

Слайд 7

На экране появляется изображение Франции

Во Франции Французского Деда Мороза (Пэра Ноэля) дети ждут.

Он подарки для детей разделяет на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

Хорошо поиграли, ребята. Но вам пора в путь! 

Воспитатель поднимает волшебную палочку и говорит

Шар земной скорей крутись,

Волшебство тот час свершись,

Вправо, влево повернись

В Японии окажись!

Воспитатель крутит глобус

Слайд 9

На экране появляется изображение Японии

В Японии каждый ребенок новогодним вечером кладет под подушку рисунок своей “мечты” и они верят, что тогда их мечты обязательно сбудутся.

В Японии дарят на Новый год грабли считается, что они принесут счастье

Хорошо поиграли, ребята. Но вам пора в путь!

Воспитатель поднимает волшебную палочку и говорит

Шар земной скорей крутись,

Волшебство тот час свершись,

Вправо, влево повернись

В России окажись!

Воспитатель крутит глобус

Слайд 10

На экране появляется изображение России

В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночью под бой самых главных часов слушают поздравление президента России.

Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год?.

Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?

Воспитатель: А скажите мне ребята, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?

Слайд 11

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием, вижу, вы все умеете наряжать ёлку. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки?

1.«Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год».

(месяц декабрь)

2.«Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке»?

(снежинка)

«Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год – важна».

(Елка)

«В снег – на улице стоит,

В дождик исчезает вмиг,

Из дорожек белых свит,

Толстый очень».

(Снеговик)

«Что под елочкой лежит

В праздничной обертке яркой?

Только раз в году бывают

Новогодние (подарки)».

«На елочке она висит

И огонечками мигает,

То вдруг погаснет ненадолго,

То снова ярко засияет».

(Гирлянда)

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

Пальчиковая гимнастика «Новый год».

Наступает Новый год! -хлопать в ладоши

Дети водят хоровод. -кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики, -поочередно соединять пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики. фонарики

Вот сверкают льдинки, -сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки. -легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет, -пальцы шагают по коленям или по столу

Всем подарки он несет. -трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: -хлопаем по коленям или по столу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем поменять

1,2,3,4,5,б,7,8,9,1О. -по очереди сгибать каждый палец

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Дети слушают и отвечают на вопросы поднимая руки и не выкрикивая

Дети делятся на две команды, совещаются, отвечают.

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети отгадывают загадки

Дети выполняют движения по тексту

3. Заключительная часть

Все испытания мы прошли и возвращаемся назад в сад.

К палочке волшебной

Вместе прикоснёмся

В одно мгновение

В детский сад вернемся

Вот и в детском саду.

На экране появляется дед Мороз

Слайд 12

-Ребята, где же вы были? Я вас заждался! (дети отвечают) А с кем вы познакомились? Что нового, интересного узнали? Какие задания вам дала Бефана? А какие вопросы задавал Санта Клаус? А какие загадки загадала королева Лючия?

Воспитатель:

-Мы узнали, что люди, живущие в разных странах мира, по-разному празднуют новый год. Но все они очень рады празднику, ждут чудес и подарков!

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они нового узнали на занятии, поделиться впечатлениями.

-Ребята, посмотрите, у нас на мольберте появилась новогодняя елка. Если вам было трудно выполнять задания, повесьте на елку желтые шарики, а если легко, то синие (дети клеят шарики).

Воспитатель: Как вы думаете, почему тема нашего сегодняшнего приключения – Новогодние встречи?

Воспитатель: А что еще интересного вы сегодня узнали ребята?

Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом вас!

Ответы детей

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логоритмического занятия в старшей группе на тему" Встреча с Лунтиком на Земле".

Занятие по логоритмике в старшей группе на тему "Встреча с Лунтиком на Земле". Конспект соответствует требованиям ФГОС....

"Встречаем гостей Универсиады" конспект занятия в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе на татарском языке....

Конспект занятия в старшей группе «Встреча с феей витаминной страны»

Конспект занятия  «Встреча с феей витаминной страны». Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект занятия в старшей группе «Как встречают Новый год в разных странах мира»

Данный материал поможет рассказать о традициях празднования Нового года в разных странах....

Конспект занятия в старшей группе "КАк встречают Новый год в других странах"

Цель: ознакомление дошкольников с жизнью и бытом народов мира.Задачи:Познакомить дошкольников с различными традициями встречи нового года в разных странах мира.Обобщить знания детей о правилах этикета...

Конспект занятия в старшей группе по лепке на тему "Встреча лисы и колобка"

План-конспект ООД по сюжетной лепке в старшей группе «Встреча Лисы и Колобка»Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Колобок», игра – драматизация «...