Конспект занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белова Юлия Борисовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием приемов мнемотехники «Зимушка-зима »

  Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

  Задачи:

 Образовательные:

 Связная речь: учить детей составлять рассказ о зиме, придерживаясь определённой последовательности, с использованием мнемотаблицы;. Словарь: формировать умение подбирать определения к заданным словам, подбирать к заданному слову однокоренные слова. Грамматика: совершенствовать структуру предложений в связной речи; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения;

 Развивающие:

Развивать у детей воображение, мышление. слуховую и зрительную память

 Воспитательные:

 Приучать детей сидеть правильно, не выкрикивать, слушать товарищей. Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы.

 

Предварительная работа: рассматривание мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблицы по теме «Зима».

Материалы и оборудование: мнемодорожки, мнемотаблицы по теме «Зима», снежинки, конверт, сундучок раскраски,.

                 Ход занятия:

Орг.момент (1мин)

Под спокойную музыку входят дети и встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

                      Я твой друг и ты  мой друг.

                       Вместе за руки возьмемся

                        И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте.

(воспитатель обращает внимание детей на снежинку, которая лежит на подоконнике).

-Ребята, вот чудеса, сама снежинка к нам пожаловала в гости? а на ней загадка:

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

– Когда это бывает? (зимой)

правильно

Ребята, здесь еще какой-то странный конверт, на нём ничего не написано. (на конверте нарисованы снежинки)

-От кого интересно может быть это письмо? Как вы думаете ? (ответы детей) Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо и снежинки).

"Пора заданья вам давать, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?»

- Ребята, догадались от кого это письмо? (от Зимы)

- Верно! От Матушки-Зимы. Согласны выполнить ее задания?(Да)

- А задания Матушка-Зима прислала вот на этих снежинках. А снежинки волшебные. Если выполним все задания, то сможем получить подарки от Матушки-Зимы. Готовы?

- Тогда проходим на снежную полянку .(дети садятся на стульчики полукругом)

                 Ход занятия    

1 снежинка «Зимние слова» Ребята послушайте, пожалуйста слова и запомните их , а затем вы их назовите : Зима, декабрь, снег, снеговик, метель, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, подарки. Молодцы! Все слова вспомнили.

2 снежинка. А тут  Игра «Снежная куча»

-Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «снег»-

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись.: -Предлагаю вам, дети, собрать их для этого нам надо разгадать загадки. И у того у кого отгадка, кладем на стол картику. Слушайте внимательно :

В руках он лепится легко.

Детишкам — развлечение

Бросать, без устали, его

Друг в друга, без сомнения!

Холодный кругленький комок.

Как же зовут его?

 

Как назвать сильный снег?

Из них состоят снеговики?

 

Эта снежная девчонка

В Новый год смеётся звонко,

Ходит с дедом озорным

И подарки дарит с ним!

 

Мы его слепили ловко,

Вместо носа есть морковка,

Во дворе стоять привык

Снежный важный...

Как звездочка искрится,

Летает, будто птица,

Легка, словно пушинка

Красивая...

 

Первый вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький.

Прилетает к нам зимой,

Яркий, шустренький такой,

На рябине он сидит,

Алой грудкой знаменит.

 

Молодцы ,ребята, все загадки отгадали,все слова, похожие на снег нашли

Посмотрим , что в  третье снежинки  Открытки Ребята я сейчас вам покажу открытки, а  Вы их постараетесь запомнить

Зима, снег, снегопад, горка, санки,  каток,  коньки,дети, снеговик

-А вот еще одно задание: « Составь предложения о зиме» по мнемодорожкам (по выбору детей. )

Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

Люди зимой делают кормушки для птиц.

Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.

Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.

В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

 

- Эта снежинка предлагает нам поиграть со снегом Разминка под музыку

4 снежинка Составление рассказа о зиме .(по мнемотаблице)

-Эта снежинка предлагает нам составить рассказ от зиме по мнемотаблице. Давайте внимательно ее рассмотрим. Составим предложение по первой картинке. И т.д. по другим картинкам.

-Послушайте какой рассказ у нас получился.

 

Образец рассказа. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.)

- Кто из вас желает рассказать о зиме по мнемотаблице.

Рассказы детей: 3-4 человека.

Итог занятия

-Ребята, вот и закончились снежинки-задания .Я думаю, Зимушка осталась довольна, мы справились со всеми заданиями.

- А Матушка-Зима передала для вас вот такой сундучок, а в нем подарки. Чтобы их получить, произнесите волшебные слова: « Чок, чок,чок, открывайся, сундучок!»

(Дети повторяют волшебные слова, сундучок открывается ,а там подарки- раскраски на зимнюю тему.)

- Ребята Матушка- Зима  подарила вам раскраски о зиме, вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо вам.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий"Зимушка-Зима"

Хочу представить конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.Основными задачами является закрепление знаний о признаках зимы,развитие общей и мелкой моторики....

Конспект занятия по развитию речи с Использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Обучающие задачи:• упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;• закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения «Волшебница - зима»

Тема: «Волшебница-зима»Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойст...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «В гости к Зимушке-Зиме» (старшая группа)

Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.Задачи:1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.2. Обогащать словарь...

Конспект Занятия по развитию речи с использованием игровых приемов"Сказки К.И. Чуковского

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого ...