Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
статья по развитию речи (старшая группа)

Елена Викторовна Трошкина

Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

 

Речь принято понимать, как форму сознательной деятельности людей, опосредованную языком, состоящую из операций понимания и воспроизведения. Речь человека — это динамический процесс, основными составляющими которого являются звукопроизношение, часто связанное с жестами и мимикой, выступающее как внешнее оформление речи — мышления; содержание речи, как результат мышления и эмоциональных потрясений; социальность речи, как связь с жизнью человеческого общества, вне которого речи нет [Б].

К основным структурным компонентам речи можно отнести звуковой состав, словари и грамматический строй. Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны, формирование каждого из них обусловлено своевременным формированием развитием физических и психических функций ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд сочетающихся по логике предложений), обеспечивающее коммуникативное общение. Связность, это «адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [Рубинштейн]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

 

Синтаксис как раздел грамматики означает «порядок, построение» с греческого языка (syntaxis). В лингвистике предмет синтаксиса составляет синтаксический строй языка как совокупность закономерностей, которые регулируют построение различных синтаксических единиц.

Б.Н. Головин отмечает, что синтаксис рассматривает законы организации и построения связной речи, а также способы соединения слов, синтаксические единицы, их строение, а также особенности функционирования [5].

В.Б. Касевич также рассматривает синтаксис как раздел грамматики, который включает в себя систему синтаксических единиц и связей между ними, отличительные особенности и характеристики данных единиц, структуру и функции [7].

В синтаксис включаются такие единицы, как: словоформа, словосочетание, предложение, а также сложное синтаксическое целое и текст. П.А. Лекант отмечает, что каждая синтаксическая единица отличается определенной структурой, компонентами, которые объединены синтактическими отношениями и связями [18].

Основной синтаксической единицей является предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Предложение, по мнению Н.М. Пипченко, является интонационной оформленной единицей синтаксиса, которая служит для выражения мыслей и чувств. По сравнению с другими синтаксическими единицами предложение отличается, во-первых, предикативностью, во-вторых, интонационной завершенностью [14].

Под предикативностью понимается такое свойство предложения, которое означает отнесенность того, о чем говорится в предложении, к явлениям или объектам окружающей действительности. Интонация в предложении включает в себя начало, развитие и завершение мысли. Интонационная выразительность относится только к предложению и не характерна для словосочетания. В русском языке интонация может быть повествовательной, побудительной, вопросительной, восклицательной [17].

Существуют различные виды предложений. По наличию грамматических основ выделяются простые (одна грамматическая основа) и сложные предложения (две и более грамматических основ). Предложения разделяются на повествовательные, побудительные и вопросительные в зависимости от цели высказывания. Также предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по эмоциональной окраске.

По наличию второстепенных членов простые предложения разделяются на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные предложения включают в себя только грамматическую (предикативную) основу – подлежащее и сказуемое. Если помимо предикативной основы присутствуют другие члены предложения, то оно является распространенным.

Простое предложение является распространенным, если включает в себя второстепенные члены предложения, которые вносят определенную информацию и составляют рему высказывания.

Распространённые простые предложения, наряду с главными, содержат второстепенные члены. Под второстепенными понимаются такие члены предложения, которые зависят от других и связаны с ними связью (примыканием, согласованием, управлением).

Второстепенные члены распространяют как главные, так и другие члены предложения. К второстепенным относятся определение, дополнение, обстоятельство.

Определение – это член предложения, который поясняет словоформу, означающей предмет. Определение называет признак данного предмета. Определения могут быть выражены в предложении посредством таких частей речи, как имя прилагательное, причастие, порядковое числительное – так называемые согласованные определения. Также определения могут быть связаны с определяемым словом с помощью таких видов связи, как примыкание и управление.

Дополнение – это член предложения в распространенном предложении, который обозначает предмет, на которое направлено действие, либо предмет, по отношению к которому проявляется признак или совершается действие. Дополнения выражаются в предложении посредством таких частей речи, как имя существительное, местоимение, а также субстантивированное слово. Дополнения формируются посредством такой связи, как управление.

Обстоятельство – это член предложения, который обозначает признак или действие, указывает на качество или интенсивность действия, время, причину, цель, место, а также условие. Обстоятельства в предложении выражаются такими частями речи, как деепричастие, наречие, а также инфинитивом или формами косвенных падежей имени существительного [18].

Таким образом, в грамматике выделяется такой раздел, как синтаксис, который рассматривает способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи. Основной синтаксической единицей является предложение. Существуют различные типы предложений, среди которых можно выделить простое распространенное предложение. Данный тип предложения включает в себя предикативную основу и второстепенные члены предложения, которые могут быть выражены с помощью определения, дополнения или обстоятельства.

Идет обучение детей способам соединения слов в словосочетания и далее в предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные и побудительные.

Таким образом, очень важно обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения.

При обучении детей построению предложений надо уделять внимание упражнениям на составление правильного порядка слов, пресекать неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не совершали ошибок и не повторяли однотипные конструкции.

Важно обращать внимание на формирование у детей элементарного представления о структуре предложения и учить правильно использовать лексику в предложениях разных типов. Эта цель достигается, когда дети овладевают разными способами сочетания слов в предложении, осваивают некоторые смысловые и грамматические связи между словами, умеют интонационно оформлять предложение.

Итак, у детей дошкольного возраста в результате формирования грамматического строя речи закладывается умение выбирать синтаксические единицы, появляется осознанный выбор  языковых средств условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Речь принято понимать, как форму сознательной деятельности людей, опосредованную языком, состоящую из операций понимания и воспроизведения. Речь человека — это динамический процесс, основными составляющими которого являются звукопроизношение, часто связанное с жестами и мимикой, выступающее как внешнее оформление речи — мышления; содержание речи, как результат мышления и эмоциональных потрясений; социальность речи, как связь с жизнью человеческого общества, вне которого речи нет [Б].

К основным структурным компонентам речи можно отнести звуковой состав, словари и грамматический строй. Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны, формирование каждого из них обусловлено своевременным формированием развитием физических и психических функций ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд сочетающихся по логике предложений), обеспечивающее коммуникативное общение. Связность, это «адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [Рубинштейн]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Синтаксис как раздел грамматики означает «порядок, построение» с греческого языка (syntaxis). В лингвистике предмет синтаксиса составляет синтаксический строй языка как совокупность закономерностей, которые регулируют построение различных синтаксических единиц.

Б.Н. Головин отмечает, что синтаксис рассматривает законы организации и построения связной речи, а также способы соединения слов, синтаксические единицы, их строение, а также особенности функционирования [5].

В.Б. Касевич также рассматривает синтаксис как раздел грамматики, который включает в себя систему синтаксических единиц и связей между ними, отличительные особенности и характеристики данных единиц, структуру и функции [7].

В синтаксис включаются такие единицы, как: словоформа, словосочетание, предложение, а также сложное синтаксическое целое и текст. П.А. Лекант отмечает, что каждая синтаксическая единица отличается определенной структурой, компонентами, которые объединены синтактическими отношениями и связями [18].

Основной синтаксической единицей является предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Предложение, по мнению Н.М. Пипченко, является интонационной оформленной единицей синтаксиса, которая служит для выражения мыслей и чувств. По сравнению с другими синтаксическими единицами предложение отличается, во-первых, предикативностью, во-вторых, интонационной завершенностью [14].

Под предикативностью понимается такое свойство предложения, которое означает отнесенность того, о чем говорится в предложении, к явлениям или объектам окружающей действительности. Интонация в предложении включает в себя начало, развитие и завершение мысли. Интонационная выразительность относится только к предложению и не характерна для словосочетания. В русском языке интонация может быть повествовательной, побудительной, вопросительной, восклицательной [17].

Существуют различные виды предложений. По наличию грамматических основ выделяются простые (одна грамматическая основа) и сложные предложения (две и более грамматических основ). Предложения разделяются на повествовательные, побудительные и вопросительные в зависимости от цели высказывания. Также предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по эмоциональной окраске.

По наличию второстепенных членов простые предложения разделяются на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные предложения включают в себя только грамматическую (предикативную) основу – подлежащее и сказуемое. Если помимо предикативной основы присутствуют другие члены предложения, то оно является распространенным.

Простое предложение является распространенным, если включает в себя второстепенные члены предложения, которые вносят определенную информацию и составляют рему высказывания.

Распространённые простые предложения, наряду с главными, содержат второстепенные члены. Под второстепенными понимаются такие члены предложения, которые зависят от других и связаны с ними связью (примыканием, согласованием, управлением).

Второстепенные члены распространяют как главные, так и другие члены предложения. К второстепенным относятся определение, дополнение, обстоятельство.

Определение – это член предложения, который поясняет словоформу, означающей предмет. Определение называет признак данного предмета. Определения могут быть выражены в предложении посредством таких частей речи, как имя прилагательное, причастие, порядковое числительное – так называемые согласованные определения. Также определения могут быть связаны с определяемым словом с помощью таких видов связи, как примыкание и управление.

Дополнение – это член предложения в распространенном предложении, который обозначает предмет, на которое направлено действие, либо предмет, по отношению к которому проявляется признак или совершается действие. Дополнения выражаются в предложении посредством таких частей речи, как имя существительное, местоимение, а также субстантивированное слово. Дополнения формируются посредством такой связи, как управление.

Обстоятельство – это член предложения, который обозначает признак или действие, указывает на качество или интенсивность действия, время, причину, цель, место, а также условие. Обстоятельства в предложении выражаются такими частями речи, как деепричастие, наречие, а также инфинитивом или формами косвенных падежей имени существительного [18].

Таким образом, в грамматике выделяется такой раздел, как синтаксис, который рассматривает способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи. Основной синтаксической единицей является предложение. Существуют различные типы предложений, среди которых можно выделить простое распространенное предложение. Данный тип предложения включает в себя предикативную основу и второстепенные члены предложения, которые могут быть выражены с помощью определения, дополнения или обстоятельства.

Идет обучение детей способам соединения слов в словосочетания и далее в предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные и побудительные.

Таким образом, очень важно обучать детей умению обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения.

При обучении детей построению предложений надо уделять внимание упражнениям на составление правильного порядка слов, пресекать неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не совершали ошибок и не повторяли однотипные конструкции.

Важно обращать внимание на формирование у детей элементарного представления о структуре предложения и учить правильно использовать лексику в предложениях разных типов. Эта цель достигается, когда дети овладевают разными способами сочетания слов в предложении, осваивают некоторые смысловые и грамматические связи между словами, умеют интонационно оформлять предложение.

Итак, у детей дошкольного возраста в результате формирования грамматического строя речи закладывается умение выбирать синтаксические единицы, появляется осознанный выбор  языковых средств условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»

Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....

Статья "Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники"

В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании воз...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТОНИМИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

В данной статье собрано несколько фрагментов занятий, где используются дидактические игры для развтия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня антонимии....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1.     Формирование фонематического восприятия2.     Развитие ...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Формирование лексико - грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.»...

Значимость формирования готовности к грамматическим обобщениям у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как лингвистическая и психолингвистическая проблема

В статье рассматриваются один из актуальных вопросов логопедии – формирование готовности к грамматическим обобщениям у дошкольников с общим недоразвитием речи. По результатам изучения лингвистич...