Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» 2022г
методическая разработка по развитию речи

Будкова Ольга Викторовна

««Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста

посредством разных видов деятельности»»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Колокольчик» с.Троицкое»

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста
посредством разных видов деятельности»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ee9/000fc658-34ef4fe8/hello_html_1d2b3923.png

Выполнила воспитатель:

Будкова Ольга Викторовна

Троицкое 2022г

«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста
посредством разных видов деятельности»

 Слайд №1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.

Я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Слайд №2 Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

        Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Слайд №3  Для достижения цели были обозначены задачи:

1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Слайд №4 Свою работу организовала в 3 этапа:

I Этап- изучение научной и учебно-методической литературы.

II Этап- внедрение в практику, работа с детьми, и родителями.

III Этап-Итоговый этап (отчет)

Слайд №5

   Коллеги : Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику. Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Слайд №6 Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальчиковой моторики. Один из способов развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т.д.

Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Слайд №7 Хочу попросить взять лист бумаги обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(Педагоги отвечают, на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймешь,

Сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого педагога.

Молодцы вы справились с этим упражнением.

Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей

Слайд №8 1. Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения;

Слайд №9 2.Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения;

Слайд №13 4.Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим, экспериментальная деятельность и т.д.;

Слайд №15 5.Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д

(Остальные слайды) Пальчиковая гимнастика.

  • Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами).
  • Упражнения для кистей рук (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т.д. )
  • Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы):
  • (кольцо, коза, заяц);
  • Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую): кулак-ребро-ладонь; ножницы-собака-лошадь; и т.д.

  • Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами).

Сейчас я предлагаю вам провести вместе со мной несколько пальчиковых гимнастик.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой.

Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а

потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать

это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«Быстро палочкой мы трем-

Огонек сейчас найдем»

«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ ».

Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

«Карандаш щекочет пальчики

Веселятся девочки и мальчики!

 «ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно. Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

Вывод: Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

  • Упражнения для кистей рук

Фонарики

Вариант 1.hello_html_m5530c875.png

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!
(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

Вариант 2 (усложнённый).hello_html_md3f2587.png

Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт "раз-два". На "раз": пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

  • Статические упражнения (удержание пальцами определенной позы):  (кольцо, коза, заяц);

 «Кольцо».

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

Упражнение выполняется 3 раза.

Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальцев.

Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую): кулак-ребро-ладонь; ножницы-собака-лошадь; и т.д.

«Прятки» 

Ритмично сгибаем и разгибаем пальцы. Усложнение: поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.

«В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали».

А сейчас приглашаю за столы пройти 4 человека, и поиграть с предметами как наши дети.

 Игра «Дополни предмет» (игры с прищепками)

Цель игры: Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.
Игра «Волшебные камешки»

Цель: развивать у детей дошкольного возраста логическое и образное мышление; развивать мелкую моторику.

Задание: Ребенку предлагается выложить узор из камешков (на начальном этапе – по схеме, затем – самостоятельно). Схемы могут быть самые разные .

Слайд № 21

Рефлексия: Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками.  красный  – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, зеленый  – зря потрачено время.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Нас учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рука ­это инструмент всех инструм...

Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...