Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционное средство развития речи: Су-Джок терапия"
материал по развитию речи

Виннова Жанна Васильевна

 Цель: обучение участников мастер– класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение Захаровский детский сад №1

Мастер-класс для педагогов

«Нетрадиционное средство развития речи:

Су - Джок терапия»

                                                                     

                                                                     Подготовила воспитатель

                                                                     

                                                                     Виннова Жанна Васильевна  

с. Захарово 2023 год

 Цель: обучение участников мастер– класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоровьесберегающей технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

-сформировать представление о нетрадиционной технологии Су-Джок терапии;

-познакомить педагогов с приемами Су-Джок терапии в работе с детьми;

-расширить представление педагогов о методах и формах работы; помогающих активизировать биологически активные точки по системе Су-Джок.

         Участники: педагоги, участники методического объединения

         Материалы и оборудование: Су-Джок массажёры , компьютер, столы и стулья по количеству педагогов, информационные буклеты

        Теоретическая часть

          Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.  В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.

Исследованиями физиолога М.И. Кольцовой доказано, что сначала развиваются движения пальцев рук. Когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный  практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су " – кисть, "Джок" – стопа) Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего мною была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы Су-Джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то процесс развития речи у детей будет протекать более эффективно.

Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду, и дома самим родителям (Демонстрирую массажёр Су – Джок)

Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок является воздействие на биологически активные точки, что стимулирует  речевые зоны коры головного мозга.

Достоинства Су – Джок:

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно;

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Практическая часть.

Показ фрагментов индивидуальной работы.

(раздаю всем массажные шарики Су-Джок).

Я предлагаю вам сейчас,

закрепить наш мастер-класс.

Будем с шариком играть,

Ручки наши развивать!

Этот кругленький дружок называется Су-Джок.

Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках.

Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках.

Покатаем по ладошкам, он откроется вот так!

Там, волшебное колечко, небольшое, вот такое.

В гости к пальчикам заходит, всем оно, друзья, подходит.

Ну, а сейчас, предлагаю провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков на ваших руках. И для разминки выполним некоторые упражнения.

Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делаем массажные движения, катая мяч вперед-назад.

Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делаем круговые движения, катая мяч по ладоням.

Держа мяч подушечками пальцев, делаем вращательные движения вперед (как будто закручиваем крышку) , делаем вращательные движения назад (как будто открываем крышку).

Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

         

Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см п поймайте его.

Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

Перекладываем мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Почувствовали прилив тепла и легкое покалывание?

Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, массируем мышцы рук. Это первый приём Су-джок терапии – массаж специальным шариком.

Ещё есть специальное кольцо, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает. Это второй приём – массаж эластичным кольцом.

Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.

В своей коррекционно-логопедической работе я активно использую приемы Су - Джок терапии для развития мелкой моторики пальцев рук; в качестве пальчикового массажа; для развития фонематического слуха и восприятия; автоматизации звуков в слогах, словах, фразах; для развития лексико-грамматического строя речи; для совершенствования навыков пространственной ориентации, развития памяти и внимания.

Работу с Су – джок массажером проводим в игровой форме, с использованием забавных стихов или сказок.

Давайте рассмотрим некоторые формы работы:

1. Автоматизация звуков в чистоговорках:

Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука

 Чу-чу-чу – по дороге я качу.

Са – са – са – длинная коса. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Ши – ши – ши – новые карандаши. (Катить шарик по каждому пальцу).

Ша – ша – ша – я катаю малыша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Ил - ил – ил – дятел дерево долбил. (Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч).

Ры – ры – ры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).

Ра – ра – ра – высокая гора. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням).

Ру – ру – ру – листья соберу. (Нажать шариком на каждый палец).

Ру – ру – ру – скачет кенгуру. (Прыгать по ладошке шаром).

Ры – ры – ры – в руках у нас шары. (Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом).

2.Автоматизация звуков в стихах:

По дорожке шла матрешка, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Шла матрешка не спеша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Шишечку нашла матрешка… (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).

Очень шишка хороша! (Перекладывать шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп).

3.Игры, направленные на расширения словаря по лексическим темам

Тема «Овощи».

«Капустка».

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке).

Тема «Фрукты».

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. «Ну – кА, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия. «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук», «Телеграфисты».

4.Игры на расширение глагольного словаря.

1.Игра «Кто как говорит?»

 Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку и просит назвать (кошка – мяукает, бык – мычит, курица – кудахчет и т.д.)

2.Игра «Кто как передвигается?»

 Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку и росит назвать (воробей летает, рыба плавает, заяц скачет и т.д.)

5.Игры, направленные на обогащение словаря прилагательных.

(проводятся аналогично с использованием мячика Су Джок)

1.Игра «Какой компот?»  компот из малины – малиновый компот, компот из яблок –  яблочный компот и т.д..

2.Игра «Найди лишнее». Ребенку предлагали ряд слов и он находил лишнее слово (белый, серый, синий, маленький; большой, огромный, громадный, слабый).

3.Игра «Чей, чья, чьи, чье?» Ребенок образовывал притяжательные прилагательные и согласовывал с существительным в роде, числе и падеже (уши осла – ослиные уши, копыта оленя – оленьи копыта, лапа льва – львиная лапа, хвост лисы- лисий хвост).

6.Игры, направленные на закрепления обобщающих слов

1.Игра «Назови одним словом

Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку,  называет несколько слов из одного родового понятия и просит назвать их одним словом ( капуста, помидор, огурец- это)

2. Игра «Лишнее слово»

Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку,  называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

7.Игры на расширение словаря анонимов

1.Игра «Скажи наоборот».

 Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку,  называет слова и предлагает детям  назвать слова, противоположные данным (горячий – холодный, встала – села, черный – белый и т.д.)

2.Игра «Слова — неприятели».

Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку,  называет предложение, а дети заканчивают предложение.

(Бегемот большой, а кошка ...Булыжник тяжелый, а вата... Зимой холодно, а летом ...Варенье сладкое, а уксус ...Куст высокий, а трава ...Суп горячий, а компот ...Земля черная, а снег ...Кошка добрая, а собака…).

8.Игры, направленные на закрепление лексико-грамматических категорий

1.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов:

     На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

2.Упражнение «Один-много».

Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

3.Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково»

9. Использование Су – Джок шаров на совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.

1) «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

- выполняем инструкцию: наденьте колечко на мизинец правой руки,

возьмите шарик в правую руку, и спрячьте за спину и т.д.

2) «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

- закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

3) «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

10. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

8. Прокатывание шариком по написанной букве.

9. Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

10. Кроме того, мы можем делать массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.

Вот таким нестандартным и интересным способом мы не только занимаем ребят, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное средство развития речи Су- Джок терапия «Чудо пальчики»

Задача мероприятия: познакомить участников мастер-класса с использованием нетрадиционных технологий в речевом развитии детей применяемых на занятиях....

Презентация:"Нетрадиционное средство развития речи Су-Джок терапия "Чудо пальчики"

Презентация:"Нетрадиционное средство развития речи Су-Джок терапия "Чудо пальчики"...

мастер класс для педагогов «Чудо- шарики, как нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия»

обучение участников мастер – класса по применению нетрадиционной технологии Су – джок терапии, распространение педагогического опыта по применению данной здоровьесберегающей технологии....

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное средство развития речи: Су - Джок терапия»

обучение участников мастер-класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоро...

«Нетрадиционное средство развития речи Су-Джок терапия «Чудо пальчики»

laquo;Нетрадиционное средство развития речи  Су-Джок терапия «Чудо пальчики»...