Доклад на тему: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Тырыганова Ольга Евгеньевна

Речь - одна из важных линий развития ребёнка.Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение – детский сад «Улыбка»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Убинская средняя школа №2»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

multilingual_brain.jpg

                                                                                                           

Подготовила воспитатель:

                                                                                                    Тырыганова Ольга Евгеньевна

Убинское, 2023

Речь – одна из важных линий развития ребёнка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

 Большинство детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Работая по этой теме наше учреждение ставит следующую цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаем следующие задачи, которые представлены на слайде: (с)

  • Закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова;
  • Подводить детей к пересказыванию литературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа;
  • Продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций;
  • Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок;

Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой и красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Педагоги младших групп используют разные приёмы обогащения и активизации словаря:

  • (с)Показ с называнием(с);
  • Многократное повторение нового слова или фразы;
  • Объяснение происхождения слова;
  • Поручения, предполагающие ответ действия; (подать, принести, отодвинуть, отнести, поднять и т.д)

Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение (с) и поэтому в разговоре с детьми учитывается уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи. Свободное речевое общение детей младшего возраста осуществляется в разных видах деятельности: в игре, в быту, во время прогулок, в процессе игр, во время праздников (с), развлечений и различных (с) наблюдений.

Мы с вами прекрасно знаем, чем полезны речевые занятия и игры в жизни и развитии ребёнка. (с)

  • Стимулируют познавательную активность ребёнка;
  • Активизируют мышление;
  • Обогащают словарный запас;
  • Закрепляют правильное произношение звуков;
  • Развивают внимание и память, улучшают коммуникативные навыки;

Поэтому занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. (с)  Для организации занятия необходимо продумать структуру и ход (с) , а также необходимо подготовить соответствующий наглядный (с)  и литературный материал. (с) Занятия поддерживаются игровыми моментами и (с) красочными материалами.

 В группе раннего возраста также проходят занятия по речевому развитию , с помощью которых дети учатся звукоподражанию, общению друг с другом и передаче своих мыслей. (видео)

Еще в нашем саду распространена такая технология, как «Лэпбук» (с) , он хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. (с) Лэпбук помогает ребенку по своему организовать информацию по какой либо теме, лучше понять и запомнить материал. (с) Мы используем лэпбук как для коллективной так и индивидуальной работы.

Конечно же одним из важных пунктов развития речи является правильное дыхание. (с) Очень часто у детей  нарушением речи встречается и нарушение речевого дыхания. Отмечается, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Именно для четкого произношения звуков, хорошо поставленного дыхания и ясной дикции мы с детьми проводим дыхательную гимнастику. (с) При выполнении упражнений нужно следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся, не напрягал плечи, шею. (с) Все дыхательные упражнения проводятся под счет или музыку и в хорошо проветриваемом помещении.

Но не только дыхательная гимнастика способствует правильной постановке речи, но и движение пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. (с) Выполняя различные пальчиковые упражнения ребёнок (с) достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. (с) Игры с пальчиками также  развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка. Занятия проходят в легкой, весёлой и игровой форме. Они доставляют настоящее удовольствие и пользу для ребят. (видео)

В группах детского сада созданы все условия развития речи детей:

«Речевой уголок» (с)

(с) В нем размещены все необходимые для индивидуальной и (с)  подгрупповой работы сюжетные (с)  и предметные картинки, пособия по развитию речи и дидактические игры. (с)

Также для ребёнка очень важна театральная деятельность.(с) Участвуя в спектаклях дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В нашем театральном уголке отводится место для игр с пальчиковым театром, театром на рукавичках (тут можно сделать фото и вставить), костюмов для игр-драматизаций. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи. (видео)

Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика. (с) Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки губ, языка, щек и нижней челюсти. (с) Именно эти органы речевого аппарата отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. (с) При отборе упражнений для такой гимнастики мы соблюдаем определенную последовательность, идём от простых упражнений к более сложным.

Следующая наша зона – это книжный уголок.(с) Такой уголок обязателен (с) во всех возрастных группах, (с) а содержание зависит от возраста детей. (с) В группе раннего возраста воспитатель знакомит детей с книгой, рассматривают иллюстрации, читает текст и проговаривает правила пользования книгами.

Также одной из самых действенных средств речевого развития  является игра. Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.  Например игры-эксперименты (с) – особая группа игр, которые очень эффективны в решении задач по речевому развитию. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать, также необходимость давать отчет об увиденном, формулировать выводы, что стимулирует речевое развитие.

К примеру приведу две игры, одна из них «Рисовальнички» (с) , цель этой игры: вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют четкой границы и в дальнейшем получаются новые цвета.

Следующая игра «Тает льдинка» (с), в ходе этой игры мы с детьми знакомимся с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Важным режимным моментом и замечательным способом развития речи ребёнка является прогулка (с). На прогулках дети отмечают всё, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. (с) Во время подвижных игр мы стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса. (с) Это достигается путём проговаривания вместе с детьми потешек,  стихотворений и словесного сопровождения подвижных игр. (видео)

Конечно же участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) мы стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Мы объясняем родителям, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым и если они устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. Мы организовываем работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. (с) В нашем дошкольном учреждении используются различные формы работы с родителями. (с) Мы проводим беседы, родительские собрания, готовим памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок и овощей, (с,с)  которые были сделаны с детьми дома, сочинение сказок загадок, рисование к ним картинок.

Каждую неделю по средам с детьми работает логопед. (с) В первую половину дня проводится работа с воспитанниками, а в вечернее время вместе с родителями по возможности проходят беседы, даются рекомендации и задания. (с) Елена Владимировна проводит с детьми работу не только по формированию правильного звукопроизношения, (с) но и такую работу как выделение звука в словах, составление предложений, расширение словаря, развитие логики, (с) мышления и расширение кругозора.

Работая над данной проблемой мы сделали вывод, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а следовательно и его личность в целом. (с) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

Доклад для родителей: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Доклад для родителей: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"...

Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...

Родительское собрание по теме "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.Игры.Методы.Приемы"

Презентация содержит причины задержки речи, упражнения для запуска речи, артикуляционные упражнения, а так же и др игры в помощь педагогам и родителям....

Доклад Кружок по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Йога – детки»

В данном докладе предоставлена методика и особенности организации кружка по йоге в дошкольном образовательном учреждении. Данное направление приобретает большую популярность в наше время....