«Технология развития связной речи у детей 5 – 7 лет с общим недоразвитие речи при помощи схем»
статья по развитию речи (старшая группа)

Аванесова Лариса Сергеевна

В данной работе представлена технология развития связной речи у детей  с общим недоразвитием речи. Возрастная граница представленной технологии 5 – 7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Технологияразвития связной речи у детей 5 – 7лет с общим недоразвитие речи при помощи схем»

Введение

В данной работе представлена технология развития связной речи у детей  с общим недоразвитием речи. Возрастная граница представленной технологии 5 – 7 лет. Технология работыосуществлялась в условиях предметно – развивающей среды логопедической группы, на фронтальных и индивидуальных занятиях, где основным средством развития умения детей составлять описательные рассказы, выступали схемы: демонстрационные и раздаточные. Развивать связную речь на примере описательных рассказов дошкольников с ОНР предлагается согласно этапам, выделенным Ткаченко Т.А.. Но кроме этого, ноухау данной технологии является тем,что кроме представленных схем, автор технологии предлагает расширить, систематизировать объем знаний детей, добавляя к основным навыкам развития  связнойречи, активизацию словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие математических знаний, а также знанийокружающего и предметного мира.

Опыт представлен:

  • Приложение № 1- Конспект занятия с использованием схем;
  • Приложение № 2 - Перспективный план занятий по развитию связной речи у детей ОНР на квартал.
  • Приложение №  3 - Диагностика исследование состояния связной речи.

  1. Актуальность.

Современные данные по проблеме речевых нарушений свидетельствуют о возрастании числа первоклассников с различными речевыми нарушениями, среди которых значительную часть занимают дети с общим недоразвитием речи.  Проблема формирования  связной речи детей с ОНР занимает важнейшее место в современной педагогики, а вопрос о состоянии связной речи в целом при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов. Развитие связной речи у детей с нормой в речевом развитии вызывают массу трудностей, почти 60% современных детей имеют скудный  словарный запас, низкий уровень связной речи, а потому решить проблему развития связной речи у детей с ОНР не так -  то легко.

В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности речи  у детей с ОНР, преимущественно у старших дошкольников. Большинство литературы, направлено на развитие   связной речи  у детей с нормой речевого развития. Вместе с тем, до настоящего времени, остаются, недостаточно систематизированы сведения по проблеме формирования  связной речи у дошкольников с ОНР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей (как следствие речевой неготовности к школе), которые испытывают эти дети при овладении школьной программой на начальном этапе обучения.

Актуальность использования схем в ходе проведения занятий по обучению составления описательных рассказов  в работе по развитию связной речи  детей ОНР  состоит в том, что:

 - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядных схем;

- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Анализируя опыт передовых деятелей педагогов и логопедов, я пришла к выводу о том,  что схемы как один из методов развития связной речи, практически не используется в работе с детьми ОНР. Мне стало интересно применить это средство для детей ОНР. Я собрала массу дидактического материала,обобщила его и представила в виде педагогической технологии.Всё больше литературы по использованию схем в ходе обучению    составлению описательных рассказов адресовано детям с нормой речевого развития. Изучив опыт ряда авторов Ткаченко Т. А, Коноваленко В.В., Е.А. Пожиленко Е.А.,  Иншаковой О.Б. Воробьева В.К., Панина О.П., я пришла к выводу о том, что  раскрывая этапы  развития умения  детей составлять описательные рассказы при помощи схем, авторы реализуют лишь одну главную целью – развивать связную речь.Все  описанное лишь  представлено стереотипностью шаблонностью, нет   комплексного нетрадиционного  подхода к развитию  дошкольников с ОНР, нет системы, которая продуктивно ляжет в основу коррекционной развивающей работы. Это и легло в основу моейпедагогической технологии, а также стало актуально для  формирования  задач данной технологии.

В данной технологии решены следующие проблемы:

-разработано перспективное планирование по применению схем в ходе обучения детей описательным рассказам;

- создана развивающая программа по развитию связной речи для детей ОНР,  основным приемом в которой выступает -  схема.

- проанализированы диагностики детей на предмет определения уровня развития связной речи,что и стало толчком к созданию технологии, представленной вданной работе. Поскольку речь детей с общим недоразвитием речи отличается тем, что она: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособностью  грамматически правильно построить предложение.Бедностью, недостаточный словарный запас. В свою очередь это неумение влечет за собой, следующие отставания в речевом развитии:

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция и речь.

Итак, ведущей идеей моей работы является «Разработка системы  работы  по развитию связной речи у детей ОВЗ  на примере составления описательных рассказов при помощи схем». Организация и проведение занятий будет осуществляться посредством комплексных занятий, где основными формами будет фронтальное занятие, а также индивидуальная работа.

Определилась цель:  - создание условий  для активного развития связной речи детей ОНР, посредством использования в педагогической работе воспитателя – схем, которые служат зрительным планом, являющихся  одним из приемов моделирования.

Реализация цели заключается в том, что она направлена на становление программы, где будет отведено первостепенное место –  развитию связной речи  детей  ОНР с использованием схем, а также  на разработку соответствующее перспективное планирование.

Задачи, решаемые в технологии.

1. Дать характеристику, а  также раскрыть методику проведения   занятий с использованием схем.

2. Выявить уровень  связной речи  детей.

3. Разработать технологию развивающей  работы с детьми ОВЗ с использованием схем.

Перед началом создания технологии нами была проведена предварительная работа в основе, которой лежало:

- изучение литературы по проблеме использования схем для развития связной речи детей, а также особенностей развития  речи детей ОНР.

- составление перспективного плана по развитию связной речи с использованием схем.

- подборка  дидактического материала  для организации  занятий с использованием схем.

Прочный фундамент предварительной работы, позволил вывести концепциюпредставленной технологии:основным приемом по обучению детей связной речи выступают схемы, которые являются зрительным планом, подсказкой при составлении рассказов разных видов, способствуют логическому рассказыванию. Весь текс рассказа зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит информацию. Организация и проведения фронтальных занятий проходит в занимательной игровой форме, где используется мной разработанный дидактический материал, который включает в себя:

-  дидактические игры согласно перспективному планированию;

- составили картотеку новых игр и пособий;

- разработала массу игр для индивидуальной работы с детьми.

- итоговым занятием ввела схему, представленную в виде коллажа.

На каждом этапе обучения использую разные по уровню сложности схемы. Всю развивающую работу  формирую согласно принципу дифференцированного обучения, где весь обучающий материал ввожу согласно уровню сложности от простого к сложному, что позволяет активизировать познавательную активностью детей невысокого уровня, а детей свысоким уровнем стимулирует к активному поиску ответов. Материал на занятиях по развитию речи выстраиваю с опорой на основную программу для детей дошкольного возраста под редакцией Васильевой, а также основная программа Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада».

 Особенностью данной технологии является то, что кроме, приема использования схем при обучении составлению описательных рассказов, на занятиях по развитию речи предлагается расширять области развития детей, посредством добавления к схемам дополнительных задач. Дополнительные задания в окошечках  схем позволяют систематизировать знания  детей в области других направлений:  развитие речи, а именно грамматический строй речи, активизация словаря,  знаний математики и познавательного развития дошкольников с ОНР.

Разработанная концепция позволила выдвинуть гипотезу данной педагогической технологии.

Гипотеза:В основу моей работы положена гипотеза, согласно которой широкое использование на занятиях схем по развитию связной речи с детьми ОНР 5-7 лет при составлении рассказов будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.

Формойпроведения является: занятия, игровая деятельность.

Формы организации, используемые в опыте: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Методы организации педагогической работы: показ воспитателем приемов использования схем; словесные   - проговаривание способов использования схем; практические  - выполнение заданий с использованием предметно - схематических моделей.

Приемы: игровая деятельность, беседа, рассматривание сюжетных картин,  пересказ с использованием предметных демонстрационных схем.

Продуктивность созданной  мною технологии будет действенна при условии:

- если, будут  раскрыто понятие  предметные схемы и их особенности,

- если будут  выявлены уровни   развития связной речи детей возраста.

- если  будет разработана программа, реализация которой  позволить решить  речевые проблемы детей  с ОНР, с  использованием приема схем.

Педагогическая технология.

I этап

Анализируя знания умения и навыки детей логопедической группы,   я пришла к выводу о необходимости создания соответствующей программы, где будут иметь место предметные схемы(демонстрационные и раздаточные). Разрабатывая, перспективный план  для формирования связной речи детей с ОНР, я задалась  необходимостью  продиагностировать дошкольников на предмет  их связной речи.  

Дети, поступающие в логопедическую группу, проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Полученные данные записываются в речевую карту.

Анализируя уже детей в ходе коррекционной работы, я пришла к выводу о необходимости использования приема, при котором дети  уже старшей логопедической группе смогут легко передавать необходимый текс, а значит способствовать развитию связной речи. Почти все дети с  ОНР испытывали трудности при составлении описательных рассказов, пересказов рассказов, составленных по демонстрирующим действиям, а потому возникла необходимость стимулировать их речевую активность посредством внедрения различных схем, которые и станут опорой для построения рассказов.

Технологии опыта:

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматривается в контексте современных психологических исследований, изучающих различные аспекты становления личности, роль развивающего обучения, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника  в системе отношений взрослого и ребенка.

Основным показателем развития личности детей является уровень развития речи. Поэтому особенно важно определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи дошкольников. Осмысление ребенком окружающего мира осуществляется через словесную форму. Развитие интеллекта не только ребенка, но и взрослого тесно связано с развитием речи. Указывал на эту связь Л. С. Выготский «Речь носит на себе наиболее явные признаки социального происхождения. С момента владения языком все внутренне  развитие ребенка от животной (биологической) фазы переходит(биологической) в собственную человеческую (социальную)». Язык приобщает ребенка ко всему духовному опыту человечества и делает возможным развитие «высших» психических функций. Следовательно, сочетание речевого и мыслительного компонентов в организации работы по развитию и воспитанию дошкольников является наиболее оптимальным.

Воробьева В.К. отмечает, что «в рамках психолингвистического подхода связная речь рассматривается как сложная, иерархически организованная речемыслительная деятельность, продуктом которой является текст, выступающий в диалектическом единстве двух планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового.

Одним из таких средств являются  опорные схемы как один из приемов моделирования. Опорные схемы – это попытка  задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Введение наглядных схем в процесс обучения, позволяет воспитателю более целенаправленно развивать речь детей, описывать предметы, составлять рассказы. У детей ОВЗ отсутствует четкость высказывания, последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены, в то время – как связная речь, это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Итак, связная речь  - это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ. Ткаченко Т.А. создала пособие, включающее  систему упражнений для обучения детей 5 – 7 лет навыкам рассказывания. В основу ее системы положено использованием вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность (схема), при помощи которой  происходит речевой акт. Важность наглядной опоры  в ходе формирования речи отмечали  ряд педагогов, среди которых известны такие фамилии: С.Л. Рубенштейн, Л.В.Эльконин, А.М. Леушина и другие.Ряд исследователей Н.С. Жукова, Е.М. Матюкова, Т.Б. Филичева, С.А. Миронова и другие, утверждают, что развитие связной речи опосредованно введение наглядности как основного материала, стимулирующего познавательную активность детей.

Прежде чем перейти, конкретно к описанию последовательности разработанной мною технологии, спешу отметить, детские рассказы должны отражать ряд умения, выделенных О.С. Ушаковой.

Критерии оценки детских рассказов, разработанные О. С. Ушаковой, дают возможность педагогам дошкольных учреждений проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников:

- содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

- логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ, не допуская излишних вставок и повторений, не пропуская существенных эпизодов);

- грамматическая правильность речи (правильное построение предложении, связь предложений между собой, то есть грамотное оформление высказывания);

-точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

- богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

Очевидно, что использование опорных схем в ходе обучения описательным рассказам повышает качество детских рассказов, особенно по таким критериям, как содержательность, логическая последовательное, грамматическая правильность речи. Кроме того, схема помогает дошкольникам осознать логику - композиционное построение текста, развивает умение заполнить недостающие части текста (как смысловое содержание текста, так и недостающие синтаксические конструкции).Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных схем развивает умственные способности дошкольников с ОВЗ.

На мой взгляд, использования демонстрационных схем в работе с дошкольниками логопедических групп состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование опорных схем вызывает интерес и помогает решить эту проблему:

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя опорные схемы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В основе коррекционной программы дошкольников логопедических групп, наш логопед использует стандартную программу Филичева Т.Б.Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОВЗ в условиях специального детского сада». Я как воспитатель, дополняю коррекционную работу  согласно программе под редакцией Васильевой.На всех этапах педагогической работы в ходе развитию умения связно рассказывать, я использую опорные схемы как одного из приемов метода моделирования.

 Учебное воздействие при ОВЗ детей преследует цель - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.Правильная организация обучения детей с ОВЗ - очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Одной из таких методик, на мой взгляд, является интересный опыт применения схем при составлении рассказов, автором которой является Ткаченко Т.А.  Основной материал, созданной мною технологии, построен именно на ее передовом опыте. Ткаченко Т.А. разработала  систему занятий, обратив внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Данным фактором является наглядность, в нашем случаи,  схемы, при помощи которых дошкольники легко составляют описательные рассказы.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, так как  умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.

Всю  работу в созданной мною технологии я разделили на четыре этапа, каждый из которых отличается своими особенностями.

Модель передового опыта по развитию связной речи.

этап

Направление работы

цели

Сроки реализации

1 этап

Диагностическое обследование связной речи детей логопедической группы (5 – 6 лет).

Выявить уровень развития связной речи старшей логопедической группы. Разработать перспективный план работы по развитию связной речи с использованием приемов моделирования.

1,2 неделя сентября

2 этап

 Развивающая работа (внедрение передового опыта)

Учить  детей использовать в ходе составления описательных рассказов - опорные демонстрационные схемы, способствуя тем, самым развитию связной речи дошкольников ОНР.

3 – я неделя сентября до конца учебного года.

3 этап

Промежуточная диагностика

Проследить особенности развития умения детей составлять связный рассказ.

Январь 2 неделя

4 этап

Анализ результатов,

диагностика

уровня связной речи детей.

Определить действенность составленной формирующей  программы, сопоставляя и анализируя уровень развития детей на начальном и конечном этапе внедрения передового педагогического опыта.

4- я неделя мая.

Первый этап позволил нам определить  проблемы и уровень связной речи  детей ОВЗ. В ходе первого этапа  был составлен перспективный план, который и стал основой для развивающей работы в  логопедической группе.

Второй этап проходил в форме организации и проведения системы занятий (перечень занятий отражен в перспективном плане) по обучению описательным рассказам, где главным приемом выступали схемы.Здесь, основываясь  на авторскую методику, предложеннуюТкаченко Т. А., я компоновала  занятия, подбирая необходимый материал для занятия с учетом программыФиличева Т.Б. и Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»и программы развития под редакцией Васильевой.

Итак, как было написано выше, этапы составления описательных рассказов я взяла у Ткаченко Т.А. Последовательность обучения самостоятельному рассказыванию, согласно методике Ткаченко Т.А. осуществляется в следующейпоследовательности:

- составление рассказа по демонстрируемому действию

- составление рассказа по серии сюжетных картин

- составление рассказа по одной картине

- составление рассказа на основе сравнения предметов

- составление описательного рассказа о предметах.

Ткаченко Т.А. разработала схемы составления  описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных, временах года. Все ее схемы я дополнила: сделала их цветными, добавила окошки  (какие необходимы для конкретной тематики). На обороте каждой схемы я прописала последователь работы доступную для любого вновь начинающего воспитателя. Кроме этого,  на каждую схему подобрала массу литературного материала, такого как  пословицы, чистоговорки,  стихи по теме. По аналогии описанных схем Ткаченко Т.А. я создала свои схемы, например по теме «Гриб» (см. приложение 5 – фото). Каждый квартал в системе занятий, представленной мною технологии, заканчивается итоговым занятием,  дети с опорой на коллаж (см. приложение 5 – фото «Схема – птицы»), легко в непринужденной обстановке презентуют свои знания, совершенствуют уровень связной речи. Самое важное, в основу своей работы я положила принцип дифференцированного обучения, при котором предполагается  разный по уровню сложности материал.   Детейс ОНР, я обучала, оперируя также принципом от простого к сложному, при такой организации все знания детей легко усваивались и систематизировались. Таким образом, представленный мной материал может легко использовать любой педагог, без дополнительного обучения методике, поскольку ход занятий прописан на обороте каждой схемы.

Основными приемами в ходе организации и проведения занятий выступали: показ, беседа, рассматривание картин, анализ символических схем. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение в ходе работы я уделяю выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат. Словесный метод обучения без опоры на наглядность редко дает хорошие результаты, что объясняется возрастными и психологическими особенностями детей. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приемы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказов.Сюда, прежде всего, относятся такие методы, как:многократное чтение;использование наглядности;составление плана высказывания (схемы, мнемотаблицы);драматизация;работа по вопросам и так далее.

Разрабатывая конспекты, я учитывали научно- методические рекомендации по развитию связной речи детей старшей группы (5-6 лет). Обучение начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений  в ходе пересказов по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам.

На первом этапе обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки - описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Используем эти схемы не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов.

Работа строится по принципу от простого к сложному, и от частного к общему. Вначале детям предлагается изображение тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего такие характеристики, как цвет, форма, размер, материал из которого предмет изготовлен, Вначале ребенок учится рассматривать изображение, узнавать знакомые характеристики, затем начинается процесс выдачи информации незнакомой ребенку опосредованно, а полученной в ходе обучения, вводятся такие понятия, его части, как назначения (действия).

Подобные схемы разработаны по многим темам, и в настоящее время широко представлены в разных вариантах в литературе.

Нельзя не отметить, что дети даже высокого уровня развития не в состоянии составлять рассказы без опоры на эти схемы. Выделенные существенные признаки предметов по группам позволяют способом сравнения выделять существенные признаки с опорой на жизненный опыт детей.Труднее обстоят дела с абстрактными понятиями, так при составлении рассказов о временах года, детям необходимо повторять многократно абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, такими как пасмурное небо, моросящий дождь, пожухлая трава и так далее, для того чтобы эти слова и выражения закрепились в активном словаре детей.

Далее процесс составления рассказов усложняется, так как усложняется уровень предлагаемой информации. Таким образом, дети узнают еще более абстрактные понятия и учатся рассказывать о необходимой теме. Далее и в помощь для составления плана высказывания вводятся новые разработанные схемы, уже с опорой на предлагаемый рассказ и полученные знания дети учатся составлять рассказ о родной стране, родном городе, доме, в котором он живет, о праздниках, которые он отмечает вместе с родными и близкими: Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День космонавтики.

На первом году обучения почти все детские рассказы повторяют рассказ воспитателя, но на втором году и у некоторых детей первого года обучения в рассказах проявляется творческая сторона, они вносят в него свои знания, раскрывают свое отношение.В ходе таких занятий реализуются задачи воспитательного, образовательного и развивающего характера. У детей развивают чувства любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, и параллельно этому у ребенка формируется навык связного рассказа. (пример занятия см. приложение 1)

Обратимся к этапам обучения описательным рассказам  с использованием схем, конкретно Ткаченко Т.А.

Процесс работы по развитию связной речи детей с ОНР 5 – 7 лет строиться согласно ряду этапов:

1 этап:Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей, Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

2этап. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

3этап. Пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания.

4этап.Пересказтекстаснагляднойопоройнасериюсюжетныхкартин.Наглядностьпредставленапредметами,объектамиидействиями,изображенныминасюжетныхкартинках.Последовательностькартинокслужитодновременнопланомвысказывания.Образецрассказадаетдетямнеобходимыеречевыесредства.

5этап.Составлениерассказасопоройнасериюсюжетныхкартин. Наглядностьипланвысказыванияобеспечиваютсятемижесредствами,чтоинапредыдущемэтапе; усложнениедостигаетсязасчетотсутствияобразцарассказа.

6этап.Пересказтекстаснагляднойопоройнаоднусюжетнуюкартину.Наглядностьуменьшеназасчетотсутствиявидимойдинамикисобытий;детинаблюдают, какправило, конечныйрезультатдействий.Вмоделированиипланасвоегорассказаребенкупомогаютобразецпедагогаиеговопросныйплан.

7этап. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, а возможно, начинается работа над обучением творческому рассказыванию. Важно последовательно применять перечисленные этапы обучения, что поможет  сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз.

Обратимся, теперь конкретно к содержанию схем.  Оформляется схема на картоне 45см Х  30см. Лист разделен на 6 квадратов.План описания схемы:

Пример: «Игрушки»

  1. Цвет
  2. Форма
  3.  Величина
  4. Материал
  5. Части игрушки
  6.  Действия с игрушками.

Схемы, используемые в ходе занятийпредставляют обобщённый план описания. Ребёнок, ориентируясь на обобщённые символы цвета, величины, материала и т д., самостоятельно определял их объём в своём рассказе. Труднее научить детей осознано использовать различные способы межфразовой связи. Непроизвольно, подражая, образам педагогов, дети чаще употребляли такой способ связи, как повтор, реже- местоимённую связь, при этом практически не используют синонимы. Для совершенствования связности описаний необходимо проводить специальную работу. Обучение начинается со сравнения связного описания и деформированного. Оба описания предъявляются детьми один за другим. Рассказы сопровождаются показом одной и той же схемы.

     Пример: ( Описание овощей и фруктов)

Это груша. Груша жёлтая, с тёмными крапинками. Груша очень сочная и сладкая. Груша относится к фруктам.Груша. Жёлтый цвет. Есть крапинки. Ещё большая, мягкая. Много сока. Сладкая груша. Фрукт.

Указка, следуя за описанием воспитателя, привлекла детей к повторению слова  «груша» (в первом рассказе), а во втором она       показывала только на символы признаков.

Далее обсуждается  вопрос: « Какой рассказ лучше ? Почему?», что подводит детей  к выводу: в первом рассказе все предложения связаны друг с другом, «они дружат», такой рассказ мы понять можем. Дети повторяют правильный образец, а затем по той же схеме описывают по готовым схемам знакомые предметы. (см. пример конспекта в приложении 1)

     На следующем этапе детям предлагается сравнить описание, в котором используется только повтор, и описание, построенное с использованием не только повтора , но и местоименной связи.

   Пример:Это кошка. Кошка серая. с белой грудкой. У кошки  маленькие треугольные ушки и длинные усики. У кошки пушистый хвост. Кошка домашнее животное, она любит молоко. У кошки котята.

Или - Это кошка Мурка. Она серая с белой грудкой. У кошки маленькие треугольные ушки и длинные усики. У неё длинный пушистый хвост, ана лапках мягкие подушечки. Кошка домашнее животное, Она любит лакать молоко. У неё котята. Воспитатель обращает внимание на то, что и том, и в другом рассказе предложения «дружат».Но в первом рассказе слово кошка повторяется очень часто, рассказ воспринимается хуже. Предлагают детям вспомнить, какие слова прозвучали во втором рассказе вместо слова

«кошка» синий кружок. Он будет «сигнализировать»: замени слово «кошка» на маленькое слово. Дети далее описывают кошку (или другое животное) по указанному образцу. Далее последует рассказ более сложный. Это кошка мурка, Мурка серая с белой грудкой. У неё маленькие чуткие ушки и жёсткие, как щетинки усы. У этого зверя длинный пушистый хвост и мягкие лапки.  Это животное любит молоко, мясо и рыбу.

При проведении  работы по развитию связной речи важная роль отводится речевому образцу педагога, применению разнообразных игровых приемов, широкому использованию доступных литературных образцов. На занятиях педагогом используется разнообразный иллюстрационный материал. Это помогает разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям на протяжении всего года.

Опираясь на предложенный перспективный план работы, я провела массу занятий, в результате чего уровень развития связной речи детей стал гораздо выше.

Разработанные схемы, я начала использовать, уже начиная с октября месяца, предметно – схематическими моделями выступали символы овощей, символы грибов, дождя, растений, птиц. (см приложение 5 - фото)

Описание овощей и фруктов:

1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.

2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал.

3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например большое и маленькое яблоки.

4. Вкус.Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка.

6. Как употребляется в пищу.

В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п. Приведем пример рассказа, составленного ребенком по схеме.

Капуста зеленого цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжелая, а бывает и поменьше. По вкусу она немножко горькая. Растет капуста на грядке прямо на самой земле. У нее много одежек и все без застежек. А едят капусту сырую, я всегда ем. когда мама суп варит, то есть щи. Еще из капусты варят борщ, и солят ее... а вот еще солянку из капусты делают.

Описание времен года: Составлению рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. п., - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

 1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греети т. п.

2. Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.

3. Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка ит.п.

4. Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, так как их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют и опадают; появляются почки; деревья покрыты яркой зеленой листвой и т.п.

5. Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.

6. Звери.Нарисованные контурно 2 знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям в лесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т.п.

7. Птицы. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т.п.

8. Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т.п.

Основой для описательного рассказа может служить и серия иллюстраций к сказке, схематично нарисованная. Но на иллюстрациях, которые обычно бывают в книгах, много второстепенных деталей. Они отвлекают внимание ребёнка от основной сюжетной линии. Описанный схематический конспект создаёт более благоприятные условия для выделения основного содержания сказки.Разумеется, все те специальные виды работы, которые описаны выше, не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок.

Предлагаемые занятия помогут  воспитателям, а также логопедам спланировать и провести целенаправленную работу по развитию связной речи на протяжении всего учебного года.

Моя технология развития связной речи у детей  с ОНР 5 – 7лет помогла реализовывать задачи по развитию связной речи. Я познакомила детей с приемом использования схем, что помогло легко в непринужденной обстановке активизировать их речевую активность, посредством чего рассказы детей стали носить более связный характер.

Итак, традиционные   занятия по развитие речи довольно статичны, поэтому у детей иногда наблюдалась потеря работоспособности, введение приема схем позволило удерживать речевую активность детей на протяжении всего занятия. В работе  я предлагают использовать 2 вида схем: демонстрационные (большие) и раздаточные (маленькие).

Кроме этого, я используя при обучении детей связной речи не только составление описательных рассказов, но и пересказ, которому также принадлежит особая роль в формировании связной речи. При  пересказе совершенствуется структура речи,  произношение, выразительность, углубляется умение строить предложения в целом.

Итак, по итогам 2 – х летней работы   мной разработан перспективный план, расписанный по  - квартально, в ходе реализации которого успешно решаются задачи по развитию связной речи детей с ОНР.

Вооружусь основными принципами  педагогической работы, я приступали к реализации свои задумок. Уже с первых моментов я увидела продукт своих стараний. Во - первых многие дети заинтересовались,  их речевая деятельность стала более активной, уровень переутомляемости значительно упал.

Свою работу с использованием схем, я проводила как индивидуально, так ифронтально  с группой детей. Основным плодом моей продуктивной работы стал высокий уровень речемыслительной деятельности детей.

Используясхемы, на занятиях по составлению описательных рассказов мне удалось решить  рядзадач:

- повысить словарный запас детей;

-  совершенствовать связную речь;

- научить детей  последовательности, логичности и полноте изложения;

- развить мышление, внимание, речеслуховую и зрительную память;

- вооружить детей желание общаться;

- повысить уровень мелкой моторики рук.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать следующий вывод, что использование схем при составлении рассказов облегчает овладение связной речью, наличие зрительного плана, делает рассказы более точным, яркими, насыщенными. У детей расширяются знания, представления об окружающем мире, активизируется словарь, формируется грамматическая сторона речи, развивается связная речь, закрепляются навыки планирования высказывания, дети учатся строить внутренний план высказывания с опорой на наглядность и без этой опоры.

Таким образом, использование схем в работе по развитию связной речи, дает большие возможности для психо - речевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

  1. дети научаются планированию своего высказывания;
  2. быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
  3. успешно развивается речевая сноровка;
  4. обеспечивается психологический комфорт во время занятий;
  5. дети запоминают большее количество речевого материала, в котором успешно закрепляются навыки связного высказывания;
  6. активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление).

Дети нашей группы совместно с воспитателями и логопедом принимают активное участие в различных мероприятиях, конкурсах, выставках: городского,областного и районного уровня, имеют поощрения, награды, дипломы, благодарственные письма. Я как воспитатель активно участвую в конкурсах,  выставках, провожу открытые занятия в рамках детского сада и района.

Результаты, полученные в ходе внедрения данной технологии, имеют практическую значимость для работы логопеда и воспитателей в логопедических группах детского сада. Систематическая работа по формированию связной речи с использованием схем дает свои результаты. Дети научились правильно оформлять мысль  в виде предложений. Речевая активность  повысилась,  дети с удовольствием стали вести диалоги с товарищами, со взрослыми. Научились составлять рассказы из 5 – ти и более предложений, используя их различные конструкции. Речь детей стала грамотнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль моделирования в развитии связной речи у детей с общим речевым недоразвитием"

В данной работе, исходя из  определения сущности моделирования и общей характеристики речевых нарушений детей с ОНР, рассмотрены возможности использования моделирования для развития связной речи ...

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, ...

Рекомендации по формированию и развитию связной речи у детей с ОНР (Общее недоразвитие речи) от 4 до 7 лет

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни...

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИОбщее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формиро...