Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Cоловетская Наталья Николаевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Речевой Этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
для детей подготовительной группы

«Речевой Этикет»

 

Цель: формирование умения вести себя в соответствии с правилами речевого этикета.

Задачи: Образовательные:

- формировать опыт речевого этикетного поведения и правил их использования в различных ситуациях общения;

упражнять в использовании вежливых слов;

- обогащать и активизировать словарь по теме;

-совершенствовать навыки словообразования;

- продолжать знакомить детей с понятием «этикет»;

Развивающие:

- развивать речь, внимание, воображение, творческое мышление, способность сопереживать.

- развивать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

Воспитывающие:

- воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами речевого этикета.

Оборудование: игрушка - Незнайка, ваза, карта, картинка моря, капли дождя, картинка гор, фасоль, ложки одноразовые на каждого ребенка, сюжетные картинки по теме, разрезная картинка ключика, цветные карандаши и картинки солнышка на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: – У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Себя!

– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.

А кто знает, что такое этике?  (правила поведение при общении людей)

- Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.

Основная часть занятия:  

Логопед: сегодня мы вспомним правила речевого этикета, какие вежливые, приветливые и добрые слова нужно употреблять при общении с собеседником и окружающими.

Узнав, о сегодняшнем занятии, к нам в гости пришел   Незнайка.

Логопед: поздороваемся с Незнайкой.  Здравствуй Незнайка.  Ведь при встрече люди начинают беседу с приветствия называя того, с кем здороваешься, по имени. Потому, что это одно из важных правил речевого этикета.

Он просит у вас помощи, у него беда. Он сломал ключик и растерял все детали, и теперь не может открыть ворота в волшебную страну - речевого Этикета.  Ребята, поможем Незнайке отыскать детали ключика?

А для этого нужно выполнить задания.

- Ребята, ну как вы готовы помочь?

- А чтобы нам было ясно, где искать детали ключа, Незнайка нарисовал нам карту своего путешествия.

- Рассмотрим ее, и узнаем куда он отправился сначала:

1.   Это море. Вот только Снежная Королева заморозила море. Она забрала из него «волшебные» слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь. Давайте вспомним, какие же вежливые и добрые слова мы знаем, от которых становится теплее и радостнее.

Возьмите из красивой вазы по одной капле и называя «вежливое слово», добавьте его в наше море Добрых слов –и таким образом мы его разморозим и получим деталь от ключа. (Дети по очереди называют «волшебные слова» и опускают в море каплю.)

 Логопед: Молодцы, ребята. Ваши «волшебные» слова помогли оживить море Добрых слов. И вот первая деталь от ключика у нас.

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно». Я буду называть ситуацию, а вы хлопать в ладоши, если это верное утверждение и топать ногами, если не верное. Итак:

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть вежливым.
  • Не слушать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты»
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка. (Деталь вторая)

Воспитатель: Молодцы! Нам следует отправляться дальше.

2.  Буратино отправился в горы на экскурсию, а там тропу завалило камнями, нужно убрать камни (фасоль ложками) с неприятными словами, превращая их в хорошие, добрые.

 Дидактическая игра «Назови хорошее, доброе слово» (с фасолью).

Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Логопед: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый – сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой – хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный – весёлый, несчастный – счастливый.

Логопед: Вот третья  деталь получена.

Теперь немного отдохнем и дальше пойдем. Физкультминутка

Живут мальчики - веселые пальчики (движения пальцами рук)
Озорные ножки ходят по дорожке (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - поворотик (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось (наклон вперед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(садятся на стульчики)

Логопед: предлагаю с играть в игру  

Словесная игра «Доскажи словечко»

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… (Извините).
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (Добрый день).
  • Друг другу на прощание мы скажем… (До свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(Извинить).
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(Спасибо).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(Здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите … (Простите, пожалуйста)

Смотрим, куда дальше поехал Буратино.

 (Четвертая деталь в наших руках)

Логопед: Ребята, посмотрите, куда нам идти дальше? (Пустыня)

Нужно рассмотреть картинки и порассуждать.

Логопед: что тут изображено? Как вы думаете, что говорит мама своей семье?

(Угощайтесь, пожалуйста; ешьте на здоровье… и т.д.)

Логопед: А как отвечают папа и дети маме?

(Спасибо; благодарим; большое спасибо; нам очень приятно, что ты позаботилась о нас…).

Логопед обращает внимание детей на следующую картинку, на которой изображена встреча друзей.

Логопед: -как друзья приветствуют друг друга?

(Привет, здравствуй, я рад тебя видеть…)

Логопед: как можно приветствовать друга, если встретишь его утром, вечером, днем?

(Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!).

На этой картинке как вы думаете, (что делает) девочка - плачет, мальчик говорит девочке, возьми пожалуйста куклу, не плачь.)

(Девочка: спасибо тебе большое мальчик).

 (И за это задание вы получаете последнюю деталь)

Теперь можно собрать ключик для Незнайки. Вот мы и помогли найти и собрать ключик от ворот  в  волшебную страну речевого этикета.

Продуктивная деятельность. Рисование. «Какое у нас выражение лица, когда мы слышим вежливые слова».

-У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко-вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и говорит вежливые волшебные слова.

-На столах у вас лежат солнышки, нарисуйте, пожалуйста, на них то выражение лица, которое появляется у вас, когда вы слышите волшебные слова.

Дети рисуют под музыкальное сопровождение песни «Мир такой цветной».

Ребята, какие замечательные и радостные лица у ваших солнышек.

Давайте ваши солнышки развесим, чтобы лучи добра и вежливости согревали всех вокруг.

III. Итог занятия.

 Ребята, про что мы сегодня говорили на занятии?

Какое задание вам понравилось?

Какие правила речевого этикета вы запомнили?

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «Весна идёт».

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прил...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи....