Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чернова Ольга Викторовна

Конспект    занятия по  развитию  речи  в  старшей  группе  

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_rechi.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    занятия по  развитию  речи  в  старшей  группе  (речевая  технология  "ТРИЗ")

Тема: «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач.

Задачи:

Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; уточнять и расширять знаний об объектах окружающего мира, находить оригинальные решения.

Развивающие:

тренировать аналитическое мышление, внимание, умение выделять отличительные признаки путем сравнения, развивать умения выявлять функции объекта, называть антонимическую пару свойств объекта, находить оригинальные решения,  развивать творческое воображение и умение находить нестандартные подходы к решению задач.

Воспитательные:

воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал: Большой игрушечный домик с окнами, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка-заяц, одеяльце, домик-теремок, предметы из различного материала по количеству детей, предметные картинки на каждого ребенка, конфеты.

Ход занятия:

Организационный момент:

Этюд «Дружба» (психологический настрой) 

В. Правда, ребята, сегодня хороший день?

Д. Да

В. Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг на друга в глаза, улыбнемся. Правда стало хорошо?

Д. Да. В.Какие же вы ребята?

Д. Добрые, веселые, ласковые.

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нет-ка». Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет.

Игра «Да-нет-ка»

  Цель игры: развивать умения находить загаданную картинку, с помощью наименьшего количества вопросов, закреплять умение детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков и их значений загаданного на картинке объекта. Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В.: Да

Д.: Может кукла?

В.: Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

  Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса  крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко - накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. ( Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Студенческие работы

Д.: Да.

II. Основная часть:

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку,

и капустную листву,

удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису...

Сильно глазками косит,

всех боится и дрожит...

Д.: Заяц

В.: Правильно.

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется,  он попросил, чтобы вы поиграли с его любимой игрушкой мячиком.  Давайте расскажем, что может делать мяч.

Игра «Что может делать мяч?»

Цель игры: формировать умение выявлять функции объекта, развивать творческое воображение.

Д: Прыгать, кататься, плавать, сдуваться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок» Как он может помочь Колобку?

Дети рассказывают новую концовку сказки.

В: Наш зайчик уже согрелся, но еще очень грустный. Оказывается,  он совершенно забыл,  из какой сказки к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где есть герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «ТЕРЕМОК», и предлагает вам рассказать эту сказку, но героями будут различные предметные картинки.

Игра «Теремок»

  Цель игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

  Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и  гитары и  удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость  помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: К сожалению, зайчику пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся героем, а также придумали  и рассказали новые сказки, посмотрите,  что случилось, окошко у замка открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

Вот такое задание:Произнеси слова с разной интонацией.

-Оторвали мишке лапу(жалобно)

-Я люблю свою бабушку(ласково)

-Кошка спит(ровно)

В. Посмотрите ребята еще открылось окошко.

Канал спокойной музыки

Физминутка:Мы шагаем по дорожке, поднимаем тихо ножки. И неслышно так идем, в сказку снова попадем.

1.Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения).

Ой, яичко уронила (наклоняются, «поднять яичко»)

Посмотрите - ка разбила (показывают на вытянутых прямо руках)

2. Вот мы её посадили (наклоны)

И водой её полили (имитация полива)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения).

И из репки кашу сварим (имитация еды).

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу).

Игра «Противоположности»

Цель игры: Учить называть антонимическую пару свойств объекта.

  Детям раздаются карточки  с изображением слов-антонимов.

Дети двигаются врассыпную  по помещению и произносят слова:

Мы ходили, мы гуляли.

Себе парочку искали.

Будешь – лето, я – зима,

Мы с тобой дружны всегда.

  По окончанию слов дети находят свою пару  и называют себя. Например, Длинный - короткий, холодный – горячий и т. д.но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. ( Гуси –лебеди)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос.( Буратино)

Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола». ( Золушка)

Нет ни речки, ни пруда —

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить сказку «Спящая красавица». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

«Спящая красавица» наоборот.

  Цель игры: обучение детей одновременно операции декомпозиции и композиции.

- Жили-были старик со старухой (Король с королевой).

- И было у них много детей (Нет, у них не было детей).

- Но однажды у королевы родился сын (Дочь).

- Закатил король пир, в честь рождения дочери. И почетными гостями были колдуньи (Нет, феи).

- К концу пира феи стали преподносить девочке дары.

1 фея одарила её злым холодным сердцем ( нежным и добрым сердцем).

2 фея пожелала, чтобы она была страшнее всех на свете (Красивее всех на свете).

3 фея сказала, что принцесса будет глупая-преглупая  (Умницей).

4 фея обещала, что принцесса будет петь, как ворона (Как соловей)

Когда дошла очередь до 11 феи, то та пожелала горя и несчастья. (Счастья и любви)

Вдруг в зал ворвалась добрая волшебница (Злая колдунья).

Её забыли пригласить  на пир, и за это она пожелала, что когда принцессе исполнится 16 лет, она выпьет эликсир и умрет (Уколется веретеном и уснет).

Когда колдунья исчезла, появилась 12 фея и предсказала, что принцесса не умрет, а её похитят (Она заснет).

А разбудит её через 100 лет страшный тролль (Прекрасный принц).

Так и случилось. В 16 лет принцесса укололась веретеном и уснула. Но прекрасный принц разбудил её и стали они жить вместе счастливо.

III. Итог:

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.

  Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой непосредственно - образовательной деятельности на тему «Спасти заколдованную принцессу» (с использованием технологии ТРИЗ) для воспитанников средней группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен для воспитанников средней группы с целью активизации полученных знаний и практических навыков через использование методов технологии ...

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

Конспект занятия по развитию речи В старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;  активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию и...

КОНСПЕКТ НОД «Спасти заколдованную принцессу» (подготовительная группа) (ТРИЗ)

Цель:  развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...

Спасти заколдованную принцессу

старшая группа. Занятие на развитие творческого воображения детей в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу»...