Опыт работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи

Теслина Кристина  Владимировна

Цель работы – создание педагогических условий  для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо:

1. создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС;

2. провести мониторинг развития речи детей;

3. проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

4. привлечь родителей к работе по выбранному направлению;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_1.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь - высшая форма

речемыслительной деятельности,

которая определяет уровень

 речевого и умственного развития ребенка.

 (Л.С. Выготский)

  1. Актуальность.

        Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

        В Концепции дошкольного воспитания отмечено, что главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В детском саду должны быть созданы условия для полноценного общения детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования для реализации образовательной области «Речевое развитие» определяет  следующие задачи:

- овладение речью, как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- развитие связной речи;

- грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.

        Значение уровня сформированности таких качеств связной речи, как связность, последовательность, логичность становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.

Практика работы с детьми  показывает, что связная речь детей  дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».

        В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.

  1. Теоретические основы.

       Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного возраста, обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи.


       Последовательность и стройность находят своё отражение в
деятельности человека, в том числе и в речи. Поэтому её становление и
развитие помогает ребёнку выражать понятно и связно своё мнение, мысли,
впечатления и рассуждения. Таким образом, он учится не только выражению
себя, своей личности через слово, но и сам начинает внимательнее слушать
других, становится более открытым к коммуникации и гармоничной
социализации.


  Многие авторы рассматривают характеристику связной речи и ее
особенности развития с разных сторон: А.М. Бородич, Е.И. Тихеева – с
педагогической,  Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн – с психологической, Т.В. Ахутина, А.А. Леонтьев – с психолингвистической, В.К. Воробьева, В.П.
Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева – с логопедической.

     В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

     Согласно исследованиям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.  В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

     А.М. Бородич считает, что связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей.

     А.А. Леонтьев пишет: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».


    М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь»
включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер
методики их формирования.


    Как отмечают Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет оценить
соcтояние cвязной речи у ребенка можно по следующим показателям:
логичность, связность, последовательность, цельность и полнота
высказывания:
1) Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее
умение поcледовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять
выражаемое содержание.
2) Связность речи – одна из основных характеристик речевой
деятельности человека. Она отражает cтепень взаимосвязи между собой
произноcимых им слов. В связной речи каждое слово является логическим
продолжением сказанного ранее слова.
3) Полнота речи – полное словесное выражение мыcли. Полной речью
считается распроcтраненная речь, с прилагательными, дополнениями,
вводными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.
Полнота речи напрямую зависит от уровня сформированности активного
словаря дошкольника.
4) Поcледовательность (программа высказывания) – это правильно
выстроенный во временном порядке план cобытий. От того насколько правильно будет выcтроена последовательноcть событий, зависит степень
информативности и понятности высказывания.
5) Цельность – это характеристика текста в целом, она определяет его
как смысловую единую структуру.

      Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М. Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.

А.М. Бородич считает, что развитие связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими. Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом.

Как отмечает А.М. Леушина, к двум годам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающими, т. е. начинает формироваться ее коммуникативная функция.

В период от двух до трех лет у ребенка развивается коммуникативная функция речи, ребенок часто обращается к окружающим с вопросами. Понимание речи переходит на качественно другой уровень – ребенок легко понимает смысл небольшого текста.

О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова и др. в своих исследованиях отмечают, что детям трех лет, доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако они рассматриваются авторами именно как связное изложение. Разговорная речь в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. К концу четвертого года жизни в речи детей начинают появляться сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, используются различные союзы (и, а то, а, как, когда, чтобы, если, что, потому что, где и т.д.). Осваивая навыки разговорной речи, выражая свои мысли простыми и сложными предложениями, дети подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера.

По данным М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и др. в среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Дошкольники среднего возраста осваивают разные типы высказываний – описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения. Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.

Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни.

  1. Изучив актуальность развития связной речи и теоретические основы по данной проблеме, мы для себя определили цели и задачи.        

Цель работы – создание педагогических условий  для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо:

1. создать развивающую среду для внедрения инновационных технологий в группе в соответствии ФГОС;

2. провести мониторинг развития речи детей;

3. проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

4. привлечь родителей к работе по выбранному направлению;

3.1.Организация речевой среды является  важнейшим условием развития связной речи дошкольника.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила в своё время Е. И. Тихеева. Для полноценного развития речи детей необходимо создать насыщенную предметно-развивающую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

Развитие связной речи происходит:

- во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;

- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в режиме дня по программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы и т. д.);

- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-пространственной среды, соответствующей данной теме планирования);

- в семье (взаимодействие детей и их родителей).

     Созданная в группе предметно-игровая среда  является средством развития речи детей дошкольного возраста поскольку позволяет организовать различные виды речевой деятельности детей (аудирование, говорение, чтение) посредством использования различных дидактических средств.

      Для организации различных видов речевой деятельности дошкольников (аудирование, говорение, чтение), а также для стимулирования речевой деятельности в рамках предметно-игровой среды мы  создали книжный уголок, содержание которого периодически меняется и дополняется.

      Для его содержательного наполнения мы подобрали  литературу на различную тематику, по разделам: о нашей стране, детях, животных, о жизни, природе; веселые книги С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского; басни, стихи, песенки, потешки с иллюстрациями разных художников.

      Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

           В работе по развитию диалогической речи  дошкольников главной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических сценариев и реплик. Внимание детей  дошкольного возраста  привлекаем к диалогам героев, к тем художественным средствам, которые используются автором, для чего в беседах после чтения произведений детской литературы выделяли:

1) инициативные диалогические реплики: «О чем хотел спросить герой? Что он хотел узнать? Кого он об этом спросил?»;

2) ответные высказывания. В процессе данной работы главенствующая  роль отводится художественному слову. Заучивая диалоги из произведений  детской литературы  и передавая их в играх-драматизациях, в инсценировании стихотворений, дети обучаются использовать различные формы инициативных и ответных реплик.

     Фундаментальным условием развития таких видов речевой деятельности, как аудирование и говорение являются сочинения сказок, рассказов, загадок, стихов. С этой целью мы используем содержание уголка мнемотехники:

- мнемотаблицы для составления сравнительных и описательных рассказов;

- схемы для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам;

- мнемосхема для рассказывания сказок.

Мнемотаблицы и схемы-модели значительно упрощают дошкольникам процесс овладения связной речью; наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Содержание мнемотаблицы представляет собой графическое или частично графическое изображение персонажей литературного произведения и их действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений; при этом  дошкольник повторяет каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. При отгадывании загадок с помощью мнемотаблиц дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

Для обучения монологической речи (деятельность говорения) мы используем следующие виды игрушек как компонента предметно-игровой среды группы:

- дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

- сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

- наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий используем новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызывает у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание игрушек мы проводим в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания подбираем игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале мы учили детей  отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

В рамках предметно-игровой среды мы оформили  уголок с атрибутами для режиссерских, театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит, и совершенствование связной речи хорошо подходят театрализованные игры, основу которых составляют ролевые диалоги. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции, встает на точку зрения персонажа. Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях.

Также в игровом уголке мы организовали  сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Для совместных игр мальчиков  созданы  условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и другие.

Создание условий для организации различных видов игр способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные для них личностные качества. Поэтому в течение года  пополняем театрально-игровую среду костюмами, разными атрибутами и видами театра. Также сюда включается работа перед зеркалом (мимические этюды, передача настроения, обыгрывание ситуаций и сказок.

Особенно важной для развития диалогических умений (деятельность говорения) является творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней непосредственно, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Во время проведения сюжетно-ролевых игр дошкольники постепенно овладевают способностью выражения в слове конкретного содержания, накапливают необходимый запас слов и в результате приобретают умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

Сюжетно-ролевая игра оказывает особое влияние на развитие связной речи. В ее процессе мы объединяем детей в регулярных разговорах со сверстниками, побуждаем к комментированию собственных действий, что помогает закрепить навыки использования инициативной речи, а также развитию грамматического строя, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

В режиссерской игре ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия. Научившись действовать в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками.

Таким образом, созданная в группе предметно-игровая среда является средством развития речи детей  дошкольного возраста поскольку позволяет организовать различные виды речевой деятельности детей (аудирование, говорение, чтение) посредством использования различных дидактических средств.

  1.  Мониторинг уровня развития связной речи детей.

Выявление уровня связной речи нами реализовалось на основе характеристик следующих уровней:

  1. Сформирован -  в рассказе (пересказе) отражены все признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается логическая последовательность в описании основных свойств - к второстепенным. Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства словесной характеристики предмета (определения и сравнения).
  2. Находится в стадии формирования - рассказ (пересказ) достаточно информативен, отличается логической последовательностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описаниях признаков, смысловая незавершенность одной - двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
  3. Не сформирован - рассказ (пересказ) составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен – в нем не отражены некоторые признаки предмета. Отмечается
  4. незавершенность ряда микротем, возвращение к раннее сказанному, отображение признаков предмета, в большая часть рассказа носит неупорядоченный характер. Лексические затруднения.

      Анализ  результатов мониторинга  позволил выделить  группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной монологической речи и навыков рассказывания. Более слабую группу  составили дети, у которых были выявлены серьезные нарушения при построении высказываний на уровне фразы, резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении большей части заданий на составлении рассказов. Отмечались серьезные затруднения в смысловой организации высказываний.  Дети  не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерна крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования.

        У детей относительно  сильной группы  нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени. Они справлялись с заданием на построении фраз по наглядной опоре, при этом отличались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фразы – высказывания. При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщения - нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения. Наибольшие трудности у детей этой группы вызвало выполнение заданий творческого характера.

3.3. Организация образовательной деятельности по развитию связной речи.

Работу по развитию связной речи мы начали во второй младшей группе. Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста обусловлено особенностями их развития. В этом возрасте  мы  комплексно решали следующие задачи:

- побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь

-  научить слушать воспитателя

- научить выполнять простые поручения по словесной инструкции

- вызывать речевое подражание  

- накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Развитие предпосылок связной речи происходило:

- в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса)

- в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова)

- в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

       В младшем дошкольном возрасте для развития связной речи мы использовали пересказ хорошо знакомых литературных произведений (сказок, рассказов), рассматривание и словесное описание картин и игрушек с нашей помощью. На первых этапах работы над связной речью дети воспроизводили текст, подключаясь к пересказу взрослого, повторяя за ним слова или отдельные предложения. В силу особенностей возраста малыши очень большое внимание обращают на эмоции и интонирование речи, именно поэтому мы использовали разные виды театров (кукольный, настольный, перчаточный, платочный, теневой и др.) Во время показа сказки с помощью театра можно увидеть переплетение всех задач речевой работы. Так, постепенно, опираясь на яркое театрализованное представление, дети от упражнений по развитию словаря и грамматики переходили к составлению короткого связного рассказа.

      Мы старались  выстроить данную работу в определённой системе:

- рассматривание картины или игрушки логично перетекало в ответы на вопросы (кто это? что это?), потом вопросы, направленные на признаки и действия (какой (-ая)? что делает?). Затем организовывали совместное рассказывание ребёнка с педагогом, где ведущими были приёмы отражённой и сопряжённой речи, когда мы говорили слово или фразу, а ребёнок за нами повторял, или мы начинали предложение, а малыш завершал его. После такого совместного рассказа ребёнку было не очень сложно повторить текст.

В пересказах литературных произведений основная задача является обучение рассказыванию. Для того чтобы дети ориентировались в тексте, мы использовали настольный театр или книги с настольно-печатными картинками, позволяющими не терять нить сюжета знакомой сказки.

Также старались  рассматривать иллюстрации к знакомой сказке разных художников, что позволяло обогатить впечатления малышей, вызывало позитивные эмоции и  способствовало развитию художественно-эстетического вкуса. Задачу обыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью игр-драматизаций, настольного театра, фланелеграфа  решали на занятиях по пересказу сказок («Репка», «Цыпленок», «Волк и семеро козлят» и др.).

      Рассматривание картин предполагает использование вопросно-ответной системы работы  с детьми, для рассматривания брали картины знакомых сюжетов «Развитие речи в картинках: занятия детей» (авт. О.С. Ушакова); «Мы играем» (авт. М. Батурина).

     Во время рассматривания картины нами  решалась задача: формирование

представлений об элементарной структуре текста - повествования и описания.

     Предлагая описания, мы готовили детей к восприятию текста и к тому, что у него есть структурные компоненты: начало (называние предмета), середина (микротемы: перечисление признаков, качеств, свойств и действий предмета) и конец (общая оценка предмета).

     В повествовании также есть все три структурные части:

начало (введение в действие), середина (кульминация, развитие сюжета) и конец (завершение события).

     Для того чтобы рассказы-описания зазвучали из уст детей во время рассматривания предмета (игрушки), мы обращали внимание на его (её) особенности и характерные признаки. С этой целью проводили игры и упражнения типа «Мы кого-то угадали», «Узнай по описанию», «Угадай, кто это?», «Какая это игрушка?», «Сравни кукол», «Сравни разных зверят», «Разложи картинки» и др.

 В итоге работы с детьми  по развитию связной речи во второй младшей группе следует отметить, что: детям свойственен диалог. Они могут пересказывать короткие сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), могут рассказывать сказку с помощью вопросов взрослого. Рассматривают картинки, игрушки, отвечая на вопросы. Они способны поделиться увиденным или пережитым. Ребенок понимает и вычленяет индивидуальное обращение к нему, показателем является инициативная речь.

В среднем дошкольном возрасте мы продолжили работу по развитию связной речи. Для пересказа литературных произведений мы использовали несложные произведения, такие, как: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассказы Я. Тайца «Поезд», Е. Чарушина «Курочка», Н. Калининой «Помощники».

Дети учатся не только пересказывать содержание произведения, но выразительно передавать диалоги действующих лиц.  Мы  обращали внимание детей на эмоциональное интонирование диалогов персонажей.

Во время пересказа литературного произведения решали задачу: учить детей передавать его содержание. Дошкольники хорошо передают содержание знакомых сказок, сложнее пересказывают впервые предложенные или прочитанные рассказы.

Реализуя задачу рассказывания по картине,  сначала рассматривали её с опорой на вопросы, затем предлагали детям  образец рассказа, и только после этого дети рассказывали самостоятельно. Для рассматривания использовали  следующие картины: «Домашние животные», «Дикие животные» (авт. О.С. Ушакова);

«Кошка с котятами», «Собака со щенятами» (авт. С. Веретенникова); «Зимние забавы» (авт. М. Батурина), «Зимние игры-забавы» (авт. Е. Мигунов).

Дети данного возраста учатся составлять рассказы на темы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).  Сначала придумывали маленькую историю с нашей помощью, затем – с опорой на предложенный им план (из 2–3 предложений). Потом  предлагали детям рассказывать самостоятельно, а сами  помогали им в ведении сюжетной линии рассказов словами-связками: «и вот тогда», «вдруг», «и в это время». Вместе с тем продолжали решать задачи развития умения выстраивать сюжет и развития представлений о структуре текста.

В рассказах об игрушках дети описывают игрушку, называя наиболее характерные признаки этого предмета, при необходимости  помогаем связками, словами-прилагательными, обогащая речь детей новыми сравнениями и оборотами, что позволяет сделать описательный рассказ более интересным и увлекательным. В дальнейшем задача усложняется, когда дети составляют рассказы на основе сравнения двух игрушек. В составлении рассказов об игрушке очень важна словарная работа. Сначала это слова-прилагательные, потом глаголы. Использовали игру «Угадай по описанию», дети отгадывали игрушку по описанию сначала педагога, а потом по описанию кого-то из детей группы.

После этого этапа работы  упражняли детей в составлении рассказов по серии картинок (серия состоит из 3–4 картинок), с использованием приема – вопрос педагога. С помощью вопросов  обращали внимание детей на внешний вид и черты характера героя, моделируя его поведение в будущих рассказах детей.

Одним из важных приемов обучения связной речи является план рассказа, который педагог задает детям. Он может быть в виде сюжетной линии и предложен в естественно-разговорной форме (например: «Давайте подумаем о том, как…», а может быть в виде отдельных пунктов плана.

В составлении рассказов или пересказов произведений литературы  использовали наглядный материал, это план с изображением основных эпизодов рассказа (3–4 ключевых эпизода). Начинаем вводить мнемосхемы и мнемотаблицы, позволяющие ребенку легче выстраивать логику рассказа и ориентироваться в сюжетной линии, а также в развитии событий литературного текста или рассказа.

Для работы над развитием связной речи используем следующие словесные игры и упражнения: «Опиши игрушку», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди и расскажи», «Опиши животных», «Расскажи что видишь», «Составим рассказ сами», «Отгадай и расскажи».

В итоге работы с детьми  по развитию связной речи в средней группе на данный момент следует отметить, что: Дети могут пересказывать литературные произведения. Они рассказывают по картине, описывают игрушки, передают своими словами личные впечатления, т. е. самостоятельно рассказывают об увиденном. Однако необходимо продолжать работу по составлению рассказов по серии картинок.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаем условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем  рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически  меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1 - 2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: - сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться)

- комментирование действия детей предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка) предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент

- использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

      Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Одним из главных методических средств, для развития связной речи малышей, является театрализованная деятельность. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Дети нашей группы достаточно успешно осваивают бытовой словарь, что помогает им общаться. Для активизации связной речи детей мы использовали различные виды театров. Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра. Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизации, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи развития связной речи у младших дошкольников.

В работе с детьми мы используем различные  приемы обучения:

Показ и рассматривание предмета

При показе и рассматривании предмета решается одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей.

Кроме развития речевых средств, применение этого приема на занятиях способствует решению еще одной задачи — развитию восприятия речи.

Выполнение действий с предметом

При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, — развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря ребенка. Но в первом случае ребенок усваивает главным образом слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова, обозначающие движения, состояния предмета, признаки действий.

Просьбы, поручения

Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал (принес, нашел и т. д.).

Повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений

 Повторяя за ребенком отдельные высказывания, мы готовим детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Вопросы — ответы

Данный прием используется прежде всего для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью, дает возможность проверить их знания и умения в речевой коммуникации. С помощью вопросов можно развивать у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, т. е. развивать внимание к речи взрослого. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился правильно отвечать на вопросы.

Опосредованное общение через куклу (игрушку)

Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.

Многократное проговаривание речевого материала

Данный прием используется для того, чтобы дети могли вслушиваться в изменение слов, когда одни и те же слова употребляются в различных словосочетаниях и в разных формах. При многократном проговаривании речевого материала решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми (умение сосредоточиться, вникнуть в содержание речи), обогащение словаря детей, развитие понимания различных грамматических форм слова и сочетаний слов.

Комментирование действий

Комментирование действий детей используется для развития восприятия речи (речевых образцов различной сложности). Комментирование действий обеспечивает не только многократность повторения речевого материала, но и тесную действенную связь слова с обозначаемым им реальным предметом, признаком, действием.

3.4. Работа с родителями

 Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. В соответствии с ФГОС «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Основной целью взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников является - объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка.

В результате чего прослеживаются  следующие задачи:

·         показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого развития;

·         раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;

·          формирование у родителей желания и умения общаться с детьми;

·         установление положительных взаимоотношений с родителями;

·         разработка новых форм работы с родителями для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями для работы над развитием  связной речи воспитанников, можно реализовать через следующие формы:

·         информационно-аналитические формы организации общения с родителями;

·         досуговые формы организации общения с родителями;

·         познавательные формы организации общения с родителями;

·         наглядно-информационные формы организации общения.

При планировании  форм работы, мы учитываем потребности  современных родителей готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

 На практике используем следующие формы сотрудничества:

  • театрализованные праздники: «Мамочка любимая моя», «Как то раз на Новый год» ,«Осень золотая»; «Масленица»; «Калядки».
  • выпуск семейной газеты в ДОУ,
  • дистанционные выставки, викторины, конкурсы: «Конкурс чтецов посвящённый Дню матери», «Конкурс чтецов посвящённый Дню Победы»,
  • проектная деятельность: «День защитника Отечества», «Любимая мамочка»,«Масленичная неделя», «Сюжетно-ролевая игра», «Эксперементирование», «День победы», «Огород на окне» , «День защиты детей».и т.д.
  • презентации: «Масленица», « День защитника Отечества»,  «Снеговик», «В гостях у деда Природоведа».

Игротека:

Можно рекомендовать родителям проводить с детьми игротеки. Цель игротеки — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят  с различными речевыми играми: «Слова», «Рассказы по картинкам», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какое». Причём родители принимают активное участие в игре с детьми. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне», «Игры во время прогулок».

 Игровые упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые игры «Буквы и цифры»: обсудить на какую букву или цифру похож тот или иной предмет. «Золушка»: во время приготовления  обеда, предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки»: дать ребёнку зубочистки, ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры. 

Игры на развитие грамматического строя:

«Поварята». Приготовим сок из апельсина (апельсиновый), пирог из капусты (капустный), варенье из вишни (вишнёвое) и т. д.

«Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Ребёнку задают вопросы и следят, чтобы он не изменял слово. 

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

.         Игра «Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений», например рассказ «Как Волк культурно проводил время». Проблемная ситуация. Лена и Наташа посмотрели с диска на компьютере интересный мультфильм «Ну погоди» о том, как Волк отдыхал в парке. Позвонил Игорь, оказалось, что он этой серии «Ну погоди» не смотрел и попросил кратко рассказать сюжет мультфильма. Сначала Лена рассказала Игорю сюжет серии, а затем Наташа. Во время разговора с Наташей у телефона начала садиться батарейка и Игорь услышала вот что. Отгадайте: что Игорь услышал от Наташи и можно ли назвать это рассказом?

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Также для информирования родителей, активно используем такие формы работы:

·      Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

·      Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Составление рассказов по сюжетным картинам», «Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов» и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

·      Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких либо действий: «Речевые игры», «Чистоговорки»,

·      Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса  Т. В. Ахутина. – М.: Просвещение, 1999 – 248 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей.
  3. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи . – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006 – 158
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999 – 352 с.
  5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием  В.П. Глухов. – М.:АРКТИ, 2004 – 168 с.
  6.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 – 712 с.
  7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2011 – 159 с.
  8. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. – М., 2011 – 225 с.
  9. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010 – 216 с.
  10. 1 Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип . – М.: Академия, 2000 – 400 с.
  11. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи Т.П. Плещенко, Н.В.Федотова, Р.Г. Чечет. – М.: Тетра Системс, 2001 – 544 с.
  12.  Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников  О.С. Ушакова. – М.:Издательство Института Психотерапии, 2001 – 256 с.
  13. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Издательство: Оникс 21 век Год: 2014 Страниц: 368 Дата загрузки: 11 июня 20162018-03-28. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста

В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...

Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок.

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок....

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...