Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».

Песочная игро-терапии – эффективная педагогическая технология, применяемая в детской образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc524.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района

 «Детский сад №2 «Малыш»

               

                  Методическая разработка

«Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила: Мудрова Татьяна

Николаевна

Кадуй, 2021г

Введение

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».

          Песочная игро-терапии – эффективная педагогическая технология, применяемая в детской образовательной организации.

          Актуальность и социальная значимость актуальность методики песочной терапии для детей дошкольного возраста очень высока. В современном обществе всё большее количество детей имеют трудности в общении и правильном выражении своих мыслей. Песочная терапия способствует развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, фантазии и, что немало важно, - мелкой моторики пальцев. А это в свою очередь способствует развитию речи у ребенка и помогает в постановке правильной связной речи. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников. Создание данной методической разработки будет помощью педагогам дошкольной образовательной организации для занятий по развитию речи.

          Проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию речи средствами песочной терапии.

          Цель: создать условия для развития речи детей через использование метода песочной терапии.

          Задачи: 

Образовательные:

- создать условия для развития речи детей через использование метода песочной терапии

- создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной
сферы детей;

- закрепить правила поведения во время игры с песком;

- вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие
от игр с песком в совместной деятельности с другими детьми

Развивающие:

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;

- автоматизировать звуки в речи;

- развивать фонематический слух;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать навыки словообразования и словоизменения;

- развивать связную речь;

- развитие диафрагмального дыхания;

- развивать внимание, речевую память, воображение;

- развивать коммуникативные умения вести беседу в процессе
совместной деятельности;

- развивать умения определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

Воспитательные:

- формировать положительные качества личности ребенка;

- воспитывать навыки аккуратной работы с песком

- разработать систему игр и занятий с детьми.

          Возраст детей: средняя группа (4-5 лет). Участники: воспитатели, дети.

          Критерии и показатели эффективности:

- положительная динамика в развитии речи детей;

- улучшение познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

- усовершенствование предметно-развивающей среды;

- повышение мотивации детей к занятиям;

- повышение квалификации педагогов по данной теме.

Конспект занятия «В песочной стране у верблюда»

          Форма организации: подгрупповая

          Цель: развитие речи детей через использование метода песочной терапии.

          Задачи:

- развивать связную речь;

- развивать диафрагмальное дыхание;

- развивать фонематические представления;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику;

- обогащать и активизировать словарный запас. 

          Предварительная работа: 

- подготовка песочницы, просеивание и очистка песка вместе с детьми;

- подбор мелких игрушек для игр с песком;

-чтение и обсуждение с детьми стихотворения С. Я. Маршака «Желтая страница»;

- отгадывание загадок,
- рассматривание энциклопедий

          Мотивация: узнать новое, экспериментировать.

          Детская цель: получить удовольствие от игры с песком.

          Дидактический наглядный материал:

          Демонстрационный материал: настольная юнгианская песочница или световой стол, иллюстрации с изображением пустыни и оазиса, картинки с изображением скорпиона, паука-тарантула, роющей лягушки, песчанки.

          Раздаточный материал: фигурки обитателей пустыни, пальмы, шарики синего и зелёного цвета, ракушки, разноцветные камешки, машинки, коктейльные трубочки.

Ход занятия:

     Вводная часть:

Воспитатель: “Ребята, сегодня к нам пришёл необычный гость (воспитатель показывает фигурку верблюда). Что же это за животное?”

Дети: “Это - верблюд”

Воспитатель: “А кто из вас знает где живёт верблюд?”

Дети: “В пустыне”

          Воспитатель показывает изображение пустыни с караваном верблюдов.     

Воспитатель: “Как вы думаете, от какого слова получилось название «пустыня»?”

Дети: “От слова «пусто», «пустота»”

Воспитатель: “Почему же пустыню так назвали?”

Дети: “Потому что там пусто и ничего нет”

Воспитатель: “Давайте с вами выяснять, а так ли пусто в пустыне?”

          Воспитатель от имени верблюда предлагает детям посетить его песочную страну.

Воспитатель: “Чтобы нам в неё попасть, нужно правила узнать!”

Объясняем правила игры с песком:

В мире песка драться нельзя,

Кидаться песком запрещается.

А также песок в ротик ложить

Здесь не разрешается!

После игры ручки помой

И всё убери за собой!

Упражнение «Здравствуй, песочек» (тактильная разминка) 

Воспитатель: “Давайте, ребята, поздороваемся с песочком: 

 Здравствуй, здравствуй, мой  песочек,                                 

Мой весёленький дружочек.

 Ты со мною поиграй,

 Счастья, радости мне дай!” 

    Положим ладони на песок, погладим его пальчиком,

  Затем всей ладонью.

Набираем в один кулачок песок, другую руку поворачиваем ладошкой вверх

 Поднимаем кулачок над ладонью и сыплем на неё песок

Воспитатель: “Расскажите, какой песочек?”

Дети: “Приятный, сухой, сыпучий, тёплый”

  Основная часть:

   Игровое упражнение «Что под песком?» (развитие диафрагмального дыхания)

 Воспитатель от имени верблюда предлагает детям поиграть с песочком.

Воспитатель: “Ребята, хотите узнать кто ещё живёт в пустыне? Закрывайте глазки”

  В это время воспитатель кладёт картинки с изображениями обитателей пустыни в песочницу и засыпает их тонким слоем песка. Сдувая песок через трубочку, дети открывают изображения скорпиона, паука-тарантула, роющей лягушки, песчанки.

   Упражнение «Расскажи и нарисуй» (развитие связной речи)

  Воспитатель выставляет на стол фигурки обитателей и растений пустыни.

Воспитатель: “Ребята, я предлагаю вам сейчас сочинить про нашего верблюда песочную сказку. Я её начну, а вы по очереди будите её продолжать. В очень жаркой пустыне жил один Верблюд. Однажды он пошёл гулять…”

  Далее дети поочерёдно сочиняют продолжение сказки, сопровождая свою речь рисунками на песке и игрой с фигурками животных.

 Упражнение «Собери бусы» (развитие фонематических представлений)

Воспитатель: “А сейчас давайте украсим песочек и сделаем бусы. Если вы услышите в слове звук «в», то положите шарик синего цвета, если этого звука нет – шарик зелёного цвета.”

   Слова: верблюд, песок, кактус, водопой, скорпион, ветер, сыпучий, влага, жара, оазис.

Воспитатель: “Дети, а вы знаете, что такое оазис? Оазис – это место в пустыне, где есть растения и вода.”

  Воспитатель показывает изображение оазиса.

 Упражнение «Доберись до оазиса» (развитие связной речи)

  Воспитатель выставляет на стол игрушечные машины (бульдозер, самолёт, легковой автомобиль), фигурку верблюда. С левой стороны песочницы делаем водоём, вокруг него расставляем кусты и пальмы. На другую сторону помещаем ящерицу. Посередине делаем большой бархан, оставляя небольшие проходы по краям.

Воспитатель: “Маленькая ящерка очень хочет пить, ей нужно как можно быстрее добраться до оазиса. Но на её пути надуло огромный бархан песка, который ей самой не преодолеть. Ребята, давайте подумаем, как можно помочь ящерке?”

Дети: “Можно прокопать бульдозером проход. Попросить верблюда перевезти ящерку через бархан. Обойти бархан.” (другие варианты)

 Упражнение «Укрась ладошки» (развитие мелкой моторики) 

Все дети делают отпечатки ладошек. Теперь предлагаем детям украсить их камешками и ракушками.

Заключительная часть:

Ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, дети убирают игрушки в контейнер, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

                                         В ладошки наши посмотри-

                                         Мудрее стали ведь они!

                                         Спасибо, милый наш песок,

                                         Ты много нам узнать помог!

  После произнесения этих слов ребята прощаются с Верблюдом.

  Рефлексия:

Воспитатель: “Ребята, скажите, в какой стране мы сегодня побывали? Кто нас пригласил её посетить? Кто живёт в пустыне? Про кого мы сочиняли сказку, и что в ней произошло? Кому мы помогали добраться до оазиса? Что больше всего вам понравилось делать сегодня на занятии?” (индивидуальные ответы детей).

Вывод работы: Занятия по развитию речи, проводимые в песочнице, позволяют сделать их творческими, интересными, приносящими радость открытий и удовольствие детям. Таким образом, перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

                              Список используемой литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы М. «Мозаика - Синтез» 2010г.
  2. Грабенко Т. М. «Игры с песком или песочная терапия»/Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004г.
  3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. «В гостях у Песочной Феи» / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. -СПб.: ТЦ «Сфера», 2011г. - 126с.
  4. Жителева С.С. «Песочная терапия» /Ребёнок в детском саду.;№4/ 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии  речи детей....

«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

"Пальчиковые игры, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Закономерность: "Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в норме и наоборот"....

Методическая разработка «Технология Синквейн, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьм...