Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Транспорт. История городского транспорта.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе

Транспорт. История городского транспорта.

Программное содержание.

Закрепить знания детей о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный, оперативный транспорт; велосипеды и другие механические средства). Расширить знания о правилах пользования общественным транспортом. Познакомить с эволюцией транспорта и его классификацией по задачам и условиям перевозок. Воспитывать уважительное отношение к труду водителей. Расширять словарь по теме.

Оборудование.

Иллюстрации гужевого транспорта: карета, коляска, сани, линейка, конка; иллюстрации: различные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный, оперативный транспорт; велосипеды и другие механические средства).

Ход занятия.

I Организационный момент.

Игра «Четвертый – лишний».

-Назовите лишнее слово: автобус, троллейбус, шофер, автомобиль; метро, пассажир, самолет, корабль.

Упражнение на дыхание «Самолет».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «ллл…» -выдох, встать прямо, опустить руки – пауза. Повторить 2-4 раза, поворачиваясь в каждую сторону.

    Расправил крылья самолет:      

    Приготовились в полет.

    Я направо погляжу: л-л-л.

    Я налево погляжу: л-л-л.

II Основная часть.

Часть 1.

-Как называется наш город? Наш город не очень большой, но, все же, чтобы попасть с одного конца города в другой, потребуется много времени. Что нам поможет сделать это быстро? (Транспорт.) Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный (автодорожный, железнодорожный), воздушный, водный, подземный.) Но давным-давно, когда еще не было машин, в городах тоже был транспорт. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.)

         -Когда люди еще не придумали машины, главным транспортом была лошадь. Вместо машин на улицах можно было увидеть кареты, коляски, сани. (Показывает иллюстрации.) Такой транспорт называется гужевой.

         А вместо автобусов по городу ездили линейки. Какое интересное название! Что же это такое? Это повозка с сиденьями по бокам для нескольких пассажиров (иллюстрация). Но потом в городе по улицам проложили рельсы. Но не для трамваев: ведь их тогда еще не было. По рельсам тоже покатились вагончики, а пассажиры могли сесть не только внутри вагона, но и на его крышу. Такой транспорт назывался конка (иллюстрация). Как вы думаете, может ли такой вагон сдвинуть с места одна лошадь? (Предположения детей.) Вагончик везли две лошади, а не одна, как у линейки.

         Но потом люди придумали электричество, и появился другой транспорт. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.) Трамвай! Потом появились автобусы и, наконец, троллейбус.

         -Какой вид транспорта появился самым последним? (Метро.)

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Тук-тук-тук,                          (возле ушей каждый палец стучит

Тук-тук-тук.                                             о большой по три раза)

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,               (потирание ладоней др.о др.)

Наши пальчики трещат.                 (потирание кулаков др.о др.)

Теперь в ладоши громко бей,                                           (хлопки)

А теперь ты их согрей.                     (потереть щеки ладонями)

К путешествию готовы?                                 (кулаки на коленях)

Да!                                                                (руки вверх ладонями)

В путь отправимся мы снова:                       (вращать кистями)

Сядем мы на самолет                                      (руки – в стороны,

И отправимся в полет.                                  ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,                                  (ладони – лодочкой,

Нас качает на волне.                               одна вверх, другая вниз)

Едет поезд,                         (ребрами ладоней двигать по столу)

Колеса стучат.                                (стучать: одна рука – кулак,   

С поезда много веселых ребят                             другая – ребро)

Часть 2.

         -Какой транспорт можно встретить на улицах нашего города? Правильно, по улицам нашего города проезжают грузовики, легковые машины, автобусы и микроавтобусы, мотоциклы и мотороллеры, велосипеды. Какие машины можно отнести к грузовым? (Автомобили с открытым кузовом, разные фургоны, автомашины с цистернами и др.) Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.) Но есть еще транспорт, который перевозит пассажиров. Как называется такой транспорт? (Пассажирский.) Назовите пассажирский транспорт. (Ответы детей.) Расскажите о правилах пользования общественным пассажирским транспортом. (Ответы детей.)  

         Педагог выставляет картинки с изображением воздушного, водного, наземного и подземного транспорта специальный, оперативный транспорт; велосипеды и другие механические средства.

         -Какой бывает транспорт? Почему он так называется?

         -Вы видели на дорогах города поливочные снегоуборочные машины, мусоровозы, автокраны – это специальные автомобили. Назовите специальные автомобили. (Дети называют.)

         Рассматривание картинок: пожарная, «скорая» и аварийная машины.    -А этот транспорт очень быстрый, скорый. Ему все уступают дорогу, т. к. от того, как скоро он приедет, зависит жизнь человека. Это – оперативный транспорт. (Дети повторяют.)

Упражнение на координацию речи и движений.

На лошадке ехали,            (имитация)

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Тр-р-р! стоп! Разворот!

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: р-р-р!

Воспитатель предлагает детям назвать людей, которые работают на транспорте. (Ответы детей.) Педагог обращает внимание на то, что водитель машины – шофер, а водитель поезда – машинист.

         Воспитатель задает вопрос:

-Какой вид транспорта важнее, нужнее людям?

         Воспитатель задает наводящие и уточняющие вопросы, подтверждает, что все виды транспорта одинаково необходимы людям, а профессия водителя очень нужная и уважаемая. Но эта работа очень трудна и ответственна. Рассказывает о труде работников транспорта. Например, о том, что шоферы выходят на работу очень рано. У них есть и ночные смены. Следить все время за дорогой, светофорами, соблюдать положенную скорость – это очень утомительно для человека. Подчеркивает, что труд водителей – это труд для всех. Воспитатель уточняет, как называются места парковки транспорта: автомобиль – гараж, трамвай – автопарк, депо, самолет – ангар, корабль – порт.

         Педагог уточняет, кто ремонтирует автомобили, где заправляют автомобили.

III Итог.  

В заключении педагог спрашивает, что нового дети узнали, о чем им интересно было поговорить.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_transport.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

№11 Тема недели «Транспорт».

Транспорт. История городского транспорта.

Программное содержание.

Закрепить знания детей о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный, оперативный транспорт; велосипеды и другие механические средства). Расширить знания о правилах пользования общественным транспортом. Познакомить с эволюцией транспорта и его классификацией по задачам и условиям перевозок. Воспитывать уважительное отношение к труду водителей. Расширять словарь по теме.

Оборудование.

Иллюстрации гужевого транспорта: карета, коляска, сани, линейка, конка; иллюстрации: различные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный, оперативный транспорт; велосипеды и другие механические средства).

Ход занятия.

I Организационный момент.

Игра «Четвертый – лишний».

-Назовите лишнее слово: автобус, троллейбус, шофер, автомобиль; метро, пассажир, самолет, корабль.

Упражнение на дыхание «Самолет».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «ллл…» -выдох, встать прямо, опустить руки – пауза. Повторить 2-4 раза, поворачиваясь в каждую сторону.

    Расправил крылья самолет:        

    Приготовились в полет.

    Я направо погляжу: л-л-л.

    Я налево погляжу: л-л-л.

II Основная часть.

Часть 1.

-Как называется наш город? Наш город не очень большой, но, все же, чтобы попасть с одного конца города в другой, потребуется много времени. Что нам поможет сделать это быстро? (Транспорт.) Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный (автодорожный, железнодорожный), воздушный, водный, подземный.) Но давным-давно, когда еще не было машин, в городах тоже был транспорт. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.)

        -Когда люди еще не придумали машины, главным транспортом была лошадь. Вместо машин на улицах можно было увидеть кареты, коляски, сани. (Показывает иллюстрации.) Такой транспорт называется гужевой.

        А вместо автобусов по городу ездили линейки. Какое интересное название! Что же это такое? Это повозка с сиденьями по бокам для нескольких пассажиров (иллюстрация). Но потом в городе по улицам проложили рельсы. Но не для трамваев: ведь их тогда еще не было. По рельсам тоже покатились вагончики, а пассажиры могли сесть не только внутри вагона, но и на его крышу. Такой транспорт назывался конка (иллюстрация). Как вы думаете, может ли такой вагон сдвинуть с места одна лошадь? (Предположения детей.) Вагончик везли две лошади, а не одна, как у линейки.

        Но потом люди придумали электричество, и появился другой транспорт. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.) Трамвай! Потом появились автобусы и, наконец, троллейбус.

        -Какой вид транспорта появился самым последним? (Метро.)

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Тук-тук-тук,                          (возле ушей каждый палец стучит

Тук-тук-тук.                                             о большой по три раза)

Наши ушки слышат стук.

Вот ладошечки шуршат,               (потирание ладоней др.о др.)

Наши пальчики трещат.                 (потирание кулаков др.о др.)

Теперь в ладоши громко бей,                                           (хлопки)

А теперь ты их согрей.                     (потереть щеки ладонями)

К путешествию готовы?                                 (кулаки на коленях)

Да!                                                                (руки вверх ладонями)

В путь отправимся мы снова:                       (вращать кистями)

Сядем мы на самолет                                      (руки – в стороны,

И отправимся в полет.                                  ладони напряжены)

Мы теперь на корабле,                                  (ладони – лодочкой,

Нас качает на волне.                               одна вверх, другая вниз)

Едет поезд,                         (ребрами ладоней двигать по столу)

Колеса стучат.                                (стучать: одна рука – кулак,   

С поезда много веселых ребят                             другая – ребро)

Часть 2.

        -Какой транспорт можно встретить на улицах нашего города? Правильно, по улицам нашего города проезжают грузовики, легковые машины, автобусы и микроавтобусы, мотоциклы и мотороллеры, велосипеды. Какие машины можно отнести к грузовым? (Автомобили с открытым кузовом, разные фургоны, автомашины с цистернами и др.) Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.) Но есть еще транспорт, который перевозит пассажиров. Как называется такой транспорт? (Пассажирский.) Назовите пассажирский транспорт. (Ответы детей.) Расскажите о правилах пользования общественным пассажирским транспортом. (Ответы детей.)  

        Педагог выставляет картинки с изображением воздушного, водного, наземного и подземного транспорта специальный, оперативный транспорт; велосипеды и другие механические средства.

        -Какой бывает транспорт? Почему он так называется?

        -Вы видели на дорогах города поливочные снегоуборочные машины, мусоровозы, автокраны – это специальные автомобили. Назовите специальные автомобили. (Дети называют.)

        Рассматривание картинок: пожарная, «скорая» и аварийная машины.        -А этот транспорт очень быстрый, скорый. Ему все уступают дорогу, т. к. от того, как скоро он приедет, зависит жизнь человека. Это – оперативный транспорт. (Дети повторяют.)

Упражнение на координацию речи и движений.        

На лошадке ехали,            (имитация)

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Тр-р-р! стоп! Разворот!

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: р-р-р!

Воспитатель предлагает детям назвать людей, которые работают на транспорте. (Ответы детей.) Педагог обращает внимание на то, что водитель машины – шофер, а водитель поезда – машинист.

        Воспитатель задает вопрос:

-Какой вид транспорта важнее, нужнее людям?

        Воспитатель задает наводящие и уточняющие вопросы, подтверждает, что все виды транспорта одинаково необходимы людям, а профессия водителя очень нужная и уважаемая. Но эта работа очень трудна и ответственна. Рассказывает о труде работников транспорта. Например, о том, что шоферы выходят на работу очень рано. У них есть и ночные смены. Следить все время за дорогой, светофорами, соблюдать положенную скорость – это очень утомительно для человека. Подчеркивает, что труд водителей – это труд для всех. Воспитатель уточняет, как называются места парковки транспорта: автомобиль – гараж, трамвай – автопарк, депо, самолет – ангар, корабль – порт.

        Педагог уточняет, кто ремонтирует автомобили, где заправляют автомобили.

III Итог.        

В заключении педагог спрашивает, что нового дети узнали, о чем им интересно было поговорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».

Цель:Познакомить детей с основными событиями жизни Богородицы.Дать преставление об основных православных праздниках и духовно-нравственном укладе жизни своего народа.Способствовать оптимистическому во...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.    Программное содержание1....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Весёлая ярмарка"

Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «СТРАНЫ МИРА»

.Развивать познавательные способности детей на основе ознакомления с культурным наследием народов разных национальностей. Закреплять развитие интереса к культурному наследию русского народа..Воспитыва...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы"

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребнос...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе."Зачем человеку руки?"

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе."Что лучше: руки или ноги?"

Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека....