Мастер-класс с применением технологии развития критического мышления у дошкольников " Метод шести шляп" и синквейн.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Рябухина Полина Николаевна

Мастер-класс  с применением  технологии развития критического мышления у дошкольников " Метод шести шляп"

и синквейн.

Актуальность.

 

Сегодня существует множество технологий и методов развития критического мышления у дошкольников, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию. Для старшего дошкольного возраста характерен резкий скачёк в речевом развитии, методика описания картинок в этом возрасте уже не может быть основной, поэтому необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания. Мы хотим сегодня вам представить два метода, которые мы применяем в работе с  детьми нашей подготовительной группы, это синквейн и метод шесть шляп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_metod_shest_shlyap.docx429.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

Мастер-класс

 для педагогов с применением  технологии развития критического мышления у дошкольников»

   

Подготовила:

Рябухина Полина Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Бердск

2023г.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс технологию по развитию критического мышления у дошкольников.

Актуальность.

Сегодня существует множество технологий и методов развития критического мышления у дошкольников, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию. Для старшего дошкольного возраста характерен резкий скачёк в речевом развитии, методика описания картинок в этом возрасте уже не может быть основной, поэтому необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания. Мы хотим сегодня вам представить два метода, которые мы применяем в работе с  детьми нашей подготовительной группы, это синквейн и метод шесть шляп.

    Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.

  Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать  свои мысли.

   Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

    Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

    Правила составления синквейна.

    Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

img16.jpg

   

 Я предлагаю вам составить синквейн к слову которое я загадаю сейчас:

Край её зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор – загадка

Есть у нашей мамы…(шляпка)

Мы не спроста говорили сейчас о шляпке так как следующий метод, с которым мы с вами познакомимся это метод шесть шляп.

 При решении задачи

 Мы, бывает, чуть не плачем.

 Чтобы чувства не задеть,

 Нужно шляпы нам надеть.

С шляпы спросу никакого.

 Но проблемы суть глаголя,

 Каждый выскажет свое,

 Не обидев никого.

А венцом такой беседы

Станет виденье проблемы,

Всех этапов обсужденье

И задачи всей решенье.

Приём шесть шляп - это метод критического мышления, который позволяет взглянуть на проблемный вопрос с шести разных сторон. Он подходит для индивидуальной и групповой работы. Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Вот краткое описание каждого из режимов:

 white

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

%281%29

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? 

%282%29

Желтая шляпа

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества? 

%283%29

Черная шляпа

Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? 

%284%29 

Зеленая шляпа

Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. 

 %285%29

Синяя шляпа

Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше? 

 Чтобы всем была  понятна данная методика, продемонстрируем ее на примере  любимой всеми детьми сказки «Колобок». Давайте подумаем, почему сказка «Колобок»  популярна до сих пор? Что же в ней такого, чему она учит наших детей,  попробуем разобраться.

«Белая шляпа» - информация.

Вспомним сюжет сказки, факты (без анализа)

 

«Желтая шляпа» - находим все положительное в этом герое.

 

Положительные качества

Вывод

путешественник любознательный

бесстрашный

веселый, разговорчивый

доверчивый

 

 

Захотел узнать мир

Не боится других зверей (учит не бояться окружающих)

Поет песенку, общается (учит общению)

 

 

«Черная шляпа» - находим отрицательное  в этом герое.

Отрицательные качества

Вывод

непослушный

нетерпеливый

доверчивый

любит лесть

хвастун

 

 Слушать старших

Учит терпению (съела лиса)

Разбираться, что есть добро, что зло.

 

Не хвалить себя, пусть другие похвалят тебя.

 

«Красная шляпа» - чувства.

Чувства, которые испытывает Колобок

Вывод

радость

счастье

беспечность

От того, что познает мир, что  сумел сбежать; сам себе хозяин

 

«Зеленая шляпа» - креативность.

 

СМАЙЛИК и КОЛОБОК могут быть братьями?

 

 

Внешнее сходство.

Радостный, как и  Колобок.

Сказка вечна, по подобию Колобка создаются более современные компьютерные герои.

 

Вывод: в любом возрасте ребенок - это личность,  и эта сказка помогает открыть ему мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности

Рефлексия

Уважаемые коллеги! Вот Вам разноцветные ладошки, на которых есть вопросы. Прошу Вас ответить на вопросы и поделиться своим мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста

Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...

Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"

Игры и рекомендации для развития критического мышления...

«Технология развития критического мышления у дошкольников».

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности....

СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников

Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...