Проект "Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации".
проект по развитию речи

Новоковская Наталия Ивановна

 

  1. Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организации
  2. Организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию речи воспитанников дошкольной образовательной организации
  3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Новоковская Наталия Ивановна, 2022

Слайд 2

Содержание Содержание; Актуальность проекта; Цель, задачи проекта; Параграф 1; Параграф 2; Параграф 3; Литература

Слайд 3

Согласно п. 4.6, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: « Ребенок достаточно хорошо владеет устной речь; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности » Актуальность проекта

Слайд 4

Цель проекта : создание условий для развития речи детей посредством игровых технологий Задачи: изучить современные подходы по использованию игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста; спланировать работу по использованию игровых технологий; описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий; внедрить систему работы по использованию игровых технологий в совершенствование речи детей дошкольного возраста Цель, задачи проекта

Слайд 5

Месяц Тема недели Занятия Октябрь Осень Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» Овощи Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему Фрукты Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему) Сад - огород Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин Ноябрь Лес. Грибы, ягоды, деревья. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок Перелетные птицы Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин Одежда Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему Обувь, одежда, головные уборы. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок Параграф 1

Слайд 6

Месяц Мероприятия по работе с родителями Октябрь Консультация для родителей «Речевое развитие детей 5-6 лет» Рекомендация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома Памятка для родителей «Связная речь детей 5-6 лет. Подготовка к обучению грамоте» Консультация для родителей «Что такое автоматизация звука?» Ноябрь Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию речи» Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» Проведение семинара – практикума для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада» Параграф 2

Слайд 7

Месяц Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Октябрь «Назови одним словом» «Угадай, какой звук» «Узнай по описанию» «Вчера, сегодня, завтра» «Какое время года» «Лохматый пес» «Море волнуется» «Гуси – лебеди» «Горелки» Игра – драматизация «Гуси – лебеди» «Парикмахерская» «Магазин» Ноябрь «Что изменилось» «Чего не хватает?» «Какие спрятались буквы?» «Скажи наоборот» «Похож - не похож» «Краски» «Ослик» «Мышеловка» «Будь внимателен» Игра – драматизация «Теремок» «Строители» «Больница» Параграф 3

Слайд 8

Амосова, Ж.А. Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников [Текст] / Ж.А. Амосова, Е.М. Захарова, Н.Т. Кинипришвили // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. − 2016. − С. 146-148. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. Бельтюков [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 24-32. Воробьева, Т.А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Т.А. Воробьева, О. И Крупенчук . – СПб: Литра, 2016. – 47 с. Каверова , Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. − 2015. − № 11. − С. 145-148. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – 96 с. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей [Текст] / Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 2016. − 222 с. Литература



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации

ВЫПОЛНИЛА:

Новоковская Наталия Ивановна

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                              3

  1. Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организации                   5
  2. Организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию речи воспитанников дошкольной образовательной организации                                                                                               10
  3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации                                                                                              11

Заключение                                                                                                      13

Литература                                                                                                       12

Приложение                                                                                                            14

Введение

Актуальность

Тема  развития речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий стала актуальна в наши дни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на воспитателя и учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм методов работы по совершенствованию речевых навыков, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.

Цель проекта: создание условий для развития речи детей посредством игровых технологий.

Задачи:

  1. изучить современные подходы по использованию игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста;
  2. спланировать работу по использованию игровых технологий;
  3. описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий;
  4. внедрить систему работы по использованию игровых технологий в совершенствование речи детей дошкольного возраста

  1. Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организации

Речевое развитие – главный показатель умственного развития ребёнкаРазвитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность [6].

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает важное место в развитии ребёнка. Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре [5].

В группах старшего дошкольного возраста повышается роль проведения занятия словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.

Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.

Таблица 1

Перспективный план образовательной деятельности по развитию речи

Месяц

Тема недели

Занятия

Образовательные задачи

Октябрь

Осень

Пересказ рассказа
Н. Сладкова «Осень на пороге»
(Приложение 1)

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинный материал,
  • систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
  • активизировать словарь по теме «Осень»;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, связную речь, общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей способность понимать и чувствовать настроение героев произведения,
  • воспитывать умение слушать педагога и товарищей.

Овощи

Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему (Приложение 1)

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
  • соотносить внешний вид овощей и фруктов с геометрическими формами;
  • учить узнавать овощи и фрукты по описанию:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме: «Овощи»
  • развивать внимание и мышление, обращать внимание на детали в описании.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Фрукты

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему (Приложение 1)

Обучающие:

  • учить детей подбирать существительные к прилагательным;
  • учить составлять рассказ с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
  • развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • закреплять употребление притяжательных местоимений.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Сад - огород

Пересказ рассказа

«Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин (Приложение 1)

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад - огород»;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • учить согласовывать слова в предложениях.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Ноябрь

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Пересказ рассказа
Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок (Приложение 1)

Обучающие:

  • учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;
  • учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.

Коррекционно-развивающие:

  • систематизировать знания о детском саде;
  • активизировать словарь по данной теме.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

Перелетные птицы

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

(Приложение 1)

Обучающие:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях.
    Воспитательные:
  • воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Одежда

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему (Приложение 1)

Обучающие:

  • обучать детей составлению описательного рассказа

Коррекционно-развивающие:

  • рассмотреть и активизировать словарь детей по теме "Одежда"
  • упражняться в употреблении распространенных предложений
  • развитие связанной речи

Воспитательные:

  • воспитание навыков самообслуживания

Обувь,  одежда, головные уборы.

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок
(Приложение 1)

Обучающие:

  • продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картин

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, активизировать словарь по теме
  • развивать внимание, мышление, связную речь

Воспитательные:

  • способствовать воспитания трудолюбия, аккуратности и навыкам ухода за предметами обуви и одежды.

  1. Организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию речи воспитанников дошкольной образовательной организации

В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание.

Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организация различных форм помощи родителями содержание педагогической работы с ребенком.

Поэтому включение родителей в педагогический процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Таблица 2

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей

Месяц

Мероприятия по работе с родителями

Октябрь

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 5-6 лет» (Приложение 2)

Рекомендация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» (Приложение 2)

Памятка для родителей «Связная речь детей 5-6 лет. Подготовка к обучению грамоте» (Приложение 2)

Консультация для родителей «Что такое автоматизация звука?» (Приложение 2)

Ноябрь

Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию речи» (Приложение 3)

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» (Приложение 2)

Проведение семинара – практикума для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада» (Приложение 4)

3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации

Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний [2].

Таблица 3

Перспективное планирование игр по речевому развитию (Приложение 5)

Месяц

Дидактические игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Сюжетно-ролевые игры

Октябрь

«Назови одним словом»

«Угадай, какой звук»

«Узнай по описанию»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Какое время года»

«Лохматый пес»

«Море волнуется»

«Гуси – лебеди»

«Горелки»



Игра – драматизация «Гуси – лебеди» [1]

«Парикмахерская»

«Магазин»

Ноябрь

«Что изменилось»

«Чего не хватает?»

«Какие спрятались буквы?»

«Скажи наоборот»

«Похож - не похож» [4]

«Краски»

«Ослик»

«Мышеловка»

«Будь внимателен»

Игра – драматизация «Теремок» [1]

«Строители»

«Больница»

Итоговым мероприятием проекта стало культурно-досуговое мероприятие «Волшебная шкатулка». (Приложение 6)

Заключение

В результате проделанной работы, согласно этапов проекта, можно сделать вывод, что применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Данный проект осуществлялся через цикл игр и занятий с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Проект предполагал различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных, подвижные игры, театрализованные игры и сюжетно-ролевые игры.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников получены положительные результаты. Прослеживается положительная тенденция по развитию речи на начало и конец проекта.

Достижениями детей в конце проекта стали:

  • дети с удовольствием вступают в речевое общение со знакомыми взрослыми;
  • проявляют речевую активность в общении со сверстниками;
  • по вопросам составляют по картинке рассказ из нескольких простых предложений.
  • называют предметы и объекты ближайшего окружения.
  • речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.

Поставленные цель и задачи проекта реализованы в полном объеме.

Литература

  1. Амосова, Ж.А. Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников [Текст] / Ж.А. Амосова, Е.М. Захарова, Н.Т. Кинипришвили // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. − 2016. − С. 146-148.
  2. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. Бельтюков [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 24-32.
  3. Воробьева, Т.А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Т.А. Воробьева, О. И Крупенчук. – СПб: Литра, 2016. – 47 с.
  4. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. − 2015. − № 11. − С. 145-148.
  5. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий  [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – 96 с.
  6. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей [Текст] / Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 2016.  − 222 с.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической....

Художественно-эстетическое развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций

В разделе представлены методические материалы из опыта педагогической деятельности (конспекты НОД, разработки образовательных проектов, презентации и дидактические игры),  ссылки на интернет-ресу...

«Игровые технологии в коррекции воспитательной работе с детьми с речевой патологией в дошкольной образовательной организации»

Овладение практическими приемами работы по созданию игрушек-пособий из дерева и применение их в коррекционно-образовательном процессе...

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...

Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации

Методическая разработкаОдним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДО...

Эффективные технологии формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации

СодержаниеВведение1. Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации2. Организация взаимодействия педагогич...

СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский

СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский...