Консультация для родителей: "Роль русской народной сказки в речевом развитии детей"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шинягина Юлия Сергеевна

В статье говорится о роли сказкотерапии в речевом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultauiya_yanvar.docx855.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Роль русской народной сказки в развитии речи детей»

Подготовила:

учитель-логопед Шинягина Ю.С.

Сказкотерапия в рамках логопедических занятий, направленных на развитие связной речи, имеет следующие цели:

- формирование коммуникативного уклона в речевых высказываниях;

- улучшение лексико-грамматических навыков языка и акустической стороны речи;

- развитие просодических компонентов речи;

-совершенствование диалогической и монологической речи;

- ознакомление детей с традициями народной культуры.

Сказки не только пробуждают любопытство и вдохновляют детей к обучению, но и развивают их аналитические способности, логическое мышление и умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.

Сказочные образы обладают яркой эмоциональной силой, они прекрасно привлекают внимание своей необычностью и яркостью, одновременно они доступны и понятны для детей. Эти образы выглядят правдоподобно и реалистично, и при этом учат детей быть доброжелательными к окружающим, развивают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский

сказал, что важнейшей целью сказочника, особенно народного, является «воспитать в ребенке человечность – эту замечательную способность человека волноваться за беды других, радоваться чужим успехам, переживать судьбу другого, будто это его собственная».

несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Стоит отметить, что сказку необходимо рассказывать, а не просто читать. Таким образом, дети развивают навыки внимательного слушания и понимания монологической речи. Чтобы первое знакомство с сказкой не только привлекло детей, но и отразилось в их чувствах и эмоциях, необходимо представить текст выразительно. Умение воспринимать эмоциональные нюансы речи дети начинают осваивать на этапе усвоения языка в целом, и особенно они доступны им через экспрессивность интонации.

После окончания рассказа сказки, проведите с детьми обсуждение и рассмотрение иллюстраций, чтобы помочь им лучше понять содержание и правильно оценить отдельные эпизоды сказочной истории. Важно задавать вопросы, которые помогут детям развивать свои лексико-грамматические навыки, а также побуждающие их анализировать, рассуждать и делать выводы.

Вопросы также помогают развивать аналитическое мышление, воображение и креативность у детей. Постепенно они научатся анализировать сказку, выделять главные и второстепенные события, анализировать поведение и мотивы действий героев. Это поможет им развить критическое мышление и способность к самостоятельному мышлению. В результате,

дети смогут лучше понимать и анализировать литературные произведения, а также применять полученные навыки в других областях жизни.

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Внимание детей обращается и на приемы композиционного оформления сказочного повествования - традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве...»); концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»); связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»), их функции в сказке.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Конспект ООД в младшей группе "Пересказ русской народной сказки «Колобок»" (речевое развитие)

Примерная основная общеобразовательная программа «От Рождения до школы» под. редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ВасильевойВозрастная группа: младшая группа.Воспитатель: Потапова ...

Консультация для родителей "Влияние русской народной сказки на речевое развитие ребенка"

Материал о влияния народных сказок на развитие речи ребенка....

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Влияние устного народного творчества на речевое  развитие детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Методы работы со сказкой в речевом развитии детей»

Консультация для педагогов «Методы  работы со сказкой в речевом развитии детей»...