Консультация для родителей. " Значение русского народного фольклора на развитие речи детей 3-4 года"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Самойлова Вера Александровна

Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение русского народного фольклора на развитие речи детей 3-4 лет»

Речь - это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что речь является основным средством общения.

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка.

Главная задача взрослых в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки - все это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Колыбельные песни -успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Народные потешки -представляют собой прекрасный речевой материал. Ребенок, вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.

Прибаутки - это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Скороговорки - учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова.

Считалки - тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма. Загадки – полезное упражнение для ума.

Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира.

Русская народная сказка- раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее. Происходит использование одних и тех же средств поэтического языка - «дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.

Разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный.

Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте, читайте, играйте вместе с ребенком от души и для души


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение русского народного творчества в развитии речи детей (сказки)"

Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, действовать, думать.Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную правду жизни именн...

Консультация для родителей "Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста".

Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста  -  помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются...

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности ...

Консультация для родителей "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

quot;Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......