Консультация для педагогов "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Применение технологии ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Современный педагог для современного ребёнка»

Конспект «Составление детьми творческих рассказов

по сюжетной картине (технология ТРИЗ).

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх»

2 младшая группа

Воспитатель: Кузнецова Татьяна Александровна,

МАДОУ ЦРР – детский сад (ул. Нефтяников, 10)

Этап 1. Определение объектов на картине.

Цели:

-учить детей определять объекты, изображённые на картине, и схематизировать их;

-учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;

-активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины.

Алгоритм определения состава картины.

  1. Перечисли объекты, изображённые на картине.
  2. Схематически изобрази их на листе бумаги.
  3. Сгруппируй по какому-либо признаку.
  4. Озвучь правило: «Смотрю на картину и называю объекты», покажи его эмблему.

Пример.

К нам пришла в гости картина.

Посмотрите на неё. Давайте возьмём подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим.

Ответы детей: воспитательница, девочка, ещё девочка, коробка с игрушками, мальчик с яблоками, снежинка, рыбка, домик, конфета, гирлянда, зайчик, ананас у воспитательницы, две конфеты: на ёлке и в коробке, игрушка, гирлянда, яйцо, бусы.

Изобразили геометрическими фигурами основные объекты картины (рисует схему воспитатель).

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Цели:

-учить детей находить взаимосвязи объектов, изображённых на картине;

-учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;

-учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другими»;

-активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов).

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине.

  1. Выдели два объекта на картине.
  2. Объясни, почему они между собой связаны.
  3. Объедини названные объекты стрелками.
  4. Озвучь правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны», Один объект связан с другим, потому что…». Покажи эмблему второго этапа.

 «волшебники – ищу друзей»

Пример.

Дети отвечают на вопросы: Что делает воспитательница? Она наряжает ёлку. (воспитатель – ёлка)

Что делают дети? Одна девочка вешает звезду на ёлку. Вторая девочка тоже что-то вешает на ёлку, но мы не видим что это. Мальчик держит коробку с яблоками, чтобы украсить ими ёлку. (дети – ёлка)

Как связаны между собой ёлочные игрушки и ёлка? Некоторые игрушки висят на ёлке. Но есть ещё игрушки в коробке, их ещё не успели повесить на ёлку.

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.

Цели:

-учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;

-учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;

-активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Алгоритм составления сравнений.

  1. Выбери предмет, изображённый на картине.
  2. Что ты можешь сказать, например, о его форме?
  3. Какие ещё предметы такой же формы ты знаешь?
  4. Составь словосочетание «… похож по форме на …».
  5. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на предмет и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».
  6. Покажи эмблему третьего этапа.

Пример.

Давайте рассмотрим воспитательницу, что мы можем сказать о ней? Какого цвета у неё волосы? Какая причёска? Какая одежда у воспитательницы?

Волосы коричневые, собраны в хвостик, как у Вас. Такой же хвостик у Леры. Платье фиолетовое и красные туфли.

Давайте расскажем о детях, которые помогают воспитателю наряжать ёлку.

У девочки тоже коричневые волосы и красный бант, жёлтое платье. Туфли тоже жёлтые. Другая девочка в синем платье, голубые туфли, чёрные волосы. У мальчика зелёная рубаха и зелёные шорты, он держит коробку с яблоками, волосы оранжевые.

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Цели:

-учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

-учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь;

-активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Посмотри на картину: «войди в неё».
  2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине.
  3. Опиши свои ощущения.
  4. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь.
  5. Найди эмблемы этого этапа.

Назови предметы, которые могут издавать звук.

Я слышу, как …

Здесь пахнет …

Когда я трогаю руками, я чувствую …

Пример.

Давайте вместе подумаем, какие предметы, изображённые  на картине, мы можем потрогать? (ёлка) Что мы почувствуем? (дети младшего возраста затрудняются ответить на этот вопрос, поэтому мы переместились от картины к искусственной ёлке, чтобы почувствовать ощущения). Ребята, давайте потрогаем ёлку. Что вы чувствуете? Какая ёлка? А какие на ощупь шарики, другие игрушки?

Дети: ёлка колючая, шарики на ёлке твёрдые, холодные, гладкие, некоторые шершавые, самодельные игрушки из ткани тёплые, мягкие, некоторые игрушки мнутся

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Цели:

-учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;

-активизировать речь с помощью рифмующихся слов;

-учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Алгоритм составления рифмованных текстов.

  1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картинке. (девочки - припевочки, бантики - фантики
  2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.
  3. Составь стишок из четырёх строчек.
  4. Добавьте пятую строчку, можно без рифмы, по содержанию картины.
  5. Выразительно прочтите стишок.
  6. Произнесите правило этого этапа: «Я называю предмет и составляю про него рифмофку (стишок)» и найдите его эмблему.

Пример.

Чтение и обсуждение стихотворения:

«Ёлка»

И.Черницкая

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки -

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

Источник: https://materinstvo.ru/art/stihi-o-novogodney-elke Materinstvo.ru

Этап 6.  Определение местонахождения объекта на картине.

Цели:

-учить детей пространственной ориентировке на картине;

-активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия);

-учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
  2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:

А) как это видит тот, кто рассматривает картину;

Б) с позиции выбранного предмета.

  1. Произнеси правило этого этапа: «К каждого объекта есть своё место на картине.
  2. Найди эмблему этапа.

Пример.

Давайте посмотрим и расскажем, где находятся различные ёлочные игрушки. Выберите одну ёлочную игрушку и скажите, где она находится.

Домик висит на ёлке, яблоки лежат в коробке, рыбка на ёлке внизу, яйцо вверху на ёлке, флаги наверху, ещё флаги на ёлке, зайка сидит в коробке, другой зайка на ёлке, конфета наверху, ананас в руках у воспитательницы, у девочки звезда…

Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

Цели:

-упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять своё настроение во времени;

- учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;

-учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня … характер» (определение вставляется по смыслу);

-активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий:

  1. Выбери героя на картине.
  2. Определи его настроение или свойства характера.
  3. «Войди» в образ героя (представь себя им).
  4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
  5. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображённого на картине, и у меня … характер».
  6. Покажи эмблему этапа.

Пример.

Чтение стихотворения и представления ёлочки, как живого объекта.

«Ёлка»

М.Ивенсен

Были бы у елочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на елочке

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на елочке

Флаги

Из пунцовой и серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на елочке

Матрешки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что нынче ночью

У ворот

Постучался развеселый

Новый год!

Источник: https://materinstvo.ru/art/stihi-o-novogodney-elke Materinstvo.ru

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.

Цели:

-учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;

-учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»;

-активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – после, до того – после того…).

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
  2. Представь прошлое (будущее) объекта с учётом изменения его признаков, действий.
  3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
  4. Произнеси правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
  5. Найди эмблему этапа.

Пример.

Чтение стихотворения

«Ёлочка»

А.Твардовский

- Елочка, елка,

Колкая иголка

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису.

- Что в лесу?

- Морозы. Голые березы,

Волки да медведи

- Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

Источник: https://materinstvo.ru/art/stihi-o-novogodney-elke Materinstvo.ru

Обсуждение: Что было с ёлочкой до того, как она попала к ребятам в детский сад? Что будет после того, как ёлочку нарядят?

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.

Цели:

-учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;

-учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;

-активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;

-учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Возьми несколько лепестков «ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них (читает педагог).
  2. Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка.
  3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
  4. Произнеси правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
  5. Найди эмблему этапа.

Лепестки «ромашки мудрости».

Добро век не забудется.

Жизнь дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

Трудно найти, легко потерять.

Умел ошибаться, умей исправляться.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Слезами горю не поможешь.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Без беды друга не узнаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Мал золотник, да дорог.

Не копай другому яму, сам в неё свалишься.

Всякая вина виновата.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Охота пуще неволи.

Пример.

Детьми был задан вопрос: Что написано внизу картины?

Эта картина называется «Наряжаем ёлку». Как вы думаете, почему её так назвали?

Дети и воспитатель наряжают ёлку.

А как ещё можно назвать картину? Давайте вместе подумаем. К какому празднику готовятся дети? Новый год. Можно так назвать картину? Да.

Итоговое занятие. Составление детьми творческих рассказов по картине.

Цели:

-закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;

-мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по картине.

По времени рассказ не превышает 2-3 минуты. Картина гостит в группе 2 недели. Перед последним днём воспитатель сообщает, что завтра будут прощаться с картиной. На итоговое занятие приглашаются взрослые по количеству детей, они записывают детские рассказы. Затем воспитатель зачитывает выразительно свой рассказ.  «Я смотрю на картину и…  Я бы назвал эту картину так…»

5-6 картин в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ» (для педагогов ДОУ)...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Презентация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"

Програма нацелина на развитие в детях позновательного интереса, стремление к получению знаний к положительной мотивации в дальнейшем....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Консультация для родителей: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

                                          БеседаС родителями группы №9 на родительском с...