Развитие речи посредством развития мелкой моторики у детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Статья посвящена проблеме развития речи детей раннего возраста; приведено определение мелкой моторики, методы и приёмы, требования к проведению занятий. обоснована необходимость и значение развития мелкой моторики.

Ключевые слова: развитие речи, развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж ладошек, развивающие игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvom_razvitiya_melkoy_motoriki.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и новации в дошкольном образовании

УДК 37

Береснева Л.Г. воспитатель

БДОУ «Детский сад №114» г. Чебоксары

Email: beresneval1@rambler.ru

Развитие речи посредством развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития речи детей раннего возраста; приведено определение мелкой моторики, методы и приёмы, требования к проведению занятий. обоснована необходимость и значение развития мелкой моторики.

Ключевые слова: развитие речи, развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж ладошек, развивающие игрушки.

 Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Подвижная кисть помогает при рисовании, лепке, любой игровой и бытовой деятельности, тренирует руку перед письмом.

Развитие мелкой моторики у ребенка начинается в самом раннем возрасте, когда он трогает игрушки, ловит пальцы родительской ладони. Мелкая моторика — это умение выполнять чёткие движения кистью руки и пальцами, при которых приводятся в действие костная, мышечная и зрительная системы. Важно начинать это делать практически с рождения, давая ему совсем легкие упражнения и постепенного усложняя задания, делая их более разнообразными. Это одна из важных двигательных областей, при которой происходит развитие  у ребенка правильной речи.

Правильная речь — это один из главных навыков, необходимый человеку для нормальной жизнедеятельности в обществе. Вся наша жизнь основывается на общении людей друг с другом. С помощью речи мы принимаем и доставляем информацию, учимся, выражаем свои чувства и эмоции. При формировании речи необходимо, чтобы у ребенка были хорошо развиты память, логическое мышление, внимательность и терпение.

Развитию всех этих умений способствует такая двигательная активность, как мелкая моторика. Анатомически наш мозг устроен так, что центры, отвечающие за моторику и за речь, находятся рядом друг с другом. Стимулируя нервные каналы одного, мы по инерции заставляем работать мозговой центр, стоящий рядом с ним. Получается, что, развивая мелкую моторику рук мы активизируем отдел мозга, отвечающий за правильное построение слов.  Развитие моторики является показателем интеллектуальных способностей ребенка.

Рассмотрим наиболее эффективные игры и занятия, которые мы практикуем для занятий с детьми.

 Самым простым из них, но в то же время очень полезным является массаж ладошек с помощью шипованного резинового мяча или массажёра Су Джок. Катая его руками в разных направлениях, ребенок получает не только удовольствие, но и заставляет работать нервные окончания, находящиеся на ладонях.

Лепка из пластилина, глины, теста благотворно влияет на развитие мелкой моторики детей. Лучшим из этих материалов является соленое тесто, оно мягче, и поэтому ребенку с ним легче работать. Лепка позволяет придумать какие-либо сюжетные игры, например помочь маме раскатать тесто и вылепить печенье.

Также полезна работа с мелкими предметами, которая проводится только под наблюдением взрослых. Этими предметами могут являться различные бусины, крупы, камешки, пуговицы. Ребенку можно предложить отсортировать разные крупы, предварительно смешав их, или же найти макароны в мисочке с пшеном. Игру можно сделать более интересной, если в посуде с мелкими предметами спрятать небольшие игрушки. Перед тем как их спрятать дайте ребенку пощупать, изучить игрушку, после этого попросите его закрыть глаза и спрячьте предметы, например в коробку с каштанами. Ребенок должен будет на ощупь найти игрушку и сказать её название. Эта игра вызовет детское любопытство, и ребенок долго не заскучает. Вообще такие игры оказывают разностороннее развитие — они помогают развивать воображение, логику, координацию, заставляют ребенка мыслить.

Большое значение в развитии мелкой моторики имеют пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры. Они модернизируют навыки мелкой моторики и помогают развивать тактильные ощущения.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

Технология пальчиковой гимнастики удачно сочетается с народным фольклором.  С этой целью создан банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики.  

При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.

   Также на формирование мелкой моторики благоприятно влияет рисование.  Ребенок 2-3 лет может без затруднений пользоваться трафаретами или обводить контур предметов. Положительным опытом является раскрашивание фигур различных размеров и форм. Раскраски дают возможность ребенку проявить фантазию в выборе цветов. Также очень полезно будет научиться ребенку рисовать на вертикальных плоскостях: стенах, досках.

Для того чтобы занятия с ребенком проходили эффективно и вызывали у него интерес, нужно придерживаться определенных требований в работе:

1. Все задания должны носить игровую форму, так ребенка будет легче заинтересовать.  

2.  Длительность занятий должна быть разумной, соответствовать возрасту ребенка.

3.  Обязательно поощряйте, хвалите ребенка.

4. Нужно проводить занятия регулярно, желательно каждый день. С течением времени нужно увеличивать сложность заданий.

Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики являются разнообразные развивающие игрушки: пазлы, лего, конструкторы мозаика, разрезные картинки, вкладыши мисочки, шнуровки, молнии, бусы, лабиринты, волчки, развивающие коврики.

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики, принесут положительные результаты.

Список литературы:

  1. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006 – 224с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

В сборнике представлены дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей группы раннего возраста. Игры можно включать как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в...

Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают ко...

«Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»

План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год Работа с детьми Название мероприятияВремя проведения .Заучивание пальчиковой игры «Замок»..Пальчиковая игра «С...

Картотека дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста

Д/и «Спрячь мышат от кошки»»Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по форме и цвету, развивать наблюдательность. Материал: домики четырёх цветов (зелёный, красный, синий,...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью рисования пальчиками

Пальчиковое рисование является очень полезным для развития ребенка на ранних этапах жизни....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...