Развитие правильной речи ребёнка трех – четырех лет
материал по развитию речи (младшая группа)

Развитие правильной речи ребёнка трех – четырех лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие правильной речи ребёнка трех – четырех лет

 

Как развивать правильную речь ребёнка в три – четыре года?

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3 - 4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко и внятно.

Ребенок 3 - 4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Мы предлагаем вам серию логопедических игр для детей 3, 4 лет. Эти игры развивают правильную речь ребёнка.

 

Сказка про Язычок

Цель игры — познакомишь ребенка с органами речи: язычок, губы, нёбо, гортань.

Необходимый инвентарь: зеркало.

 Как играем: расскажите сказку про Язычок. Он жил во рту и был очень любопытным. Он любил высовываться изо рта и смотреть по сторонам (движения языка влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения и т. д.). Он любил играть в прятки: высовываться и прятаться за зубами, за верхними и нижними. А еще он любил дразниться — делался то широким, то узким.

 Покривляйтесь с ребенком перед зеркалом, постройте рожицы.

 Произносить согласные звуки Язычку помогают зубы, небо, гортань. Произнесите звуки в, д, п, к. Пропойте звуки м, н, с, з. Пусть малыш приставит руку к горлу во время произнесения этих согласных, он почувствует, что в горле что-то вибрирует — там рождаются звуки.

 Почаще играйте перед зеркалом. Пусть малыш выполняет такие, например, упражнения: положит широкий язык — «блин» — на нижнюю губу и скажет: «Пя-пя-пя». Улыбнется, прижав язычок к нёбу, и, не отпуская язычка, будет закрывать и открывать рот или поцокает, как лошадка.

 

Язычок балуется

Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки.

 Как играем: дети 3 - 4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе с ребенком, например:

Ба-ба-ба — загудела труба,

Бо-бо-бо — белка села в дупло,

Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу.

 Произносим их тихо - громко, быстро - медленно. Такие речевые упражнения желательно делать каждый день по 5-10 минут, используя любую свободную минутку, — по дороге в детский сад, в магазин.

 

Закончи слово

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно—образное мышление.

 Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло... (ко).

Са-са-са – длинная ко… (са).

 Поменяйтесь ролями. Ребенок говорит слог, а взрослый досказывает слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — выдосказываете: «-шадь».

Пузырики                                                                                                                   

Игра помогает развивать речевое дыхание

Необходимый инвентарь: вода, стакан, соломинки.

 Как играем: предложите ребенку посоревноваться — подуть в соломинку, опущенную в воду. У кого больше воздушных пузырей, тот и победил. А если соломинку опустить в сок, морс, много ли будет пузырей? Попробуйте взять длинную и короткую соломинки: повлияет ли это на результат?

 Закрепляем: теперь выигрывает тот, кто дольше сможет дуть в соломинку.

 На улице сдувайте с руки листочки, лепестки цветов.

Воздушные ватки

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: ватные шарики.

 Как играем: подуйте на ватные шарики, лежащие на столе. У кого шарик улетит дальше, тот и победил. А может, разделить стол ниточкой (шнурком) пополам и дуть на ватку так, чтобы не сдуть на другую половину. Кто перешел границу — тот проиграл.

 

Волшебная дудочка

Игра помогает развивать речевое дыхание, учит регулировать его силу.

Необходимый инвентарь: свистульки, дудочки, гармошка.

 Как играем: дайте ребенку трубочку, свистульку, губную гармошку, предложите ему устроить маленький концерт. Желательно, чтобы не просто получалась какая-нибудь мелодия, но соблюдался любой, пусть очень несложный ритм. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал воздух носом.

 Закрепляем: в магазине продаются трубочки, которые разворачиваются, если в них начинаешь дуть. Пусть ребенок дует на здоровье! А если он поможет вам надуть шары к празднику? Такое занятие развивает объем легких.

 

Оратор

Учимся произносить на выдохе как можно больше слов.

 Как играем: ребенок должен на одном выдохе сказать, как можно больше слов. А вы следите за его дыханием, — если он покраснел или задыхается, прекратите игру.

 Закрепляем: вы считаете до 10, ребенок должен продлить выдох до окончания счета.

 

Послушай звуки

Игра на развитие фонематического слуха.

Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т.д.).

 

Разные вопросы

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом: 
Где растут листья? (На ветке). 

Где растут ветки? (На дереве). 
Где растут деревья? (В лесу). 
Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу ногами. При этом

нельзя помогать себе руками.

Колючие слова

Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление.

 Как играем: прочитайте строки стихотворения:    

...Мне говорили как-то,

И вот забыл я все ж:

Какое слово кактус,

Какое слово еж?

Ах, да! Ну-ну! Конечно!

Колючие слова!

И гвоздь, пила, иголка —

Колючие слова!

 Спросите у ребенка, какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол...) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна...) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз...) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы), круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг), «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце), «ласковые» слова, «летние» и многие другие.

 Закрепляем: в магазине можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?...

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Для родителей, это происходит тогда, когда ребёнок произносит свои первые слова: мама, папа, дай, на. Но на самом деле этот процесс начинается гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в...

Развитие правильной речи ребенка трех. четырех лет

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...

Развитие правильной речи ребёнка в семье

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом....

Консультация для родителей " Развитие правильной речи ребёнка в семье"

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье....

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года? Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и ...