Викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему: "На каждую загадку есть своя отгадка"
план-конспект занятия по развитию речи

Викторина: "На каждую загадку есть своя отгадка" проводился в рамках проекта "Мудрость предков".  Направлен на закрепление представлений о загадке, как жанре устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для детей старшего дошкольного возраста:

«На каждую загадку есть своя отгадка!»

Задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию;
-формировать выразительность речи;
-развивать слуховое внимание и память; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию;

-продолжать учить детей разгадывать ребусы;
- воспитывать уважение к культурному наследию России (и Бурятии);
- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, таблички с названиями команд «Умники» и «Знайки», конверты с разрезными картинками(облако и русская печь), картинки для ребусов (бочка, гриб, слоги печатные НИК, БА), две шкатулки – в одной яйцо, а в другой- иголочка с ниточкой, призовые жетоны «Звёздочки» , медальки для всех участников , призы — сладости.

I. Организационный момент

Под музыку «Облака-белогривые лошадки» (муз.В.Шаинского,сл.С.Козлова) дети заходят в муз.зал. В руках у них-карточки с изображением флага России и флага Бурятии.

Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними! Поднимите, пожалуйста, карточки с изображением флага России. Я попрошу вас пройти за первый стол. Теперь поднимите флаг Бурятии. Вас я попрошу сесть за второй стол.

II. Основная часть

Л о г о п е д: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Отгадайте загадку.

Гуляю по свету, жду ответа.
Найдешь ответ — меня и нет!

Это — загадка. Сегодня в нашей группе проводится конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразительность, воображение, память.

Участвуют в конкурсе две команды: «Умники» и «Знайки».
Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри.

Логопед представляет членов жюри.

Всего в конкурсе 7 заданий. За каждый правильный ответ можно получить один или два призовых жетона —  (в зависимости от оценки жюри).

В конце конкурса мы посчитаем, сколько звёздочек заработала каждая из команд.


Задание 1: «Загадки-добавлялки»

На экране появляется надпись: «Загадки-добавлялки».

Л о г о п е д. Начнем наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой прозвучат загадки. Отгадки — это слова, подобранные в рифму. Если рифма будет подобрана правильно, на экране появится картинка-отгадка. Итак, начинаем. А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!

Загадки для команды «Умники»

Кто один имеет рог?
Отгадайте!..  
(Носорог.)
Верещунья, белобока,
А зовут ее … 
(сорока).
Разве можно было киске
Доверять стеречь … 
(сосиски).
Я ключом открыть не мог
На дверях большой … 
(замок).
Чтоб добыть себе медок,
Села пчелка на … 
(цветок).

Загадки для команды «Знайки»

Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет … 
(солнце).
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … 
(скворец).
Они висят не для красы —
Считают время нам … 
(часы).
Получилась чтоб прическа,
Честно трудится … 
(расческа).
Мы цветы поставим сразу
В эту голубую … 
(вазу).

Задание 2 «Нерифмовочки»

Л о г о п е д

Веселая компания, удвой свое внимание!!!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок, не торопись,
На крючок не попадись!

Давайте потренируемся и запомним, как нам не попасться на крючок рифмы в этих загадках. Внимание, команды будьте внимательны, первая загадка для всех:    По лужайке скачет прытко,

            От лисы бежит … (не улитка, а заяц).

Загадки для команды «Умники»

Днем деревни, города
Освещает нам ... 
(не звезда, а солнце).
Кто пасет коров, овец,
Ну, конечно, 
… (не продавец, а пастух).

Загадки для команды «Знайки»

Попросила мама Юлю
Ей чайку налить … 
(не в кастрюлю, а в чашку).
Мы — отличные художницы,
В краски мы макаем … 
(не ножницы, а кисточки).

Жюри  (или логопед)объявляет результаты задания

Задание 3 «Загадки в конверте»

На столах – конверты с разрезными картинками. В одном конверте – облако, а в другом- русская печь.

Жюри оценивает задание.


Задание 4 «Бабушкины загадки»

На экране появляется надпись: «Бабушкины загадки».

Л о г о п е д. Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки; отгадаете — на экране появятся картинки-отгадки.

Загадки для команды «Умники»

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар.)

Стоит копытце,
Полно водицы.
(Колодец.)

На сковородку — ручейком,
Со сковородки — солнышком.
(Блин.)

Маленько, кругленько,
А за хвост не поднять.
(Клубок.)

Загадки для команды «Знайки»

Стоит толстуха-деревянное брюхо,
Железный поясок.
(Бочка.)

На чужой спине едет,
А на своей груз везет
.
(Седло.)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик.)

В доску спрячется бедняжка —
Чуть видна его фуражка.
(Гвоздь.)

Жюри (или логопед) оценивает выполненное задание.


Задание 5 «Школьные загадки»

На экране появляется надпись: «Школьные загадки».

Л о г о п е д. Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать современные. Совсем скоро вы попрощаетесь с детским садом и станете учениками, первоклассниками. Я предлагаю вам попробовать отгадать школьные загадки. После отгадывания картинки-отгадки появятся на экране.

Загадки для команды «Умники»

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа.)

Если ему работу дашь —
Зря трудился карандаш.
(Ластик.)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю —
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
(Цветные карандаши.)

Загадки для команды «Знайки»

Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка.)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)

Жюри (или логопед) подводит итоги задания.


Задание 6 «Загадки-ребусы»

Ребус для команды «Умники»: БА+БОЧКА (бабочка)

Ребус для команды «Знайки»: ГРИБ+НИКИ (грибники)


Задание 7 «Загадки из шкатулки»

На экране появляется надпись: «Загадки из шкатулки».

Л о г о п е д. Следующее задание — необычное. Отгадки — в моей шкатулке. Чтобы отгадать, что в ней находится, задавайте вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». Вы можете спрашивать о форме, цвете, размере, назначении предмета. Сначала угадывает предмет одна команда, потом — другая. (В шкатулке — яйцо, затем иголочка с ниточкой)

Жюри оценивает задание.

III. Подведение итогов

На экране появляется надпись «Молодцы!»; музыкальное сопровождение — веселая мелодия.

Л о г о п е д. Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка» завершился. Я предоставляю слово жюри.

Подсчитывается количество призовых жетонов у обеих команд и объявляется команда-победительница.

А сейчас я хочу наградить команды «Умники» и «Знайки» сладкими призами.

Кто-бы не оказался победителем, все равно побеждает дружба и мы приглашаем команды на весёлый дружный танец «Барбарики»!!!

Список использованной и рекомендуемой литературы

Корж О.Н., Новикова Е.В. Использование загадок на занятиях в логопедической группе // Логопед. № 10. 2011.
Фрид М.Е. 1000 и одна загадка. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дорожные знать каждому положено!»

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дорожные знать каждому положено!» разработано с целью формирования у детей осознанного отношения к собл...

Конспект квест игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Загадки Ивана Купалы"

Конспект квест игры на тему "Загадки Ивана Купалы" разработан для детей старшего дошкольного возраста...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Стеклянная посуда» - «Почемучкины загадки»

Задачи: Образовательные:1. Формировать познавательные интересы и познавательные действия детей в различных видах деятельности с использованием ИКТ. 2. Систематизировать знания детей о свойствах стекля...

Викторинадля детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Шапокляк"

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели как отдельными элементами, так и в целом.Работа может быть использована  как для совместной деятельности с детьми, так и для самостоя...

Презентация к викторине для детей старшего дошкольного возраста на тему: "На каждую загадку есть своя отгадка"

Презентация содержит в себе слайды к викторине на тему: "На каждую загадку естьс своя отгадка"...