Конспект занятия по речевому развитию с использованием лэпбука в подготовительной к школе группе тема: «Моя Родина-Россия»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Валерьевна Елисеева

НОД "Моя Родина Россия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по речевому развитию

в подготовительной к школе группе

 тема: «Моя Родина-Россия»

                                                                                                                Подготовила воспитатель:

                                                                                                                     Елисеева Е. В.

Цель:  формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи

Образовательные:

 - Активизировать словарь, расширять представления детей о территории России, о символике государства, о народах её населяющих. 

-Закреплять название народных промыслов.

-Закреплять знания о диких животных, обитающих на территории России.

- Обогащать  словарь прилагательными .

-Активизировать словарь детей русскими пословицами.

Развивающие:

-Развивать  диалогическую речь; зрительное внимание, общеречевые навыки, координацию речи с движением.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к Родине .

      -Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку

Предварительная работа:

Беседы о российской символике.

Чтение стихотворений,  пословиц, поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций о Москве.

Рассматривание иллюстраций по мотивам  декоративно – прикладного искусства.

Материал: Лепбук «Россия- знаем, любим, гордимся», аудиозапись гимна России, картинки для игры «Расшифруй слово», карта России.

Ход:

 1. Организационный момент

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Вспомним правила красивой речи.

Пальчиковая гимнастика «Правила красивой речи»

Каждый день, всегда, везде  (дети сжимают пальцы в кулаки, а затем разжимают их )

На занятиях, в игре.  (пальцы левой руки соприкасаются с пальцами правой руки)

Ясно, четко говорю,  (дети сжимают пальцы в кулаки, а затем разжимают их )

Потому что не спешу  (пальцы левой руки соприкасаются с пальцами правой руки)

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила задание «Расшифруй слово» . Определите первые звуки в словах-картинках, «прочитайте» по первым звукам новое слово и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

(на доске выставляются картинки: рыба, ослик, дом, индюк, носорог, арбуз. Родина).

Правильно, это Родина.

Что такое Родина? Как вы понимаете это слово?

(дети отвечают)

Каждый по-своему понимает это слово, потому что Родина у каждого своя. Это и страна, в которой мы родились и живем, и дом, и улица, и близкие, и родные, и природа, которая нас окружает. В какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России

Воспитатель:

 - Ребята, Россия – это наша большая Родина. Сегодня мы поговорим и совершим путешествие по   нашей Родине . А  путеводителем у нас будет интерактивная папка – лепбук «Моя Родина-Россия». (рассматриваем лепбук)

Воспитатетль: -Ребята, а где мы можем увидеть нашу Родину целиком?

Дети:Мы можем увидеть Родину на карте.

Логопед: Давайте найдем Россию на карте (воспитатель открывает первую страницу лепбука, Карта России сложена в “гармошку”. Ребятам предлагается посмотреть на карту и увидеть, как велика и необъятна наша Родина)

 - Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту.  (Воспитатель, затем ребенок показывают границы России на карте.)

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

Воспитатель: Какая наша Россия?

Дети: Огромная, необъятная, большая, просторная, красивая.

Воспитатель: Посмотрите на карту, что обозначают голубые полоски и пятна?

Дети: Это реки и моря.

Воспитатель: Что обозначается зеленым цветом?

Дети: леса

Воспитатель: Какой еще цвет вы видите на карте?

Дети:  Коричневый-это горы.

Воспитатель: Посмотрим еще раз на карту и скажем, чего много в России?

Дети: В России много рек, в России много озер, морей, гор, лесов.

3.Работа с символикой страны

Воспитатель:- У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.

- Что это?

-Назовите их? Зачем они нам нужны?

-  Поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

- Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

- Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

- Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

(Звучит гимн России).

-Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

 

- Рассмотрите  герб нашей страны?

Воспитатель читает стихотворение о гербе:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад. На восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

 

- Рассмотрите  флаг нашей страны. У флага России какие цвета? (белый, синий, красный).

Что означает белый цвет?

Дети: чистоту мыслей, мир, правду.

Логопед: Что означает синий и красный цвет? (синий-цвет небе, он означает веру, верность;красный-сила, мужество, отвага, кровь, пролитая за Родину)

Логопед читает стихотворение о флаге:

Белый цвет – берёзка,

Синий -  неба цвет,

Красная полоска – Солнечный рассвет.

Игра «Собери флаг»

Воспитатель: сейчас откроем конверт в нашем лепбуке , достанем цветные полоски и соберем флаг России. (работа с раздаточным материалом, дети собирают флаг).

Воспитатель: Ребята, если вы правильно собрали флаг, тогда сможете на обратной стороне верхней полоски прочитать название городов России.

(Москва, Самара, Саратов, Волгоград, Новгород, Владимир).

Воспитатель: Как много в России разных городов. Назовите главный город, столицу России.

Дети:  Столица России-город Москва.

Воспитатель: Сейчас Юля прочтет нам стихотворение о Москве.

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве: в Москве огромное количество культурных объектов –  музеи, памятники, театры, концертные  залы. Самое   узнаваемое и посещаемое место в российской столице- Красные башни Кремля, увенчанные звездами ).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и полетать над нашей Родиной

4.Физминутка  «Моя Россия»

Поезжай за моря-океаны,

Дети «едут».

Надо всею Землей пролети:

Дети «летят».

Есть на свете различные страны,

Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти.

Отрицательно качают головой

Глубоки наши светлые воды,

Дети приседают.

Широка и привольна земля,

Дети встают. Руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы,

«Стучат» руками перед собой.

И шумят, расцветая поля…

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

5.Работа с кармашком «Животные России»

Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, много животных. Вспомним, какие животные встречаются в России. (из картинок, с изображением различных животных, дети отбирают картинки с животными России и выставляют на карту)

Дети: В России встречается лиса. В России встречается медведь (волк, олень, кабан и др.).В России можем увидеть…..

6. Работа с кармашком «Чья тень»

Воспиатель: Поиграем в игру «Чья тень». Животные потеряли свою тень, вам необходимо назвать чья тень  и поставить ее  на животное. (дети отвечают: у меня лисья тень, у меня волчья тень и т.д)

       7..Работа с кармашком «Народы России»

  Воспитатель: читает стихотворение

«Народы  России».

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

- Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (дети отвечают)

Россия- большая страна. Всего на территории России проживает более 190 народов.. Рассмотрим картинки на которых изображены народы России. (дети рассматривают  картинки-народы России: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.). 

А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Россия какая страна? Многонациональная. И все народы живут в мире и согласии.

        8. Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные Энергично сжимать и разжимать кулачки

Народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву, соединить большой и указательный пальцы правой руки

Другим – родной простор. соединить большой и средний

У каждого народа соединить большой и безымянный

язык свой и наряд соединить большой и мизинец

Один черкеску носит, соединить большой и указательный пальцы левой руки

Другой надел халат. соединить большой и средний

Одни – рыбак с рожденья, соединить большой и безымянный

Другой – оленевод соединить большой и мизинец

Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна, Приседают, поглаживают «траву».

А Родина – Россия «Домик».

У нас у всех одна. Берутся за руки.

9.Воспитатель:

 Наша Россия славится ещё и мастерами декоративно – прикладного искусства.

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

- Я предлагаю вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это?  (  Матрёшки)

 

Это роспись просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком… (Гжель)

 

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился  красный цветок на плошке… (Хохлома)

 

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски… (Дымковская игрушка)

10.Воспитатель: - Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну.  Кто знает…(дети рассказывают пословицы)

 Жить – Родине служить.

Родина поучает – Родина выручает.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

- все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов.

11. Воспитатель: - Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. (воспитатель открывает кармашек лепбука и читает стихотворение)

12.

Воспитатель: 

- Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

- А какое дерево славит Россию своей царственной красотой? (Береза)

 Устанавливается макет березы.

- Верно. Как вы думаете, за что русские люди любят березу? (За красоту, за доброту, за березовый сок, за веники, которые делали из нее).

- Да, действительно вы все верно перечислили. Русская красавица береза - это краса и гордость России.

На Руси говорили, если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву,то желание сбудится. Я раздам вам ленточки, а вы скажите что сегодня узнали  и что хотите пожелать нашей Родине

 ( Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.)

13. Итог занятия

Воспитатель:

-Вот и подошло к концу наше путешествие . Все были молодцы.

Мы с вами еще ни один раз вернемся к лепбуку «Моя-Родина Россия»,

рассмотрим его и поиграем в игры.

Воспитатель открывает кармашек раскраски и раздает детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Наша Родина – Россия»

Конспект интегрированного занятия  в подготовительной к школе группе   «Наша Родина – Россия»...

Конспект НОД по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: «Моя Родина - Россия»

Конспект НОД по развитию связной речи детей с ОНР подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия (составлениеи рассказа о России с использованием картинно-графического плана)...

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМИ МИРОМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "МОЯ РОДИНА РОССИЯ"

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое прошлое своего народа.  Воспитание патриотизма в современном мире требует особ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы «Наша Родина-Россия».

Цель: формирование у детей патриотических чувств к своей родной стране....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Моя Родина – Россия».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Моя Родина – Россия»....

Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Наша Родина – Россия».

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей  о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага)....