Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказочными тропами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Запольская Альбина Викторовна
Конспект
занятия по развитию речи
в старшей группе
на тему «Сказочными тропами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx187.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка»

Конспект

Занятия по развитию речи

в старшей группе

на тему «Сказочными тропами»

                                     Запольская А. В.,

                                                                  Учитель – логопед старшей группы
                                                               компенсирующей направленности
                                   для детей с ОНР

г. Удомля 2023 г


Программные задачи: Развивать интерес к русским народным сказкам и словотворчеству, коммуникативные качества, активность и инициативность в словотворчестве через парную педагогику и технологию работы в мини-группах. Формировать начальное представление о работе в парах и мини группах, упражнять в умении делать выбор, в рамках   своего амплуа выполнять общиезадачи группы, поддерживать умение находить общие решения, слушать и слышать друг друга, работать по правилам, договариваться, обосновывать ответ. Создать условия для перехода от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического обозначения действия   и использованию схемы для выполнения игрового задания по правилам. Закрепить представление о структурных частях сказки. Воспитывать патриотические чувства, дружелюбие.

Материал к занятию: видеообращение, фломастеры, материал для совместного условно-символического обозначения правил работы в парах, схема работы в группе, жетоны и карточки с изображением сказочных героев, подносы, ватман, фломастеры, интерактивная доска.

1этап – организационно-мотивационный.

Педагогическая цель: Мотивировать детей на деятельность, помочь детям сформулировать учебную цель, как последующие действия, направленные на решение проблемной задачи.

Цель для детей: Включиться в активное выполнение игровых заданий.

Методы и приёмы: Эмоциональная настройка, видеообращение, схема правил для работы в группах, похвала, стимулирование.

Обращение воспитателя к детям: Ребята, я думаю, Вы согласитесь со мною, что любой дошкольник России должен знать хорошо русские народные сказки, потому, что они учат нас быть добрыми, справедливыми, великодушными. В сказках заключена народная мудрость. Со мной согласны многие дети.

Видеообращение детей: «Всем, привет! Ребята, мы воспитанники детского сада из города Удомля. Вы, наверное, как и мы, тоже знаете и любите русские народные сказки. Предлагаем вам показать свои знания, выполнить необычные задания по сказкам. За каждое выполненное правильно задание вы будете получать кусочек пазла. Когда вы соберете все части, вы узнаете, какой сюрприз мы вам приготовили»

Воспитатель: Ребята, вы согласны выполнить все задания, чтобы разгадать сюрприз?  (получает согласие детей) Так что вы должны сделать, чтобы сюрприз получился?  (Выслушивает ответы) Правильно, вы должны выполнить игровые задания по русским народным сказкам. Смотрите, тут лежит конверт, давайте посмотрим, что в нем. Там первое задание, которое мы будем выполнять в парах. Один будет выполнять задание, а другой проверять, исправлять ошибки и представлять выполненное задание для всех. Но есть одно правило - прежде чем исправить ошибку, нужно поговорить со своим напарником и помочь ему увидеть эту ошибку. Потом вы поменяетесь и тот, кто проверял, будет действовать, а кто действовал – проверять и представлять опыт работы. Чтобы вы запомнили, как нужно работать в парах, предлагаю вам правила работы в парах отразить на бумаге с помощью символов. Давайте с вами придумаем, как мы можем зарисовать порядок работы в парах (условно-символическое изображение порядка работы в парах по предложениям детей). Каким символом мы можем обозначить того, кто выполняет задание? А как обозначим того, кто проверяет и представляет ответ? Как обозначим их сотрудничество?

     Правила, мы с вами составили, осталось выбрать себе пару. Выбрали? Хорошо.

И так первое задание: игра «Путаница»

Вам нужно рассмотреть картинку с изображением эпизода из сказки и определить, что в ней не так. Ошибку, обводим красным цветом, при ответе обязательно аргументируем свой выбор, т.е объясняем, почему вы так думаете. После того как один из вас выполнил задание, не забудьте проверить, и если вы увидели ошибку, то нужно помочь своему компаньону в её устранении.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-141393-1444109250.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-141393-1444109285.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-141393-1444109344.jpg

Молодцы, вот вы и научились работать в парах, а теперь мы объединимся в группы.

Для этого нужно подойти и взять жетон с изображением сказочного героя, и сесть за стол с его обозначением.

Ребята, работать в группах непросто. Для этого надо проявить качества лучших героев сказок: уметь слушать и слышать друг друга, быть внимательными, добрыми, уметь договариваться, уступать, помогать и подсказывать друг другу. Самая трудная работа - выбор капитана. Не забывайте, что быть капитаном, это очень ответственное дело! Капитан привлекает всех детей к работе, не принимает решения самостоятельно. Отвечает за порядок в своей группе. В случае возникновения спора можно решить конфликт с помощью считалочки. Отвечать на вопрос может как капитан, так и его помощники.

Напомню правила для группы (предлагается схема правил):

-группа выбирает капитана

-в группе дети работают сообща;

-выслушивают и не перебивают говорящего;

-привлекают друг друга к работе;

-если возникает спор или конфликт, стараются уладить самостоятельно или с помощью считалочки.

-выступать может вся группа или предоставить право выбора капитану.

Педагог: Слушайте внимательно!

(работа в группах) Каждая группа выбирает себе капитана (обсуждение)

2 этап с опорой на личный опыт детей

Педагогическая цель: Активизировать личный опыт детей, их знания о русских народных сказках.

Цель для детей: Выполнять правильно задания , действуя в группе по правилам.

Методы и приемы поддержки успешности и активности: Подбадривание, косвенная подсказка, наводящие вопросы, работа в мини-группах.

Игра «Четвертый лишний». (За столами.)

- Внимательно посмотрите, подумайте и скажите, какая картинка лишняя и почему вы так думаете?

kukukf - Сказки Пушкина - Иллюстрации - Сказки со всего мира, рассказы, повести для детей

баба-яга-1.jpg

film_2524_01.jpg

000009b.jpg

БАБА ЯГА, Емеля, КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Лишний Емеля, потому что он добрый, а Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч - злые.

Иллюстрации к сказкам - Компьютерная ГРАФИКА - Портфолио - Web-галерея Любови Ждановой

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=cd668814293addea49442a4ff6b5fbf5-105-144&n=21

Белоснежка и семь гномов " Территория дизайнера и веб-мастера - Клипарты, Шаблоны, Иконки, Кисти, Обои, Шрифты, Скрипты

Афиша ТЮЗ "Время тайн" - Форум города Новокуйбышевск

 Герои сказки «Гуси-лебеди», сказка «Белоснежка»

- Лишняя «Белоснежка», потому что она не из сказки «Гуси лебеди».

Для самопроверки использование ИКТ технологии - игра «Четвертый лишний .

Педагог: Молодцы, умницы! (получают свой первый кусочек «пазла»)

Предлагаю, вам, отдохнуть:

Динамическая пауза. "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")

Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)

3 этап – основной.

Педагогическая цель: Создать условия для словотворчества и экспериментирования с героями сказок. Закрепить представление об алгоритме создания сказки, её частях, развивать фантазию, поддерживать интересные творческие находки.

Цель для детей: Составить вместе сказку.

Методы и приёмы: игра, эксперимент.

«Узнай, героя сказки и придумай сказку»

- Назовите, из какой сказки герои.

http://deti-online.com/usr/templates/images/snegurochka.jpg

Иван-царевич

http://deti-online.com/usr/templates/images/baba-jaga.jpg

(получают, пазл)

Сейчас нужно придумать сказку с героями, изображение которых вы видите на картинках.  Первая группа будет экспериментировать - наделять героев противоположными качествами, и получится сказка на новый лад. А у второй группы будет другой эксперимент: я предлагаю сочинить сказку, используя героев из разных сказок. Что получится в результате экспериментов, мы посмотрим позже.

 Напоминающие вопросы:

- О ком будет ваша сказка?

- Какой будет у нее зачин?

- Что произойдет с героями сказки?

-Чем сказка закончится, придумать концовку.

(Дети работают в подгруппах и представляют продукты экспериментирования и словотворчества).

Педагог: За ваши старания, получаете последний кусочек пазла.

4 этап - заключительный.

Педагогическая цель: Нацелить на дальнейшее познание, вывести на самоанализ.

Детская цель: Оценить свои знания и умение работать в группе, назвать качества, которые приобрели, выполняя задания по сказкам.

Методы и приёмы: Вопросы:

Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Со всеми заданиями мы справились? Поднимите руку, кому было легко их выполнять? А кому было трудно? Что нам нужно сделать, чтобы у нас все получилось? Правильно, работать дружно, вместе, помогать друг другу. Понравилось вам работать в парах, что для вас было сложным? Смогли ли вы при этом договориться и вместе все исправить? Какие правила работы в группах, вы запомнили? Какие качества лучших героев сказок вы приобрели, когда работали рядом, вместе?

Вы все молодцы, дружно выполняли задания, научились работать в парах и группах, придумали очень интересные сказки, а сейчас, я предлагаю вам посмотреть, что за «сюрприз» приготовили для вас другие дети.

(сюрприз-книга русские народные сказки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе на тему: " Сказочный лес"

Путешествие по сказкам,проговаривание скороговорок, создание модели сказки " Колобок"...