Статья для родителей на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
статья по развитию речи

Садыкова Резиля Решитовна

Статья для родителей на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sadykova_r.r.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В настоящее время дошкольники с нарушениями речевой функции составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогические аспекты изучения данной категории детей с нарушениями речи отражены в работах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Б. М. Гриншпуна, Г. В. Чиркиной, Е. В. Лавровой, В. И. Селиверстова,  С. Н. Шаховской, М. К. Бурлаковой, Л. Г. Парамоновой, Т. Б. Филичевой, Л. И. Беляковой и др.

В ряде публикаций имеются единичные исследования отдельных сторон коммуникативной деятельности детей с речевыми нарушениями. Так, в работах Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Л. Б. Халиловой, С. Н. Шаховской и др. говорится о трудностях формирования коммуникативных навыков. С. А. Миронова отмечает, что у таких детей крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. О. Е. Грибова говорит о наличии серьезных трудностей в организации речевого общения младших школьников с тяжелой речевой патологией. Л. Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Исследование, проведенное О. А. Слинько, показало, что на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта.

Актуальность работы заключается в значительных возможностях формирования коммуникативной деятельности и навыков социального взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, достаточной теоретической разработанностью проблемы и не достаточным использованием на практике рекомендаций по формированию общения детей с нарушениями речи.

Цель работы: определить особенности формирования коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Организация исследования: МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары Чувашской Республики. В исследовании принимали участие 2 группы детей с нарушениями речи (всего 20 человек).

Для реализации цели и решения поставленных задач на констатирующем этапе была использована методика «Рукавички», предложенная Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, предназначена для изучения сформированности коммуникативных умений детей. Цель методики: изучение коммуникативных умений ребенка, выявление умения детей приходить к общему решению для достижения результата деятельности. Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что нужно сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. Затем детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Критерии оценки: дети умеют договариваться, осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, положительно относятся к результату деятельности, своему и партнера, осуществляют взаимопомощь по ходу рисования, умеют рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).

Фиксировалось отношение к результату деятельности, своему и партнеру. Помогали ли дети друг другу по ходу рисования или нет? Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи.

Результаты позволили сделать следующие выводы: дети не умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности (80%); не замечают друг друга; не осуществляют взаимопомощь по ходу рисования, радуются на неудачи других детей, укоряют и жалуются воспитателю, не умеют рационально использовать средства деятельности делиться карандашами, идеями, стараются срисовать, отнять у других детей. В группе выявлено эмоционально прореагировавших 40 % испытуемых, одобрительно – 40 %, агрессивно – 20 % испытуемых. Прореагировавших на сверстников беспокойно не выявлено. Отметим, что у детей в общении с детьми преобладают эмоциональные способы воздействия: использование активных действий, сильных звуков, движений.

Таким образом, полученные результаты о каждом ребенке не говорят еще нам о сформированности коммуникативных умений, поэтому мы решили использовать следующую, третью методику для выявления особенностей тематики и содержания социального взаимодействия в игровых объединениях, мотив игрового социального взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола. Изучение свободного социального взаимодействия детей по методике одномоментных срезов структуры групп детского сада, разработанной группой авторов: Т.А. Репиной, Т.В. Антоновой, А.А. Рояк и др. проводилось на протяжении 3 дней, через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях в определенный отрезок времени.

С помощью методики одномоментных срезов, а также многократных наблюдений, были получены данные, характеризующие структуру изучаемых групп и особенности игровых микрообъединений в свободном игровом общении, не регламентированном воспитателем.

Анализ этого материала показал, что в экспериментальной группе большинство детей малообщительны и не легко вступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группках с детьми по 2 человека. В этой группе преобладают дети с плохо сформированными коммуникативными умениями: дети, не умеющие договариваться друг с другом, агрессивно и беспокойно реагирующие на сверстников. Значительное большинство представляют дети, которые либо испытывают затруднения в установлении контактов и поэтому часто играют одни, либо по разным причинам предпочитают индивидуальные игры. Таким образом, в целом по экспериментальной группе срезовые замеры дали возможность выявить в свободном игровом общении следующую структуру: одиночные игры и действия детей составили 60% от всего времени наблюдений, остальное время, т.е. 40 %, дети общались и играли в объединениях.

Как показывают результаты эксперимента, детям старшего дошкольного возраста с нарушениями речи наиболее свойственно игровое социальное взаимодействие в малых объединениях. Это можно объяснить тем, что игра, объединяющая большое количество сверстников, предполагает наличие более высокого уровня социального развития, умения считаться с особенностями и интересами партнеров по игре, требует сложной координации действий всех участников игры. Игровое социальное взаимодействие в небольшом объединении, чаще всего с одним или двумя особо симпатичными ребенку детьми, является глубоким, содержательным и значимым для него.

Методика одномоментных срезов дала возможность установить, как часто каждый ребенок группы играет один, и дать характеристику численного состава и других особенностей тех объединений, в которых он пребывал наиболее часто.

Таким образом, изучая свободное социальное взаимодействие детей в игровой деятельности, мы можем сказать, что в обеих группах дети мало общаются друг с другом, испытывают затруднения в установлении контактов. Поэтому они часто играют одни. Выявление уровня развития социального взаимодействия и особенностей межличностных отношений в группе детского сада у детей старшего дошкольного возраста показало, что в обеих исследуемых группах низкий уровень навыков социального взаимодействия. Результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы коррекционно-педагогических мероприятий по формированию коммуникативной деятельности и развитию навыков социального взаимодействия у детей с нарушениями речи со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Презентация на тему: Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Статья "Схема-напоминалочка в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоени...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»...

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»...