Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кочнова Татьяна Александровна

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Чехов

Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Столбовская средняя общеобразовательная школа

🖂142350, г.о. Чехов, р.п. Столбовая, ул. Школьная, д.1

E-mail stolbovaya@uo-chehov.ru 🕿 (8496)726 – 94 - 90, (8496)726 - 94 - 94

                              Конспект НОД «До свиданья, Зима!»

в старшей группе

образовательная область «Речевое развитие»

                                              Конспект разработала

                                                      Воспитатель Кочнова Т.А.

                                    Дата: 28.02.2023 г

                                           Столбовая, 2023


Цель: систематизировать и закрепить знания о природе зимой.

Задачи: - познакомить с новым стихотворением, учить понимать его настроение;

- закреплять умение подбирать описательные прилагательные к существительным;

- развивать слуховое внимание, фонематический слух: умение слышать рифму к слову, выделять в слове звук;

- продолжать учить ребят работать с мнемотаблицами, развивать память при заучивании стихотворения;

- активизация и пополнение словаря;

- развивать правильное речевое дыхание, умение управлять силой голоса;

- воспитывать интерес к окружающему миру, зимнему времени года

Приоритетная образовательная деятельность: речевое развитие (развитие речи)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, двигательная,  игровая, восприятие худож.литературы и фольклора

Форма организации НОД: коллективная (совместно с педагогом).

Материалы и оборудование: репродукция картины  И.Шишкина «Зима», мнемотаблица, изображение снегиря, «снежок», колонка для воспроизведения музыки.

Словарная работа: чародейка, бахрома, мещет, затрепещет.

Планируемые результаты: будут проявлять больший интерес к окружающему миру; пополнят свой словарный запас.

Ход НОД:

Вводная часть.

- Давайте ещё раз с вами пожелаем друг другу доброго утра и хорошего дня, и начнём наше занятие. А начнём мы его с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

- Мы с вами говорили с утра, что сегодня не совсем обычный день. Какой? (последний день зимы). Поэтому сегодня мы будем прощаться с зимой и напоследок ещё раз поговорим о ней.

Основная часть.

Воспитатель обращает внимание на картину «Зима».

- Что изображено на картине?

- Как вы узнали?

- Давайте вспомним признаки зимы.

- Я вам хочу прочитать стихотворение известного поэта Ф.И.Тютчева, послушайте (читаю стихотворение под музыку Антонио Вивальди «Зима»)

Ф.Тютчев :

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Обсуждение стихотворения, настроения музыки)

- Объясните пословицу: февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет

- Какие изменения, говорящие о весне, мы видим уже сейчас?

  1. Игра с мячом «Подбери словечко»

Зима- …………

           Снеговик- ………..

           Санки- …….

-  Скажите мне, что такое рифма? Зачем она нужна?

    2.  Дидактическая игра «Доскажите словечко».

 На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

 Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

 Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

 Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

 На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

 Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Физминутка- игра «Ледяной снежок»

- Ребята, скажите, а трудно ли вы учите стихотворения? Как вы их заучиваете?

 Сегодня мы с вами попробуем выучить маленькое стихотворение «Снегири» при помощи «Мнемотаблицы».

  1. Заучивание стихотворения

Вот на ветках,

Посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.          (Наталья Нищева)

  1. Работа со словом СНЕГИРЬ.

- О какой птице шла речь в стихотворении?

- Сколько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Назовите первый звук в этом слове

- Придумайте ещё слова с этим звуком.

-  А я хочу вернуть вас снова к картине.

- Какая погода изображена здесь? Спокойный ли лес? Мы говорили, что февраль-  месяц непредсказуемый, суровый. Давайте представим, что в нашем лесу началась вьюга….

  1. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Старая седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой

Вьюга воет: «3- з- з- з- з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М -м -м -м» (тихим высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М -м -м -м» (Громко низким голосом)

Стонут берёзы: «У -у -у -у» (Тихо высоким голосом)

Шумят ели: «Ш -ш- ш- ш»

Но вьюга стихает: «С -с -с -с» (С понижением голоса) 

И лес вновь затих....

-  Красиво зимой! Ничего что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку - снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый теплый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

Заключение

-Ну вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, за что вы любите зиму?

- Будете по ней скучать?

- Что мы скажем Зиме? (До новых встреч!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе: «Зимушка-зима»

·        Обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию  в старшей группе «Зимушка-зима»...

Занятие по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "До свидания, зима! Здравствуй, весна!"

Цель: Закрепление и обобщение представлений о признаках ранней весны, на основе систематизации сформированных представлений. Образовательные:1. Формировать представления о признаках ранней весны....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе " Зимушка-зима!"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: «Зимушка-Зима»Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи:Обучающие:Учить подбирать прилагательные к сущес...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект организованной образовательной деятельности «В мире посуды» по формированию речевых развитий в старшей группе (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Самоанализ открытой образовательной деятельности «В мире посуды».Образовательная деятельность разработано для детей старшей группы в соответствии с перспективным комплексно - тематическим ...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима».

Цель:   Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей....