Конспект занятия по развитию речи "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Комсолева Валерия Дмитриевна

Вид образовательной деятельности: коммуникативная.

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет

Тема образовательной деятельности: «Семья».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».

Задачи образовательной деятельности:   

  1. Образовательные: активизировать и расширять предметный, глагольный словарь по теме занятия; совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме; учить детей образовывать существительные в родительном падеже. Продолжать учить детей составлять простые предложения.
  2. Развивающие: развивать речевое, зрительное, слуховое и целостное восприятие, внимание, память и мышление. Развитие общей и мелкой моторики. Продолжать учить детей согласовывать движение со словом, чувство ритма и умение ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь, заботу, доброжелательное отношение к членам семьи. Формировать представление о родственных связях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_semya_1.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(нарушение интеллекта) № 119 г. Челябинска»

(дошкольное отделение)

 

 «Семья»

    Старшая группа

                                                           Комсолева Валерия Дмитриевна,

                                          учитель-логопед

г. Челябинск 2023 г.

Вид образовательной деятельности: коммуникативная.

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет

Тема образовательной деятельности: «Семья».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».

Задачи образовательной деятельности:    

  1. Образовательные: активизировать и расширять предметный, глагольный словарь по теме занятия; совершенствовать грамматический строй речи, формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме; учить детей образовывать существительные в родительном падеже. Продолжать учить детей составлять простые предложения.
  2. Развивающие: развивать речевое, зрительное, слуховое и целостное восприятие, внимание, память и мышление. Развитие общей и мелкой моторики. Продолжать учить детей согласовывать движение со словом, чувство ритма и умение ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь, заботу, доброжелательное отношение к членам семьи. Формировать представление о родственных связях.

Словарная работа:

- активизация словаря: дом, семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, сестра, брат, семейное древо.

Оборудование:

- технические средства обучения: музыкальный центр;

- демонстрационный материал: панно, материал для панно - мама, папа, баба, дед, сестра, брат старший, брат младший, собака, окна, дверь, корни, дерево, листья.

- раздаточный материал: разрезные картинки, картинка для рисования.

Предварительная работа:

- беседы о семье;

- рассматривание семейных альбомов;

- просмотр мультипликационных фильмов о семье;

- творческая деятельность «Портрет мамы», «Моя семья», «День отца»

- чтение художественной литературы по теме.

Ход образовательной деятельности:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Задачи  

I Вводная (вступительная часть)

Приветствие.

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

 

 

- Здравствуете, ребята!

- Подходите ближе.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Зазвенел сейчас звоночек, встанем дружно мы в кружочек?

- Я, Валерия Дмитриевна.

-Я здесь.  

(передаю ребенку).

- Миша здесь?

- Катя здесь? И т.д.  

-Позвоню сейчас сама, заниматься нам пора.

- Здравствуйте!

(дети подходят к педагогу)

Дети здороваются.

Я здесь!

 Я здесь!

( дети по кругу передают колокольчик)

Продолжать учить детей составлять простые предложения.

 

II Основная часть

Проблематизация содержания через игру «На что похоже»

Речевая игра «Назови членов семьи».

Дидактическое пособие «Древо семьи»

Пальчиковая игра

«Дружная семья»

 

Речевая игра «Назови ласково членов семьи»

Речевая игра «Кого не стало».

Логоритмическое упражнение «Семья»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

(подходим к мольберту)

- Ребята посмотрите на мольберт.

-На что это похоже?

 (предлагаю свой вариант, если у детей возникают затруднения)

-Катя, а ты как думаешь (обращаюсь к детям)

-Здорово, у вас очень богатая фантазия.

(выкладываю на панно окна и двери)

- А теперь на что похоже?

- Конечно, это дом!

-Давайте узнаем кто живет в нем.

(переворачиваю панно)

- На стульчиках лежат конверты, развернитесь, возьмите конверт, и выложите на панно.

- Посмотрите, как мы можем назвать этих людей одним словом?

- Все верно, это семья!

-  Давайте, правильно назовем всех членов семьи.

-Напоминаю, отвечаем полным ответом.

-Кто это?  

-А кто мальчик для мамы?

- А вы знаете кто мальчик для бабушки?

-Для бабушки- он является внуком.

-А вы знаете кто для дедушки- девочка?

- Для дедушки –она внучка.

-А кто мальчик для девочки в семье?

-А кто девочка для мальчика в семье?

- Ребята, а как собака относиться к семье?

-Это домашний питомец, они живут во многих семьях, и в нашей семье живет собака.

 (переходим на другую сторону мольберта, на панно древо)

- Посмотрите, это – древо семьи. Корни этого дерева – это наши бабушки и дедушки. Ствол – это мама и папа. А ветки и листочки – это дети (дочки и сыночки).

-Это дерево называется семейное древо.

-Повторите вместе со мной

(семейное древо)

-Миша как называется данное дерево?

-  Присаживайтесь на стульчики.

- Про семью я знаю замечательную игру с пальчиками поиграем все вместе? (провожу 2 раза)

- Ребята, смотрите на меня, делайте как я!

Знаю я, что у меня

Очень дружная семья.

Это- мама- это я,

Это бабушка моя,

Это папа, это – дед

И у нас разлада нет

-Молодцы у нас здорово получилось.

(придвигаю мольберт к детям)

- Ребята, посмотрите на панно, давайте назовем всех членов семьи ласково

-Пробуем

Пример: мама-мамочка.

Мама, папа, баба, дед, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка.

- Молодцы.

- Посмотрите, внимательно на панно.

- Я буду убирать одного члена семьи, а вы должны будете сказать кого не стало.

- Закрываем глаза, не подглядываем.

- Кого не стало?

(не стало мамы)

- Ребята, а как вы думаете куда могла пойти мама?

(принимаю вариант магазина)

-Ребята мама пошла в магазин, для того чтобы купить продукты и приготовить ужин для всех членов семьи.

- Отлично вы очень внимательные!

-Играем дальше, закрываем глаза.

- Кого не стало?

(не стало папы)

-А как вы думаете где папа?

(принимаю вариант работа)

-Ребята папа пошел на работу, он глава семьи и зарабатывает деньги, для того чтобы семья не испытывала трудности.

-Закрываем глаза, играем дальше.

-Кого не стало?

(не стало дочки)

-Как вы думаете, где дочь?

(принимаю вариант школа)

-Дочь пошла в школу, так как дети, когда им исполняется 8 лет начинают ходить в школу. Когда вырастите Вы, тоже пойдете в школу.

-Молодцы. Вы были все очень внимательные!

- Не пора ли нам встать ручки, ножки размять

(совместно с детьми под музыку выполняем логоритмические упражнения)

- Хорошо. Давайте все вместе пройдем к столу.

-Присаживайтесь.

 – На столе лежат конверты открывайте, перед вами разрезные картинки, которые необходимо собрать, кто соберет разрезную картинку, поднимает руку.

(в соответствии с сюжетом, задается ребенку вопрос)

- Что делает папа?

-Что делает мама?

-Что делает девочка?

- Что делает мальчик?

-Что делает дедушка?

-Что делает бабушка?

-Вот какие интересные дела выполняют члены семьи.

Дети подходят к мольберту.

Высказывание собственных мыслей.

Высказывание собственных мыслей.

 

Дети открывают конверты и выкладывают на панно.

Высказывание собственных мыслей.

 

 

Ответы детей.

 

 Высказывание собственных мыслей.

Высказывание собственных мыслей.

Хоровое совместное проговаривание.

Индивидуальное проговаривание.

Сжимают и разжимают палицы рук в кулаках.

Соединяют поочередно пальцы на руках.

Сжимают ладони в замок.

Высказывание собственных мыслей.

Дети отвечают полным ответом.

Высказывание собственных мыслей.

Дети отвечают полным ответом.

Высказывание собственных мыслей.

Дети отвечают полным ответом.

Высказывание собственных мыслей.

Дети выполняют движения по образцу.

Дети собирают разрезные картинки, отвечают на вопросы по картинке.

 

Развивать речевое, зрительное, слуховое и целостное восприятие, внимание, память и мышление.

Совершенствовать грамматический строй речи. Активизировать и расширять предметный словарь.

Формировать представление о родственных связях.

Воспитывать любовь, заботу, доброжелательное отношение к членам семьи. Расширять предметный словарь

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Учить образовывать существительные в родительном падеже.

Продолжать учить составлять простые предложения.

 

Продолжать учить согласовывать движение со словом, чувство ритма и умение ориентироваться в пространстве. Развивать общую моторику.

Развивать целостное восприятие. Продолжать учить составлять простые предложения.

III Заключительная часть (рефлексия)

(подходим к семейному древу)

- Ребята много интересного о семье мы сегодня с вами узнали и вспомнили.

-Скажите, что это за дерево?

- Не забывайте свои корни- берегите, любите бабушек и дедушек. Будьте ласковы со своими родителями. Ведь семья -это самое главное, что у нас есть, у каждого из нас она своя. Мы должны уважать, ценить и помогать семье.

 (про каждого ребенка проговариваю о его активности на занятии)

- Придя в группу, вспомните членов своей семьи и нарисуйте свое семейное древо.

 Ответы детей.

 

Воспитывать любовь, заботу, доброжелательное отношение к членам семьи.

- Алена ты очень красиво представилась при помощи колокольчика.

-Витя, у тебя очень богатая фантазия, ты предлагал различные варианты на что похоже наше панно.

-Саша, ты смог правильно называть всех членов семьи.

- Катя я рада что ты запомнила, что девочка для бабушки- внучка.

-Саша теперь ты знаешь, что мальчик для дедушки – внук.

- Коля, ты был очень внимательный в игре, кого не стало.

-Алеша у тебя замечательно получилось выполнить пальчиковую гимнастику.

-Наташа во время музыкальной игры ты правильно выполняла все движения.

- Толя я заметила, что ты очень любишь собрать разрезные картинки.

- Наташа ты правильно называла ласково членов семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...