"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
презентация по развитию речи

Валентина Сергеевна Ковригина

 Инновационная педагогическая технология синквейн: актуальность, цели, задачи технологии синквейн. Правила составления и варианты использования инновационной технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии. Современный мир отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка является технология «синквейн».  Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:

  • является игровым приемом;
  • способ самовыражения – синквейн получается у всех!
  • обогащает словарный запас;
  • средство обучения краткому пересказу;
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, мышление, внимание)
  • облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
  • способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников по средством составления синквейна с помощью символов, добиваться умению выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Задачи:

  • обогощать, актуализировать словарный запас детей;
  • развивать творческие способности;
  • Учить детей выделять грамматическую основу предложения;
  • Развивать высшие психические функции.

Правила составления «Синквейна»:

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица, слова из песни или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Варианты применения синквейна:

1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам педагога.

- Что это?

- Елочка

Подберите два слова-признака.

- Какая елочка?

- Зимняя, нарядная

Подберите три слова-действия.

- Что делает елочка?

- Растет,украшает,радует.

- Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

- Я люблю наряжать елку.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

- Дерево.

2.  Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно?

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Вывод: данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

3. Синквейн - загадка

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.

______ .

Растёт, стоит.

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной ___________ .

Дерево.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

4. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе.

Зайчик. Лиса.

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко маленького зайчика. Лиса совершила плохой поступок.

Сказочный герой. Сказочная героиня.

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух оказался смелым защитником.

Сказочный герой.

Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

 Можно использовать на занятиях по развитию речи.

1 Что это? (Буква А)

2 Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)

3 Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)

4 Составь предложение с буквой А. (Я могу написать букву А).

5 Назови другим словом. (Гласный звук)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  • У детей расширяется и актуализируется словарный запас;
  • Дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова, вырабатывается способность к анализу;
  • дети учатся выражать своё мнение, соглашаться или нет с мнением других, договариваться.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что включаются только темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: Ковригина Валентина Сергеевна, учитель - логопед

Слайд 2

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

Слайд 3

Актуальность и целесообразность использования синквейна : является игровым приемом; способ самовыражения – синквейн получается у всех! обогащает словарный запас; средство обучения краткому пересказу; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, мышление, внимание); облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Слайд 4

Цель игровой технологии « Синквейн »: развитие связной речи дошкольников по средством составления синквейна с помощью символов, добиваться умению выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Задачи: обогощать , актуализировать словарный запас детей; развивать творческие способности; Учить детей выделять грамматическую основу предложения; Развивать высшие психические функции.

Слайд 5

Правила составления « Синквейна »: Тема –существительное Прилагательное Прилагательное Глагол Глагол Глагол Высказывание своего отношения к теме Слово - резюме

Слайд 6

Варианты применения синквейна : 1 . Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам педагога. Елочка Зимняя, нарядная Растет, украшает, радует Я люблю украшать елку Дерево

Слайд 7

2. Коррекция и совершенствование готового синквейна . 1 . Белка. 2. Рыжая, косолапая. 3.Прыгает, скачет, воет. 4. Мне нравится ловкая белка. 5. Дикое животное. 1. Белка. 2. Рыжая, красивая. 3.Прыгает, запасает , грызет . 4. Мне нравится ловкая белка. 5. Ловкое животное.

Слайд 8

3. Синквейн - загадка ______ . Растёт, стоит. Белоствольная, стройная, русская. Я любуюсь стройной ______ . Дерево. Береза . Растёт, стоит. Белоствольная, стройная, русская. Я любуюсь стройной березой . Дерево.

Слайд 9

4. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки. Зайчик. Лиса. Слабый, трусливый. Хитрая, наглая. Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила. Мне жалко маленького зайчика. Лиса совершила плохой поступок. Сказочный герой. Сказочная героиня.

Слайд 10

5.Использование синквейна на занятиях по развитию речи Буква А. Гласная, поющая. Прочитать, написать, нарисовать. Я могу написать букву А. Гласная буква.

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНКВЕЙНА: У детей расширяется и актуализируется словарный запас; Дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова, вырабатывается способность к анализу; дети учатся выражать своё мнение, соглашаться или нет с мнением других, договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бабушкина Р.Л., Березницкая Т.А., Кислякова О.М. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях логопедической ритмикой с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход и включение информационно-комму...

«Использование технологии Lapbook в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование технологии Lapbook в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста  информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возра...

Какие современные педагогические технологии я использую в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая технология - это целостный научно - обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Педагогическая техноло...

Использование информационно-коммуникационной технологии «Веб-квест» в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.

Веб-квест – это технология, которая является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях проведения занятия или внедрения во внеурочной деятель...

Использование информационно-коммуникационной технологии «Веб-квест» в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, н...

Использование интерактивных игр портала «Мерсибо» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития...