Программа «Умники и умницы» для детей 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Шелудько Надежда Николаевна

Пояснительная записка

 

         Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 118 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Принята на

педагогическим советом

протокол №1  

от «30августа»  2023г.

        Утверждаю

приказом заведующего

МАДОУ   МО г. Краснодар «Центр-детский сад № 118»

__________ А.В.Федотова

от «30 августа» 2023г.  № 148

Программа

«Умники и умницы»

для детей 6-7 лет

Авторы:

старшие воспитатели

Сапраненко Ирина Альбертовна,

Шелудько Надежда Николаевна

Ступень обучения: дети 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Цель программы

4

3

Содержание программы

5

4

Педагогические технологии

7

5

Программа курса «Введение в математику»

7

6

Тематическое планирование «Введение в математику»

12

7

Программа курса «Основы грамоты и подготовка руки к письму»

13

8

Тематическое планирование курса «Основы грамоты и подготовка руки к письму»

16

9.

Список используемой литературы

17

Пояснительная записка

        Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

        Работу по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательной для родителей становится воскресная школа, организованная для дошкольников, которая способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.

        Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

        В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой в гимназии была введена программа «Подготовки детей к школе», которая строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100».

Особенности программы «Подготовка детей к школе»:

 Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;

 Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;

 Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;

        Программа «Подготовка детей к школе» является программой, созданной на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100» под научной редакцией А.А.Леонтьева, которая одобрена и утверждена Министерством образования и науки РФ. В её основу легли теоретические взгляды ведущих специалистов по дошкольному воспитанию на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации Министерства образования РФ по реализации образовательных программ в педагогическом процессе.

Основная цель программы – реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

        Принцип преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, программа обеспечивает познавательную деятельность дошкольников, ориентирована на развитие не только предметных, но и общеучебных умений.

        Формирование фундамента готовности перехода к обучению в школе невозможно без работы над развитием мотивации, воли, произвольности внимания и поведения, коммуникативных навыков. С этой целью в содержание программы добавлен психолого-педагогический блок диагностических и развивающих занятий:

 Диагностика внимания: концентрация, распределение, объем.

 Диагностика памяти: объем зрительной памяти, слуховая память, двигательная память.

 Диагностика темпа нервно-психической деятельности.

 Диагностика самооценки.

 Диагностика уровня притязаний.

 Диагностика мотивационной готовности к школе.

 Диагностика семьи. Стиль родительского взаимодействия.

Основные группы общеразвивающих умений:

интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

организационные (определять цель деятельности, планировать её, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);

оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Содержание программы «Подготовка детей к школе»

ориентировано на:

 обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

 формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

 формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

направлено на:

 создание условий для развития личности ребенка;

 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

 профилактику асоциального поведения;

 создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

 укрепление психического и физического здоровья ребенка;

        Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников. Программа рассчитана на 8 месяцев (58 занятий) с октября по май.

Основные линии развития детей подготовительного курса:

-формирование произвольного поведения;

-овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

-переход от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого человека);

-мотивационная готовность.

Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к школе» являются:

-формирование положительного отношения к учению;

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

-формирование адекватной возрастному уровню картины мира;

- развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

-развитие памяти и внимания;

-развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.

-создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УД (универсальных действий);

        Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.

        Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое.

        Динамические переменки позволяют переключать активность детей. Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

        В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка-дошкольника.

        В Образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения в деятельности.

        В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием проблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.

        Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

        

Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные

 педагогические технологии:

игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;

технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

        Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.

        Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого-педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.

        Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.

Программа «Подготовка детей к школе» включает в себя курсы по следующим предметам:

Введение в математику

Основы грамоты и подготовка руки к письму

Программа курса «Введение в математику»

        В основу  программы «Введение в математику» положена программа и пособие «Раз - ступенька, два – ступенька…»

(Авторы: Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина)

        Курс математики для дошкольников представляет собой начальное звено непрерывного курса математики, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ребёнка, гуманизации и гуманитаризации. Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие личности ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качества личности.

Основными задачами данного курса являются:

1)формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества,

2)формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия),

3)развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений,

4)развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления),

5)увеличение объёма внимания и памяти,

6)развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения,

7)выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих,

8)формирование обще учебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам),

9)воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

        Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками,  то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы.

        В целях создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.

        Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.

В данной программе реализованы следующие дидактические принципы:

1)принцип деятельности обеспечивает всестороннее развитии детей;

2)принцип минимакса обеспечивает индивидуальный путь развития каждого ребёнка;

3)принцип комфортности обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей;

4)принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между всеми степенями обучения.

        С целью развития логического мышления на наглядном материале, воспитания интереса к предмету и процессу обучения в целом, курс «Раз - ступенька, два – ступенька» дополнен блоком игровых занимательных задач для дошкольников, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, учат детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Опираясь на существенные признаки предметов, дети разгадывают загадки и учатся составлять их с помощью учителя.

        В разделе подразумевается практическая работа с палочками и геометрическими фигурами.

        Работа с палочками представляет группу задач на составление заданной фигуры из определённого количества палочек, задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек и задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

        Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений способствуют развитию у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработке практических умений в составлении новых фигур путём присоединения одной из них к другой. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию и замыслу. Они учатся умению решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения, ограничивать количество проб за счёт обдумывания хода поисков, догадки.

В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения.

Содержание учебного курса «Введение в математику»

1 занятие в неделю, всего 28 занятий

Общие понятия.

        Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

        Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей.

        Установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство совокупностей.

        Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Взаимосвязь между частью и целым. Величины и их измерение.

        Числовой отрезок.

        Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Числа и операции над ними.

        Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название и последовательность от 1 до 10. Использование различных анализаторов при счёте. Наглядное изображение однозначных чисел совокупностями предметов, костями домино, точками на числовом отрезке. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов. Простые задачи на сложение и вычитание чисел, их графическая интерпретация.

Пространственно-временные представления.

        Уточнение отношений: на – над - под, слева - справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра.

        Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность дней в году.

        Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины.

        Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник.

        Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Развитие представлений о геометрических понятиях: точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, многоугольник, представление о равных фигурах.

К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:

1. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

2. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

3. Знание числового ряда в пределах 10, предыдущего и последующего числа.

4. Умение сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами.

5. Знание цифр 0 – 9, знаков +, - ; умение соотносить цифру с количеством предметов.

6. Умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью наглядного материала.

7. Умение измерять длину предметов с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

8. Умение различать форму предметов: круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную.

9. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

10. Умение по заданному образцу конструировать фигуры из палочек, составлять целые фигуры из их частей, пользуясь приёмом пристроения.

11. Умение составлять новые геометрические фигуры, из имеющихся, по образцу.

12. Умение решать простейшие логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.

13. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

14. Знание дней недели, последовательность частей суток.

15. Умение продолжить заданную закономерность;

16. Умение производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

17. Умение устанавливать пространственно-временные отношения

18. Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам.

Получат возможность овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

1. Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности.

2. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

3. Умение объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

4. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью составления пар и устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого.

5. Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.

6. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

7. Умение узнавать изученные геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник – и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

8. Умение осуществлять при решении задач целенаправленные пробы, ограничивать количество проб за счёт обдумывания хода поисков, догадки.

9. Умение сравнивать предметы, устанавливать равенство фигур с помощью наложения.

10. Умение определять главный признак отличия одной группы фигур от другой.

11. Умение составлять новые геометрические фигуры из имеющихся, по замыслу.

Тематическое планирование курса «Введение в математику»

№ урока

Тема

Часы

1.

Диагностическое занятие. Выявление математических представлений

2

2.

Свойства предметов. Объединение предметов в совокупности по общему свойству. Сравнение совокупностей. Задачи на нахождение одинаковых свойств предметов.

3

3.

Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева, между, посередине. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.

3

4.

Один – много. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3

5.

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

3

6.

Пара. Логические задачи на поиск лишнего по заданному признаку.

3

7.

Представление о точке, линии, отрезке. Пространственные отношения: шире, уже, длиннее, короче. Логические задачи на определение лишнего объекта по разным признакам.

3

8.

Треугольник. Ребусы и математические головоломки.

3

9.

Представления о числовом отрезке. Пространственные отношения: впереди, сзади. Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры

3

10.

Диагностическое занятие

2

Программа курса

«Основы грамоты и подготовка руки к письму»

На основе дошкольного курса развития речи и подготовки

к обучению грамоте «По дороге к Азбуке»

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников

«Детский сад 2100»

Общеобразовательная система «Школа 2100»

Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова

        Программа «Основы грамоты и подготовка руки к письму» является  программой дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке»

(Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова)

        Дошкольный курс «По дороге к Азбуке» призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по Образовательной программе «Школа 2100».

        Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению:

-линия формирования произвольного поведения;

-линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

-линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;

-линия мотивационной готовности.

        Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Цель курса - работа над звуковой культурой речи, работа по формированию связной речи детей, всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Основными задачами данного курса являются:

1)формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; 2)развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

3)развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

4)обогащение активного, пассивного, потенциального словаря

5) развитие грамматического строя речи и развитие умения конструировать связное высказывание;

6)развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, предложением;

7)развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи;

8)расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

9)развитие фонематического слуха и обучение звуко-слоговому анализу слов.

10) формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

11)развитие мелкой моторики ребёнка

        Основным содержанием данного курса является звуко - слоговой анализ слов, работа по развитию речи, мелкой моторики и координации руки ребёнка.

        Параллельно с курсом «По дороге к Азбуке» используется пособие по подготовке к обучению письму «Вся дошкольная программа. Письмо». Данная серия разработана в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образование РФ.

Содержание курса

«Основы грамоты и подготовка руки к письму»

1 занятие в неделю. Всего 30 занятий.

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условные обозначения;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные;

- выделение в слове гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слов;

2. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

3. Слова:

- выявление различий в звуковом составе слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков в названии картинок;

- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков;

- восстановление нарушенной последовательности звуков в структуре слова;

- -последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Связная устная речь:

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение составлению предложений, распространению предложений;

- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов.

В течение всего курса обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются задания на:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

        Все занятия курса «Основы грамоты и подготовка руки к письму» строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.

        Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно складывается система знаний о языке и формируется потребность владения языком, совершенствуется речь.

К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:

 Умение отвечать на вопросы педагога;

 Умение выделять и называть звук в начале слова;

 Умение определять местоположение звука (в начале, в середине или в конце слова);

 Умение различать звуки и буквы;

 Узнавать буквы русского алфавита;

 Умение соединять звуки в слоги;

 Умение слушать и слышать художественный текст, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста;

 Умение эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

 Умение запоминать отдельные слова, выражения из текста.

Получат возможность овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

 Умение конструировать словосочетания и предложения со словами;

 Умение задавать свои вопросы;

 Умение пересказывать текст по зрительной опоре;

 Умение составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

 Умение узнавать и называть некоторые литературные жанры.

 Умение различать согласные и гласные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие звуки;

 Умение давать характеристику звуку;

 Составлять звуковую схему слова;

 Умение делить слова на слоги;

 Умение подбирать слова на заданное количество слогов;

 Умение находить различия в звуковом составе слов;

 Умение восстанавливать нарушение последовательности звуков в структуре слова.

Тематическое планирование курса

«Основы грамоты и подготовка руки к письму»

№ урока

Тема

1

Наше настроение. Цветовая гамма. Речь. Входная диагностика. Проводим линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Обведение рисунков по контуру.

2

Понятие звука. Речевые и неречевые звуки. Рисуем спирали по пунктиру.

3

Характеристика звуков. Гласные и согласные звуки. Рисуем по пунктиру внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой фигуры – постепенно увеличивающиеся фигуры.

4

Различие гласных и согласных звуков. Обводим рисунки по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

5

Последовательность звуков в слове. Соотнесение слов, которые различаются одним звуком. Обводим картинки по пунктирным линиям.

6

Составление звуковой схемы слов (кружочки).

Определение места гласного звука в слове. Обводим картинки по точкам.

7

Составление звуковой схемы слов (кружочки).

Определение места согласного звука в слове. Выполняем штриховку

Литература

Учебный курс

Учебно-методическое обеспечение

Учебная программа

«Основы грамоты и подготовка руки к письму»

Государственная программа

Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,

Т.Р. Кисловой «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте («По дороге к Азбуке»)»

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 6-7 лет ;

2. Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей;

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 6 -7лет (ч. 1,2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа « УМНИКИ И УМНИЦЫ».

Развитие  познавательных способностей, является сложным процессом формирования  восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления ( из наглядно – действенного в наглядно – образн...

Образовательная программа "Умники и умницы"

В ходе работы кружка у детей воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерной для каж...

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" (ТРИЗ - технология)

Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ - технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под  девизом "Тв...

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"

Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"...

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы»

Направленность программы – социально-педагогическая. Программа «Умники и умницы» ознакомительного уровня, направлена на  развитие познавательных способностей дошкольников....

Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы" (подготовка детей к школе)

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкол...