Дидактические игры для обучения детей речевому этикету
материал по развитию речи (старшая группа)

Александрова Мария Павловна
Проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот  возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для обучения детей речевому этикету

Игра «Эхо»

Цель игры: обогащать речь детей различными вариантами формул речевого этикета. По каждой ситуации речевой материал обыгрывается отдельно. Игровая задача: повторить вслед за воспитателем произнесенную фразу, точно следуя образцу или корректируя ее (по договоренности).

Игровые действия: поймать брошенный мяч и вернуть его, повторив речевую фразу, сказанную воспитателем.

Правила игры: «Эхом» становится тот, кому брошен мяч; мяч возвращается быстро, без задержки; если ребенок не ответил или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он тут же платит фант; если ведущий бросает мяч в пол, «эхом» становятся играющие.

Ход игры: Воспитатель рассказывает, что в лесу и горах живет эхо, он повторяет все, что кто-нибудь скажет. Предлагает детям поиграть в эхо, объясняет правила. Воспитатель бросает мяч по кругу (никого не пропускает; через одного; вперемешку). Вначале воспитатель использует отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь ситуации, а затем по мере усвоения детьми синонимического ряда формул присоединяется к ним обращение, «развертывая» его: «Доброе утро, Маша». Ребенок должен ответить, заменяя обращение: «Доброе утро, Ирина Алексеевна».

Игра «До свидания»

Дети делятся на две команды и встают друг напротив друга. Участник одной команды со словами прощания передает мяч ребенку, стоящему напротив. Тот отвечает и передает мяч стоящему рядом с ним игроку, который снова говорит слово прощания и отдает мяч участнику другой команды, стоящему напротив. За каждое правильное слово команда получает лепесток. В конце игры команда составляет прощальный цветок. Побеждает та команда, у которой в цветке больше лепестков.

Игра «Вежливые прятки»

Задача – водящего, узнать по голосу говорившего. Один из участников говорит вежливое слово. Водящий должен узнать его по голосу.

Игра «Доскажи словечко»

1.Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома ‒

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

2.Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну…(извините).

3.Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

4.Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите…(До свидания).

5.Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

6.Когда я что-то подарю,

Мне говорят: …(Благодарю).

7. Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»

Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр  по развиитию речи  предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми средней   группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей  группы...

Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

Сообщение из опыта работы  «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...

Сообщение из опыта работы на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

Сообщение из опыта работы   на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...