Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие осеннего листочка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусак Светлана Михайловна

 

Цель: Обучение детей связной монологической речи через придумывание сказки.

Задачи:

Образовательная:

-Формировать навык умения составлять сказку по плану, предложенному воспитателем.

-Упражнять детей в умении выстраивать монологическую речь.

Развивающая:

-Развивать способность использовать в речи сложные предложения.

- Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным;

Воспитательная:

- Продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_osennego_listochka.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Ленинградская, здание №55

Тел. 8(83177)35698; e-mail: detskiysad-18@mail.ru

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему:

«Путешествие осеннего  листочка»

(Развитие связной речи в процессе придумывания сказки у детей старшего дошкольного возраста).

Разработала:

 воспитатель: Гусак С.М.

1 квалификационной категории

Г.о.г. Выкса

2021 г.

Цель: Обучение детей связной монологической речи через придумывание сказки.

Задачи:

Образовательная:

-Формировать навык умения составлять сказку по плану, предложенному воспитателем.

-Упражнять детей в умении выстраивать монологическую речь.

Развивающая:

-Развивать способность использовать в речи сложные предложения.

- Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным;

Воспитательная:

- Продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы товарищей.

Материал и оборудование: Набор картинок на заданную тему, осенний листик (герой), мультимедиа, платок (для сказочницы), музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказкам, чтение русских народных сказок, беседы. Драматизация сказок с помощью настольного театра. Дидактические  игры: «Сам себе сказочник», «Узнай сказку», «Сказочное лото», «Доскажи сказку», «Сказка на новый лад».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята вы верите в волшебство? (ответы детей)

Объясните мне ребята,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет.

Знают все: большие, дети,

Что чудес полно на свете.

Стоит только пожелать,

Можно сказочником стать.

(Под музыкальную композицию «Приходите в гости к нам» воспитатель накидывает на голову платок и превращается в сказочницу. Музыка стихает).

Воспитатель-сказочница:

А теперь я вас приглашаю посидеть рядком да поговорить ладком (показывает на стульчики, жестом приглашая детей присесть.)

… про дела старинные, дела бывалые, чтобы море синее успокоилось, чтобы молодцы да девицы призадумались, чтобы гости наши послушали. А поговорим мы сегодня о сказках.

-А вы любите сказки? (ответы детей)

A, какие бывают сказки? (волшебные, про животных)

А еще ребята сказки бывают бытовые. В них описывается жизнь и быт того или иного народа.

-Хотите вспомнить любимые сказки? (ответы детей)

Приготовьте свои пальчики….

Пальчиковая игра «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

«Рукавичка», «Теремок»,

Колобок» -румяный бок,

Есть «Снегурочка» -краса,

«Три медведя», волк, лиса,

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку,

Про жар-птицу сказку знаем,

«Репку» мы не забываем,

Знаем «Волка и козлят»

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, много сказок знаете. А с каких слов обычно начинаются сказки?

 «Жили-были…в некотором царстве, в некотором государстве…»

- «Было это на море, на океане. На острове Буяне».

-А какими словами заканчиваются сказки?

«И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,

«Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!»,

«И стали они жить- поживать и добра наживать».

- «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Воспитатель: А вы знаете, как называются люди, которые сочиняют сказки?

(ответы детей).

-А вы хотели бы стать сказочниками?  (ответы ребят).

Звучит музыка, воспитатель-сказочница читает заклинание:

(движением руки приглашает подойти)

Вы ко мне все подойдите

И три раза повернитесь

Волшебным я платком взмахну

Желанье загадаю,

И в сказочников вас сейчас

Всех я превращаю!

 (Звучит шорох листьев)  

-Вы слышите какой-то звук? ….

(на экране появляется фрагмент листопада, где выделяется один листок, затем этот листочек оказывается в руке у воспитателя)

-Кажется, это началось волшебство.

-Я вам предлагаю присесть и посмотреть, что будет дальше…

-Листочек разговаривать умеет, он что-то шепчет мне.

 -Ребята, он просит вас сочинить про него сказку.

 -Хотите ему помочь? (ответы детей)

План составления сказки:

  • Начало истории (Жили -были…где? кто? когда?)
  • Происшествие (И очутился он…что произошло? конфликт, проблема)
  • Там он встретился с …. (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
  • Итог (И вот что из этого получилось…возвращение или иное завершение сказки.  

1. Ребята, а как мы начнем нашу сказку? Кто хочет рассказать?

-Жил –был листочек…

(открывается слайд № 1)

-Кто расскажет, где жил листочек? (варианты детей)

2.Что же произошло с листочком?

(Слайд № 2)

-Куда он попал? (ответы детей)

3. Ребята, а может быть, он кого-нибудь встретил?

Кого листочек встретил?

(Слайд № 3)

(Лису Патрикеевну, Золотую рыбку, Колобка, Красную Шапочку, Буратино).

 А какое же волшебство могло произойти с героями сказки?

(Слайд № 4)

4. Ребята и чем же закончится ваша сказка?

-Воспитатель: - Молодцы, хорошо поработали. Я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

(звучит музыкальная композиция «Наступила осень»)

Вступление (руки на поясе – пружинка)

Вступление

Руки на поясе пружинка

Наступила после лета осень, осень

шагают

Мы ее о разных красках спросим

Круги руками попеременно

Закружился в небе листопад

Снова листики с дерев летят

кружатся

Расставаться с летом очень жаль

Улетают птицы вдаль

Машут руками над головой

Осень, осень раз, два, три

Ты нам краски подари

прыгают

Краски радуги-дуги

Яркие цветные

Повороты туловища в стороны

Осень, осень раз, два, три

Ты нам краски подари

прыжки

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы

Повороты туловища

Чтоб смогли раскрасить мы

Листья и в лесу грибы

Шагают и садятся на стульчики.

Воспитатель:

Ну вот мы и отдохнули.

-Ребята, а кто-нибудь из вас сможет рассказать сказку, про листочек , по плану, самостоятельно? (ответы)

-На столе лежат картинки, нужно подойти к ним, выбрать те, которые вам понравятся, составить свой план сказки и рассказать ее нам.

 А мы внимательно будем слушать… (Слушаем сказку 2-3 детей)

Воспитатель: Вы все молодцы, настоящие сказочники, а сейчас нам нужно опять превратиться в ребят.

(звучит музыка, воспитатель читает заклинание).

Вы ко мне все подойдите

И три раза повернитесь

Волшебным я платком взмахну

Желанье загадаю,

И сказочников всех сейчас

В ребят я превращаю!

Анализ:

  • Чья сказка, на ваш взгляд, самая интересная и почему?
  • А кто сумел рассказать сказку точно по плану?

-Вы хорошо потрудились, и я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра «Эстафета»

Цель: активизация словаря прилагательных.

Ход игры: Дети встают в кружок, воспитатель в центре круга. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, ответить на вопрос «какой? какая? какие?»

Лес какой? -

Колобок  какой? -

Буратино какой? -

Ключик какой? -

Лист какой? –

Дуб какой? -

Рыбка какая? -

Море какое? –

Облако какое? –

Горы какие? -

Лиса какая? -

Рефлексия:

-Какие вы все молодцы!

-Понравилась игра?

-Понравилось быть сказочниками?

-У всех получилось придумать сказку?

-Легко ли быть сказочником?

-Ребята, а вы хотели бы снова стать сказочниками? (ответы детей)

-Я предлагаю вам пройти в группу и нарисовать свою сказку.

И мы создадим с вами альбом сказок «Путешествие листочка».

Согласны? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"

Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»

Экологическое занятие по развитию речи соответствует ФГОС с использованием ИКТ на закрепления признаков весны в старшей. Совершенствуем произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках, упражняем детей в подб...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по теме "Кругобуквенное путешествие"...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам"

На занятии дети закрепляют знания по сказкам, с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Космические путешествия"

Программное содержаниеЦель: формирование знаний детей по лексической теме «Космос».Задачи:Образовательные:• Расширение и активизация словаря по лексической теме: «Космос&ra...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку»( с элементами ТРИЗ).

Занятие для детей подготовительной группы проводилось в конце учебного года для учителей начальных классов. Многие дети уже знали буквы и умели читать....