"За крутой кашей и разговор краше!" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия в образовательной области " Речевое развитие" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_kashi.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по развитию речи в подготовительной группе: «За крутой кашей и разговор краше»

Цель: познакомить детей с историей и происхождением различных каш,

с народными традициями, связанными с зерновыми культурами.

Задачи:

-воспитывать вкус ребенка, культуру питания и здоровый образ жизни;

- формировать представление о важности и пользе каши в ежедневном меню;

- продолжать знакомить детей с видами устного творчества-пословицами.

Предварительная работа:

-беседа о происхождении каши

-чтение произведений «героем» которых является каша.

«Горшочек каши»- братья Гримм.

«Каша из топора»-русская народная.

«Мишкина каша»- Н. Носов.

-объяснение смысла пословиц.

Оборудование:

-плакаты с изображением злаков, круп и каш.

- набор круп;

-плакаты с пословицами.                        Ход занятия.

Воспитатель: ребята послушайте пословицы. 

Кашу маслом не испортишь.

В семье и каша гуще.

Хозяйка красна, а каша вкусна.

Щи да каша-пища наша.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа,

Являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица; «Каша -мать наша»

Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая, белужья. Рыбу мелко крошили и смешивали с разваренной крупой. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репяные и множество других каш из овощей.

Ребята подготовили интересные сообщения о кашах.

1-ребенок

Каша, как самое распространенное блюдо. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. Свадебный пир в Древней Руси так и назывался - «кашей».

2-ребенок

Кашу варили и при заключении мирного договора между врагами. В знак примирения противники садились за один стол и ели эту кашу. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение это дожило и до наших дней. Но сегодня мы говорим чаще это выражение неумелому человеку, а не врагу.

3-ребенок

Накануне Рождества, варили сладкую кашу из риса. Хозяин дома, зачерпнув полную ложку этой каши, и смотрел чем больше зерен прилипнет к ложке, тем богаче будет урожай.

4-ребенок

В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, 26 июня. Дома украшали букетами из гречихи. В этот день готовили гречневую кашу, заправленную грибами, яйцами или с молоком для нищих и путешественников.

Воспитатель: давайте с вами посмотрим из чего же варят каши?

Показать крупы, рассказать из каких злаков их получают.

Разнообразие видов русских каш произошло от многообразия сортов круп, производимых в России. Почти из каждого вида зерна делалось несколько видов круп.

Самой почитаемой из круп считается гречка. В ней содержится много растительных белков, жиров, углеводов. Там есть фосфор, кальций, калий, железо, магний, витамины, которые так полезны для организма.

Следом за гречихой следуют крупы из овса. В них много незаменимых минеральных веществ, витаминов. Хлопья из овса легко усваиваются организмом. Они особенно полезны на завтрак.

Рис, по сравнению с другими крупами, наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ и витаминов.

Манная крупа легко усваивается и очень калорийна. Особенно она полезна на завтрак детям перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованием).

Каши полезны тем, что в крупах меньше всего накапливается вредных веществ.

ГРЕЧИХА

Гречневая крупная крупа - ядрица (для крутых, рассыпчатых каш),

Гречневая мелкая крупа и совсем мелкая (не дробились, а оставались круглыми), Обварная крупа (завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, высушивали, затем использовали для каш)

ОВЁС

Овсяная крупа

РИС

Рисовая крупа

Из твердых пшениц

Манная крупа

ПРОСО

Пшенная крупа

Ячмень

Перловая крупа и ячневая крупа

Из недозрелой, вполовину налившейся ржи

Зелёная

ПОЛБА

Полбенная крупа (среднее между пшеницей и ячменем)

-А в каких еще произведениях «героем» является каша? (Сказка «Горшочек каши» братьев Гримм, «Каша из топора» - русская народная сказка, «Мишкина каша» Н.Носов, «Тайное становится явным»- Ребята, кто может сказать, как улучшить вкус каши?

 (положить в неё разные добавки).

Воспитатель: давайте поиграем в игру и узнаем, что можно добавить в каши?

ИГРА «Отгадай-ка»

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы.(Гриб).

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина).

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко).

Круглый, зрелый, загорелый, попадался на зубок, расколоться все не мог. А попал под молоток, хрустнул раз - и треснул бок. (Орех).

Белый камень во рту тает. (Сахар)

У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы).

Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.(Тыква).

Круглое, румяное, я расту на ветке: любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко).

Может и разбиться, может и свариться. Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо).

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

- Действительно, вкус каши будет во многом зависеть от того, чем её сдобрили и приправили. Конечно же, прежде всего к кашам подходит масло. «Кашу маслом не испортишь», - гласит народная пословица.

Самыми распространенными добавками в каши считаются молочные продукты - молоко, простокваша, сметана, творог и сливки. На втором месте по частоте применения в качестве добавок стоят мясо, грибы, рыба, яйца. Лук идет во многие виды каш. К некоторым кашам подходят добавляемые в небольших количествах тыквенное пюре и мак.

А какие продукты можно добавить, чтобы сделать вкус каши слаще?                            (Варенье, мёд, изюм, курагу, свежие фрукты, шоколад, семечки, разные орешки).

При помощи чего можно изменить цвет каши? (Соков фруктовых или овощных).

Все эти добавки не только улучшают вкус всех каш, но и увеличивают их пользу для организма. Каши содержат все необходимые питательные вещества для организма и легко усваиваются. Поэтому очень полезно есть каши утром, когда наш организм только «просыпается». Скажите, какая у вас самая любимая каша? (ответы детей)

 Хлеб и каши.

Откуда же произошло это самое распространенное в нашей еде блюдо? «Праматерью хлеба» величают кашу в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует, отругав нерадивого кашевара, все- таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

Подведение итога.

Воспитатель: Ребята мы с вами много интересного узнали сегодня.

- Что нового вы узнали о кашах?

 Из каких круп варят каши?

 Чем полезны каши?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи Подготовительная группа

Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы ро тазвитию речи на тему "Клуб знатоков"...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...