Открытое занятие в подготовительной группе на тему:"Путешествие в прошлое родного края"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Серёгина Марина Сергеевна

Программное содержание:

Расширять и закреплять знания детей о родном крае.

Познакомить детей с историей возникновения города Ртищево, его основателями, людьми его населяющими в разные временные периоды до сегодняшнего времени. Дать детям доступные представления о быте, истории и культуре города. Развивать интерес к знаниям о прошлом нашего края. Продолжать знакомить со знаменитыми людьми нашего города. Воспитывать у детей любовь к своей стране, через любовь  к своей малой Родине – родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, его историческое прошлое, людей его прославивших.

Развивающая среда: карта России, фотографии, иллюстрации; музыкальные произведения: «Наш край» В. Дашкевича, «Времена года» П. И. Чайковского,  «Родная земля», стихотворение   Дмитрия Углева «Ртищево».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, предметов старины, экскурсии по городу, в библиотеку, беседы о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое родного края»

Программное содержание:

Расширять и закреплять знания детей о родном крае.

Познакомить детей с историей возникновения города Ртищево, его основателями, людьми его населяющими в разные временные периоды до сегодняшнего времени. Дать детям доступные представления о быте, истории и культуре города. Развивать интерес к знаниям о прошлом нашего края. Продолжать знакомить со знаменитыми людьми нашего города. Воспитывать у детей любовь к своей стране, через любовь  к своей малой Родине – родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, его историческое прошлое, людей его прославивших.

Развивающая среда: карта России, фотографии, иллюстрации; музыкальные произведения: «Наш край» В. Дашкевича, «Времена года» П. И. Чайковского,  «Родная земля», стихотворение   Дмитрия Углева «Ртищево».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, предметов старины, экскурсии по городу, в библиотеку, беседы о родном городе.

  

 

Ход занятия:

  1. Орг.момент

Под песню «Наш край» дети входят и садятся на стульчики.

Воспитатель:                  - Если скажешь слово Родина

Сразу в памяти встает,

Старый дом, в саду смородина

Старый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор

А другим наверно вспомниться

Свой родной,  московский двор.

И лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседской фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина у всех конечно разная,

Но у всех она одна!

 

Воспитатель:    - Ребята, как вы понимаете эти строки:

                                -Родина у всех конечно разная,

                                  но у всех она одна!      

(высказывания детей)

  1. Беседа о Родине.

Воспитатель:    - У нас с вами одна Родина - наша страна,  которая называется…Россия

Подойдите, пожалуйста, к карте.  Покажите на ней нашу страну-Россию.

Обратите внимание на то, какая наша страна огромная, богатая

-Чем она богата?  (ответы детей)

-На территории нашей страны много, лесов, которые на карте обозначены каким цветом? (зеленым), степей и гор, обозначенных…(желты и коричневым цветом), рек и морей обозначенных синим цветом.  Еще она богата своими полезными ископаемыми, какими например? (уголь, нефть, газ, железная руда, золото, серебро и.т.д.) А так же много городов, поселков и деревень.

-Все мы с вами любим свою Родину. Русский народ сложил о ней много песен, сказок, пословиц и поговорок.

Мы с вами тоже слушали и пели песни о Родине, читали русские народные сказки, учили пословицы и поговорки.

-Какие вы знаете песни о нашей стране? («Широка страна моя родная» и др.)

- А кто помнит пословицы о Родине?

1. Родина любимая, что мать родимая

2. Человек без Родины, что соловей без песен

3. Родина-мать, умей за нее постоять

4. Жить - Родине служить

5. На чужой сторонушке и весна не красна.

Воспитатель:    - Вы все правильно сказали, но у каждого из нас есть своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где прошло твое детство, где ты живешь, твой дом, твоя родная земля.

И где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, ты всегда будешь вспоминать свой родной край. И как сказал поэт Николай Ярков:

-Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется светлей

Там радостней весна златая.

Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди-главное для каждого человека.

-Конечно же, есть такой край и для нас с вами, и называется он…город Ртищево

Воспитатель раздает детям фото с изображением разных видов города Ртищево

-Посмотрите на эти фотографии, что на них изображено?

(дети показывают и рассказывают)

-А что вы можете сказать о своем городе? Какой он? (большой, красивый, родной, самый лучший и.т.д.)

И как у каждого города или поселка, у нашего поселка есть своя история. Хотите с ней познакомиться?

-А чтобы узнать о прошлом своего родного края мы отправимся в путешествие. Готовы?

Но чтобы начать наше путешествие, мы с вами немного отдохнем.

Физминутка

Отдых наш - физкультминутка, 
Занимай свои места: 
Раз - присели, два - привстали. 
Руки кверху все подняли. 
Сели, встали, сели, встали 
Ванькой-встанькой словно стали. 
А потом пустились вскачь, 
Будто мой упругий мяч. 

Звучит тихо музыка П. И, Чайковского «Времена года»

Воспитатель:    Село Ртищево возникло в конце XVI — начале XVII веков и относится к числу наиболее ранних русских поселений Прихопёрья.

В 1723 году по указу Петра I на территории будущих Балашовского и Сердобского уездов были отведены земли и угодья участникам Северной войны. В их числе был отличившийся в боях майор В. М. Ртищев, получивший в поместное владение село Покровское и земли по реке Ольшанке площадью около 4000 десятин. В 1727 году Ртищевы перевезли сюда крепостных крестьян из других своих малоурожайных поместий. С этого времени у села появилось второе название: Ртищево — по фамилии помещика.

Село Ртищево несколько раз меняло владельца. В 1794 году дочь В. М. Ртищева отказалась выполнить волю своего отца, завещавшего перед смертью все его земли, скот, инвентарь, постройки и имущество передать крепостным крестьянам без выкупа, бесплатно и навсегда. Она продала имение Ртищевых вместе с крепостными крестьянами сенатскому секретарю Г. И. Ненарокову (Ненарокомову), от которого впоследствии земли, село и крестьяне перешли во владение помещика Ченыкаева. Ченыкаевы владели селом до 1917 года.

С 1917 по 27 июня 1928 года село Ртищево было административным центром Ртищевского сельсовета, Ртищевской волости. С 27 июня 1928 по 26 мая 1960 года — Ртищевского сельсовета Ртищевского района. До 5 февраля 1957 года в селе находилось правление колхоза имени 8-го Марта (до 2 апреля 1936 года — "Труд-30"). 28 июня 1971 года село Ртищево вошло в состав города.

В 1920 году посёлку Ртищево был присвоен статус города.

Послушайте стихотворение, которое написал Дмитрий Углев которое называется «Ртищево»

 

Вдоль берега извилистой Ольшанки

Лежало древнерусское село.

Спешили люди в поле спозаранку,

завидев - Красно Солнышко взошло.

 

Покровским его люди величали.

Жизнь сельская размеренно текла.

Но вот однажды жители узнали,

Какой сюрприз судьба преподнесла.

 

Давно затихли звуки канонады,

Полки вернулись с Северной войны.

Петром Великим земли, как награда,

Майору Ртищеву в управу отданы.

 

С тех пор села Покровского не стало.

Осталось светлой памятью в душе.

Река Ольшанка там же протекала,

Но только через Ртищево уже.

 

С годами ты как юноша мужало.

Век новый изменил характер твой.

Стальная нитка волости связала

Ты получило статус - Узловой.

 

Бегут года, их прожито немало.

Менялось всё: эпохи и столицы,

Но Ртищево себе не изменяло.

Ты можешь своим именем гордиться!

 Итог занятия. Подведение итогов.

Воспитатель:    - Ребята, а вы любите свой город?

-Каким бы вы хотели видеть свой город в будущем?

(высказывания детей)

-Мы с вами можем, гордится своим городом его прошлым и настоящим.

И если вы хотите видеть свой город в будущем богатым, красивым, цветущим, любите его, берегите и когда вырастите, делайте все необходимое для его процветания.

Звучит песня «Родная земля» 

Воспитатель:    Вам понравилось наше путешествие. Спасибо за внимание. Наше путешествие окончено.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

Открытое занятие в старшей группе на тему :"Путешествие по родному краю"

Это занятие посвящено знакомству детей с растительным и животным миром родного края.Включает в себя:1.Образовательные и воспитательные задачи2.Предшествующую работу3.Методику занятия4.Приложение...

Беседа в подготовительной группе на тему : "Путешествие в прошлое и настоящее нашей Родины-России".

Конспект занятия - беседы, посвященной развитию представления детей о понятии "Родина".Беседа носит обзорный характер. В доступной и понятной форме воспитатель знакомит детей с родным краем посредство...

Конспект открытого комплексного занятия в средней группе на тему «Путешествие в прошлое: История создания книги»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ к Году культуры и литературы в России. Целью открытого НОД является знакомство детей с историей создания книги, ее развитием, а также воспитание интереса к м...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в лес. Рисование по образцу»».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в лес. Рисование по образцу»»....

Открытое занятие в подготовительной группе на тему: "Путешествие по произведениям К.И. Чуковского"

Занятие проходит в занимательной форме путешествия по стране "Чукоккала" , где дети встречаются с персонажами книг К.И. Чуковского. Каждое задание красиво оформлено дидактическими пособиями: "Чудо-дер...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие в страну Математика"

Данное занятие направлено на закрепление элементарных математических представлений, математических навыков и умений, показать знания, старания чему научились ребята подготовительной группы за учебный ...