Конспект по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе «Звездочки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Алексеевна Культяева

Цель: формирование различных сторон речи и  нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. Вызвать интерес к творчеству К.И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkrytoe_rechevoe_starshaya.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 »

г. Ртищево Саратовской области»

(ЦРР МДОУ детский сад № 1 г. Ртищево)

Конспект по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе «Звездочки»

Воспитатель :

Культяева Екатерина Алексеевна

г. Ртищево

2023 год

Конспект по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе «Звездочки»

Область: Речевое развитие

Цель: формирование различных сторон речи и нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок. Вызвать интерес к творчеству К.И. Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать навыки детей эмоционально воспринимать содержание произведений К.И. Чуковского;

-Помочь детям вспомнить названия и содержания сказок К.И. Чуковского.

-Закреплять знания детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского.

Связная речь: Совершенствовать диалогическую речь: участие в беседе, закрепление правильно отвечать на вопросы педагога.; Формировать умение детей давать развернутые ответы,использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаясь; закреплять умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их;

Грамматика и словарь: Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; Продолжать совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Звуковая культура речи: Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков; Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

Развивать умения детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора; Развивать словотворчество и творческие способности детей. Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство уважения к писателю и его творчеству;Воспитывать любознательность.

Подготовка: Чтение сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Бармалей».

Проведена сюжетно-ролевая игра «У нас в гостях Айболит».

Оборудование и раздаточный материал: Портрет К.И.Чуковского; его книги, картинки, иллюстрации к произведениям; волшебный сундучок,мяч, расскраски,конфеты,изображение Айболита.

Методы и Приемы: наглядный, словесный, игровой.

Ход занятия:
Сюрпризный момент. Утром,придя с детьми в группу, начинаем поливать цветы .Рядом с ними обнаруживаем «волшебный сундучок».

Воспитатель: Ой,ребята, посмотрите какой сундучок у нас в группе появился. Посмотрим,что в нем? (Дети:да).Что-то он не хочет открываться.Давайте с вами сначала позавтракаем, а после попробуем все же его открыть.

1. Вводная часть. Организационный момент(Дети встают в круг)

Воспитатель. : Доброе утро, посмотрите ребята, у нас сегодня в группе гости, давайте с ними поздороваемся.

дети. : Доброе утро.

Воспитатель: Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей своими улыбками.

Ребята, вы помните ,мы с вами сегодня утром нашли волшебный сундучок? Мы же не смогли его открыть, давайте попробуем еще раз это сделать.(ставим сундучок на стол,прбуем открыть-не открывается.).Раздается стук за доской.

Воспитатель: «Ой,ребята,кто же там? Давайте посмотрим »(Достаю изображение Айболита с заданиями в конвертах и прекрепляю его на доску. Включаю озвучку)

Айболит (озвука): « Здравствуйте, Дорогие ребята! Я –добрый доктор Айболит.Помните я недавно приходил к вам в гости и вы мне помогали лечить зверей в вашей группе?Вы такие добрые,внимательные и заботливые,что я решил сделать вам подарок.Подарок мой лежит на дне моего волшебного сундука. Чтобы открыть сундук, вам надо выполнить мои задания, а выполнить их вам помогут сказки Великого сказочника. Кто сказки его отгадает, тот подарки получает!»

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Какие сказки бывают? (Сказки бывают народными и авторскими). Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

Дети:сказки называют народными, Потому что, их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: Почему сказки называют авторскими?

Дети: авторскими их называют,Потому что их сочинил и написал один человек - автор.

Воспитатель:Верно,молодцы.

Воспитатель: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас Айболит? Тогда вперёд в увлекательное путешествие .

Дети по кругу шагают под музыку (Вместе весело шагать по просторам) и садятся на стулья.

Воспитатель: Посмотрите, кто это у нас тут появился? (Ответы детей). Корнея Ивановича Чуковского называют великим сказочником, он писал много сказок для детей, про него и рассказывал нам добрый доктор.

Воспитатель: Давайте вспомним названия его сказок. (Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Тараканище, Путаница, Доктор Айболит, Краденое солнце, Телефон, , Федорино горе, Бармалей, Крокодил).

- Почему, вам нравятся эти сказки?

Дети.сказки нам нравятся, Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

#1054;сновная часть:

Вос-ль:Ребята, Айболит предлагает нам выполнить его первое задание, которое называется «Доскажи словечко». Итак, я буду читать текст, а Вы попытайтесь продолжить слова сказки в рифму, напоминаю, отвечаем по специальному сигналу, тянем руку:

Вос-ль: А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста, (капли)

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы (разболелись!)

Вос-ль: Отлично, а как называется сказка, строчки который мы сейчас вспомнили?

Дети: сказка называется Телефон.

Вос-ль: "Я кровожадный,

Я( беспощадный,)

Я злой разбойник (Бармалей!)

И мне не надо

Ни (мармелада,)

Ни (шоколада,)

А только маленьких

Да, очень маленьких! (Детей!")

Вос-ль: сказку о злом разбойнике Бармалее Вы тоже сразу же вспомнили, молодцы!

Вос-ль: Он рычит, и кричит,

И усами (шевелит)

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом (проглочу!)

Проглочу, проглочу, (не помилую)

Дети:Сказка называется Тараканище.

Вос-ль: Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей (сапожки,)

А сапожки не простые —

В них застежки (золотые.)

Воспитатель: как называется эта сказка? Муха-цокатуха

Но ответило корыто:

«На Федору я (сердито!»)

И сказала кочерга:

«Я Федоре (не слуга!»)

Как называется эта сказка Федорино-горе

Воспитатель: Молодцы, дети!! С первым заданием вы справились . Теперь нам предстоит выполнить следующее задание. (В-ль достает следующий конверт).

Посмотрите, какие тут красивые картинки. (В-ль приглашает детей к столу).

Нам надо на каждую картинку сказать чистоговорку.

Он-он-он - у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр - любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца - нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит - добрый доктор Айболит.

Воспитатель: Молодцы,справились и с этим заданием

Воспитатель:Так-так…Что же еще приготовил наш дорогой гость? (В-ль достает следующий конверт).

Тут Айболит предлагает нам поиграть в Игру «Узнай героя». ( картинки героев выкладываются на столе перед детьми. Дети должны взять со стола нужную картинку)

Я буду называть вам определения, а вы должны догадаться о ком идёт речь, взять нужную картинку и повесить ее на доску:

- Гадкий, нехороший, жадный (Бармалей)

- Зелёный, грозный, зубастый (Крокодил)

- Кривоногий, строгий, хромой (Мойдодыр)

- Весёлая, гостеприимная, добрая (Муха-Цокотуха)

- Неопрятная, неряшливая, ленивая (Федора)

- Маленький, бесстрашный, храбрый (Комарик)

- Рыжий и усатый, страшный великан (Таракан)

- Добрый, внимательный, заботливый (Айболит)

- Ребята, давайте покажем доктору Айболиту, какие мы сильные и здоровые. (Идемте на ковер, вставайте в круг)

Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом)

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать, Будем силы набирать.

Не болят у нас животики, (поглаживают животики)

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

А потом к траве присядем. (приседают)

Как орлы летим, парим, («машут» руками) В

о все стороны глядим,

Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)

Может помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам (шагают)

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали, (показывают, какие сильные)

Сами сильными мы стали

Вот Айболит, посмотрел ты, какие наши дети сильные и здоровые.

Присаживайтесь на стулья, ребята. Выполним следующее задание Айболита. (В-ль достает следующий конверт).

Нам предлагают Послушать отрывок из сказки:

«Скачет сито по полям,

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла».

Воспитатель: «Кто догадался, из какой сказки Чуковского я прочла отрывок?» (Прикрепляю на доску изображение Федоры). Воспитатель: «А вот и Федора сидит, грустит.

- Кто помнит, что же с ней случилось, почему она грустная? (от неё убежала посуда)

- Почему убежала? (посудабыла грязной)

- Посмотрите на Федору. Какая она? (Федора была неопрятная, неряшливая, грязная)

- Кого мы называем грязнулями? (Грязнули,это те,кто не следит за своим внешним видом и за порядком вокруг себя)

- Почему так важно умываться, содержать в чистоте дом, вещи, которые в нём находятся?(это важно потому, что с человеком никто не будет дружить,от грязи он может заболеть,)

- Какая посуда ушла от Федоры?(от Федоры ушли ложки, вилки).

- Что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась?(Чтобы посуда вернулась,ей нужно ее помыть,самой привести себя в порядок)

Воспитатель расставляет блюдца с разрезными картинками: Давайте поможем Федоре вернуть ее посуду, соберем картинку. (Дети собирают целое из частей). (Пока дети собирают картинку, надо заменить Федору грустную на радостную и снять всех героев сказок).

Воспитатель: Посмотрите, ребята. Что случилось с Федорой? («Обрадовалась Федора, что мы ей помогли.)

Воспитатель: Умнички!Присаживайтесь на стулья. (В-ль достает следующий конверт).

Следующее задание,которое нам надо выполнить очень сложное,но вы обязательно справитесь.(Игра: «Узнай сказку по картинке и вспомни отрывок»)

Воспитатель: (обращаю внимание детей на доску)

Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация и вспомните из нее отрывок?

Дети:

«Муха-Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.

Воспитатель.: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

Дети:

«Тараканище»

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

Звери задрожали,
В обморок упали.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

Дети:

«Мойдодыр»

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»

Ребята, а в какой сказке Корнея Чуковского от мальчика убежала вся одежда (МОЙДОДЫР)

А почему? (От мальчика убежала одежда, ПОТОМУ ЧТО ОН НЕ МЫЛСЯ И НЕ УМЫВАЛСЯ)

Ну Вы же знаете ,что за своими вещами нужно следить, быть опрятным. Давайте поиграем с нашим мячиком, я буду Вам называть предмет одежды, а вы называйте его ласковым словом и возвращайте мне мяч обратно. Вставайте возле стульев.


Туфли – туфельки;

Кофта – кофточка;

Сапоги – сапожки;

Тапки – тапочки;

Шапка – шапочка;

Шорты – шортики;

Носки – носочки;

Юбка – юбочка.

Шарф-шарфик

Свитер-свитерок

Носки-носочки

Футболка-футболочка


Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь. Мы сегодня уже много сказок вспомнили замечательного детского автора Корнея Чуковского

Вос-ль: Ребята, скажите. В сказке «Тараканище» почему звери напрасно боялись таракана?

Дети: Звери напрасно боялись таракана ,потому что он совершенно маленький и беззащитный.

Вос-ль: Чем закончилась сказка?

Дети: Воробей проглотил таракана.

Вос-ль Правильно, воробей оказался самым смелым среди всех зверей .

Чему учит эта сказка?(Она учит никого не бояться, а также не хвалиться перед другими.)

Вос-тель: :А чему же нас учит сказка про доктора Айболита?

Дети: Эта сказка учит нас быть добрыми. Всегда идти на помощь друг к другу ни смотря ни на что.

Воспитатель: Каждая сказка учит нас чему- то хорошему и правильному, мы сегодня так же выяснили Что сказка «Мойдодыр» и «Федорино Горе» учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом.

Мы так же должны не забывать о том, что и к книгам, внутри которых для нас с Вами открывается целый сказочный мир мы должны относиться так же бережно! Это как же надо к ним относиться? Кто знает?

(Аккуратно перелистывая страницы, в книгах нельзя рисовать, рвать листы. К Книге нужно относиться с уважением, а если книга случайно порвалась, ее мы можем вылечить, для этог у нас в библиотеке есть больница для книг).

Ребята, Айболит говорит, что мы молодцы, справились со всеми заданиями и что теперь мы сможем открыть его волшебный сундук.

(В-ль ставит сундук на стол перед детьми, приглашает их подойти к сундуку и открывают его)

Вос-тель: Ребята,смотрите,добрый доктор Айболит оставил в подарок нам сладости и расскраски. Сладости вы чуть позже отнесете в шкафчики,а расскраски мы с вами расскрасим и повесим на доску. Давайте поблагодарим Айболита, скажем ему «Спасибо» и он пойдет играть к другим ребятам.

Дети говорят спасибо Айболиту и прощаются с ним. (Айболита вынести за Дверь).

3. Заключительная часть. Подведение итогов

(вопросы к детям)

Воспитатель: Ребята, Кто же нам сегодня оставил сундучок с подарками? (Сундучок с подарками нам оставил Айболит).

Давайте назовем автора сказок, который нам сегодня помог справится с заданиями. (Автор наших любимых сказок Корней Иванович Чуковский).

Что вам понравилось сегодня? (Ответы детей).

Воспитатель:

Произведения Чуковского - это весёлые, озорные, удивительные, интересные сказки в стихах, которые можно слушать много-много раз. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи "«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе

Интегрированное занятие по речевому развитию на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе Составила: воспитатель Лимаренко С.В. МКДОУ детский сад «Малыш» Цель: формирование различ...

конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему Путешествие по сказке "Колобок"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие", на тему Путешествие по сказке "Колобок"...

Конспект организационной образовательной деятельности Речевое развитие на тему: "Путешествие по сказкам К.Чуковского» для воспитанников

Цель: Развитие и совершенствование навыков связной речи посредством анализа произведений К. И. Чуковского.Задачи:Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» в старшей группе

Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ. Закрепить знание детьми сказок и их названий.Задачи: вызвать позитивные эмоции, продолжат...

Конспект НОД ОО " Речевое развитие" " Путешествие по сказкам К.И.Чуковского" в старшей группе

В данном конспекте расширяются представления детей  о творчестве  детского писателя К.И.Чуковского. У детей развивается диалогическая речь, формируются умения читать стихи по ролям, определя...